Об этикете и дресс-коде

Sep 14, 2017 11:24

По мотивам истории с Ковалевым, разумеется, но безотносительно - я согласен с теми, кто считает что тот конфликт не из-за дресс-кода, а из-за хамства.
Но поскольку побеждает (ну или может победить) точка зрения вроде "уберем хамов, а потом четко и ясно пропишем дресс-код и будет нам щастье", нужно написать и об етом и о многом другом. И, как уже писал раньше  -я сильно предубежден в етой теме, знаю об этом - и потому постараюсь по возможности безоценочно, для начала просто позицию оценить.

Итак, какие у нас есть точки зрения - начну со своей. Меня воспитывали в "одежда должна быть удобной" и в презрении к выпендрежу внешним видом - и к выпендрежу вообще тоже, но мозгами еще туда-сюда, а внешним видом - ето уже признак слабости мозгов. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей" я понимаю, могу уважать, но не мое. Времени-то жалко, не бессмертные чай. Потом сюда добавилось понимание "люди разные" и теория жеста, согласно которой жест фу, но если ты его делаешь для себя, а не в расчете на реакцию - то ето и не жест вовсе, а значит и не фу, даже если со стороны неразличимо. А сейчас оно еще и углубилось осознанием того, что жест для других -  тоже может быть частью тебя. Ну, как в теории разумного егоизма, просто про другое. Если показалось сложно - можно совсем простыми словами через либеральную максиму. Каждый выглядит как хочет - каждый может как хочет кого хочет комментировать - и никто никому не может ничего сделать. Не нравятся шорты и короткая красная юбка и серьга в ухе (далее длинный список) - не носишь шорты, красную юбку и серьгу. И сколько угодно рассказывай как другие отвратно выглядят в твоих глазах - получая в ответ как ты в чужих кажешься фашистом-шовинистом-расистом и ты пы.
То есть далековато и от фашизма и от православия и от политкорректности - а потому есть масса других позиций, о которых дальше.

Самая массовая точка зрения по-моему выражается фразой "нужно ж выглядеть прилично". Чего уж проще. И неисполнимей - ибо представления о приличиях общеизвестно разные. Тут и болгары, кивающие поперек, и чавкающие китайцы, и хиджабы, и прочие трудности перевода с одной культуры на другую. Вот, теперь еще и выяснилось, что шорты национальная канадская одежда. Вопрос о гигиене поднимать не хочется, а придется - ибо Антон его сам упомянул, и многие поддержали обсуждение. И фигу вам - нету в той гигиене консенсуса. Там и Наполеон с Жозефиной, и "скажи своей Алисе, что мыться нужно не раз в неделю, а утром и вечером", и христиане, осуждающие мытье как таковое, и радостные православные после непременной бани осуждающие грязных католиков, и суеверные шахматисты, неделями не снимающие щасливых носков и рубашек, не стригущие ногтей и многие-многие остальные прочие. Да, и скандалы про мажущихся Звездочкой китайских шахматисток. А запах между прочим вполне себе физическое воздействие, как и децибеллы, тут даже либералу трудно определиться. А найти компромисс между "отстаньте все от других со своими тараканами" и наци-анекдотами про грязных жидов совсем непросто - подобные попытки постоянно превращаются в гениальные решения отцепить последний вагон.

И нет, фашизм я приплел не случайно для красного словца - о нем придется поговорить оддельно. Слишком часто рассказывая юному антифашисту про основы фашизма - начиная с веника, любви к Родине, сплочения ради великой цели, приоритету общего блага над частным - наталкиваешься на "но это же здорово, только так и надо, это не фашизм". Дальше они пытаются свести фашизм к расизму - но тут приходят настоящие хорошие расисты рассказывать что негры (дальше список вплоть до цыган) отличаются от нормальных людей и внешним видом и поведением и IQ. Нельзя же отрицать что отличаются. Все мы друг от друга отличаемся по куче разных факторов - и все похожи по куче других. И инстинктивные поиски закономеностей в етой многофакторной мешанине постоянно приводит к астрологического масштаба упрощениям.

Теперь вернемся к приличной одежде и прочей униформе. Довольно очевидно, что сейчас она приобрела изначально не свойственную ей сакральность. Начиналось все утилитарно - кто мог себе позволить какие шмотки - тот такие и носил. Потом пришла необходимость уменьшать потери от дружественного огня - так появилась военная форма, быстро получившая еще и дополнительное назначение выпендрежа на парадах и прочего поднятия боевого духа. Отсюда же пошла и форма спортивная - тупо для удобства игроков и судей в командных видах. А вот в индивидуальных видах источник другой - не военный, а аристократический. Все ети смокинги и фраки, все белое на Вимбледоне - ето от желания отличаться от слуг и плебса  - см. Честертона про клуб фишеров. Потому в пролетарском СССР и не приживались костюмы - их закупали всяким Ботвинникам для международных выездов - и уже потом выездные подсаживались на них добровольно, чтобы выгодно отличаццо от невыездного пролетариата. Понятно что все ето вот мало кто рефлексирует - и сторонники приличной одежды в последнюю очередь, ибо удобный шаблон в мозгу, позволяющий чувствовать себя правым (что неплохо), а отличающихся виноватыми (что уже проблема).

А дальше у нас очень серьезный переход назад - от формального соблюдения приличий и традиций к утилитарной социализации. Быть прилично одетым выгодно - встречают по одежке, ты сразу показываешь свою принадлежность к цивилизации, опрятность, умение "следить за собой". Быть неприлично одетым невыгодно -  с гнилыми зубами не возьмут на работу, будешь ассоциироваться либо с бомжами-бродягами-цыганами либо с хиппи-панко-бунтарями (плохо и то и другое), испортишь корпоративную фотографию и настроение коллегам. Уронишь общий престиж, обесценишь бренд, под который находят спонсоров - короче как не постричь свою лужайку или сдать жилье чуркам-неграм-таджикам - и то и другое снижает общий капитал соседей, ибо раен становится другой ценовой категории. Обесценивает бренд "шахматы", отталкивает спонсоров. Которые тоже люди, со своими массовыми взглядами, которым неплохо бы удовлетворить ибо они девушку и кормят и танцуют.

Чувствуете жульничество, да? Я как наперсточник подло смешал в одну кучу совсем разные вещи - приличный внешний вид, стриженную лужайку, вымытое авто - и гнусный отвратительный расизм. А они точно разные? Насколько далеко мы ушли от культурной цивилизованной сегрегации - как расовой, так и кастовой? От культуры, в которой групповое изнасилование сопровождалось заменчаниями о необходимости воспитания девушек легкого поведения? От воровской культуры (привет "бродягам"), в которой изнасилование носит воспитательный характер до сих пор, а культ правильной одежды блюдется сильнее чем пионерская форма гитлерюгенда?  Оно же все рядом - любая мораль и религия, на мораль претендующая, любые понятия стремятся контролировать все - от сексуальной жизни до формы одежды.

Абзац о пользе и необходимости для прогресса сознательной провокации я пропущу.

Подошло время для выводов, но уверен - каждый сформулирует свои. Своей мерой, по своим понятиям. Думаю всем будет про всех интересно почитать в комментах. Оценивай - и оцениваем будешь.

Четверг - рыбный день. 

скандалы, мораль, размышлизмы, фашизм, религия

Previous post Next post
Up