Вот
здесь жж-юзер
germanych выражает некоторое удивление - мол, все руководители белорусской госбезопасности как один погибли. Причём в стопроцентном большинстве своём - от руки своих товарищей, обвинённые в том, в чём сами обвиняли. Конвейер работал бесперебойно и исправно, но никто этого будто бы не замечал, каждый будто бы надеялся, что на нём репрессии закончатся, с ним-то будет всё хорошо...
Надо сказать, что и руководители наиглавнейшей Конторы в России также не дождались персональных пенсий.
Феликс Эдмундович Дзержинский, скромный поляк, первый председатель ВЧК, человек, чьи бюсты и портреты до сих пор нежно любимы многими сотрудниками нынешней правопреемницы, при жизни был человеком скромным. Первопроходец - всегда неистребимый романтик: юный Феликс давал клятву бороться с насилием в любых его формах и проявлениях. И именно Феликс осуществлял "красный террор"...
Он неминуемо попал бы под сталинские молотки: открыто поддерживал Троцкого против Ленина, вообще делал и говорил многое, что потом другим несчастным, не успевшим помереть, как Дзержинский, обязательно припоминали.
А ему "повезло" - в 1926 году помер. Причём горя на работе: два часа на пленуме ЦК крыл отборными хуями Пятакова и Каменева, обвиняя их в развале промышленности (чего уж они там к 26-ому году наразваливать успели - непонятно), да так разнервничался, что сердечко не выдержало, и поляка с полагающимися почестями похоронили, не успев узнать о том, что он - троцкист, шпион и ещё какая-нибудь сука, как стало потом известно про Пятакова (расстрелян) и Каменева (расстрелян).
Сменил его (на посту председателя уже переименованной из ВЧК в ГПУ Конторы) Менжинский Вячеслав Рудольфович:
Этот, кстати, тоже из поляков род ведёт, но сам родился в Питере.
Блестяще образованный и одарённый писатель, журналист, полемист, юрист, экономист. Большевик кажется с 1902 года. В 1907 году окончательно разочаровался в "этой стране" и уехал в эмиграцию, в коей проживал десять лет вплоть до февральской революции. Жил не кисло в Бельгии, Голландии, работал в банке "Лионский кредит" (Credit Lyonnais - существует до сих пор и имеет нынче представительства в России). Респектабельный буржуа, сибарит, интеллигентный и возвышенный эпикуреец. Он, кстати, свободно владел несколькими европейскими языками.
Вообще-то после Октябрьского переворота карьеру свою он начал как нарком финансов (формально - замнаркома, но фактически - нарком). При нём происходила экспроприация банков и других финансовых учреждений.
Думаю, что в Контору он попал за языки и знание иностранной, так сказать, жизни: народные массы люто-бешено выпускали мозги своим собратьям из противоборствующих группировок, а вот на международном уровне требовалась всё-таки другая подготовка. Карьеру в Конторе Менжинский начал с того, что возглавил Иностранный отдел в ВЧК. А дальше уж пошло-поехало.
...Он был председателем ОГПУ 8 лет. И стал своего рода рекордсменом: при Сталине никто так долго свой пост не занимал.
Умер он в 1934 году, и до сих пор многие считают, что его отравил его последователь. Тем более, что Ягоде - следующему главе Конторы - именно это вменили в вину: мол, он организовал неправильное лечение товарища Менжинского, тем самым, по сути, убив его.
Так это или нет - мы никогда не узнаем, но умер Менжинский ну очень кстати: 10 мая 1934 года. Уже 1 декабря того же года состоится убийство Кирова, которое выведет маховик репрессий на принципиально новый уровень. Аристократ Менжинский тут уже не годился: у него хорошо получалось режиссировать процессы всяких там вредителей на шахтах, или неведомых "Трудовых крестьянских партий", но всё это носило точечный характер, а нужен был принципиально новый размах...
Тем не менее, пока не доказано иное - будем считать его вторым руководителем Лубянки, умершим своею смертью.
На смену ему пришёл вот этот вот товарищ:
Ваще атас, да? Толи ещё будет. Товарищ Сталин не зря так убивался по кадрам, что даже однажды сказал мол "Кадры решают всё!" - он отлично видел проблему любого диктатора и автократа: каждый следующий кадр хуже уничтоженного. Деградация идёт на всех уровнях (и это, кстати, мы и в сегодняшней российской власти наблюдаем).
Строго говоря, кадровая проблема Сталина и сгубила: после того, как Власика своего посадил, пса верного - нового охранителя себя не нажил, вот и... подсуропил Лаврентий с "товарищ Сталин спит!"
Но мы отвлеклись.
Это - Ягода Генрих Григорьевич. Урождённый Иегуда Генох Гершенович (Генах Гиршевич?). Во всяком случае отца звали Гершон Фишелевич Иегуда. Всё сложно.
Еврей-выкрест (крещённый еврей, так их называли). С большевиками не имел ничего общего до 1917 года. По заграницам не жил, талантами не блистал, наоборот - познал ссылку: будучи ограничен чертой осёдлости посмел по подложному паспорту приехать в Москву, где был задержан злыми царскими жандармами и за всё про всё отправлен в ссылку в Симбирск на два года. Слёзно молил скостить наказание.
С 1918 года - в ГПУ. Был заместителем Менжинского. Руководил строительством Беломорканала. Упорный служака.
После смерти Менжинского (которого, как считают некоторые историки, он и отравил) - возглавил Контору. В 1936 году был неожиданно отстранён и назначен наркомом связи. В 1937 году - арестован.
...Интересно, что Ягоду обвиняли в беспорядочных половых связях, причём как с женщинами так и с мужчинами. При обыске у него был найден резиновый хуй, порнографические картинки. Также у него были найдены две расплющенные пули, каждая из которых была подписана: "Каменев" и "Зиновьев" (уничтожение Каменева и Зиновьева как раз пришлось на эпоху правления Ягоды).
Все трофеи при аресте Ягоды перешли к его правопреемнику: он забрал себе и пули (что ещё можно как-то понять), и картинки с голыми бабами (что тоже можно как-то понять), и резиновый хуй (что понять уже невозможно - не побрезговал же!).
Знакомьтесь: Ежов Николай Иванович:
...Он, этот Ежов, был роста очень маленького. От того трагедия приобретала черты фантасмагории ещё более отчётливо.
Он возглавлял НКВД всего два года: с 1936 по 1938 (да, Контора в очередной раз переименовалась, ещё ранее. Теперь это было НКВД). Но именно на Ежова пришёлся пик сталинского террора. Именно при нём в региональные отделения начали спускать прямые разнарядки, сколько человек должно быть арестовано, а сколько при этом - расстреляно. Т.е. диктовалось и количество обвиняемых, и количество приговоров.
И, кстати, именно при нём состоялась самая большая чистка рядов самой Конторы. Данные разнятся, но всё крутится в районе нескольких тысяч человек, вчерашних всемогущих следователей всемогущей Конторы, которые с разными формулировками обвинения сами оказались на месте подследственных, в известных им до пятнышка на стене узилищах.
С ними не церемонились, и они знали, что церемониться не будут. "высшая форма дознания". Многие как могли - кончали или пытались покончить жизнь самоубийством.
Ничего не скажешь, крутой был руководитель Ежов Николай Иванович. Выражение "ежовые руковицы" тогда приобрело очень такой зловещий смысл...
Тогда же, при нём (на нём и закончилось) появился этот юридический ужас:
особые тройки. Это были специально сформированные внесудебные органы для вынесения судебных вердиктов. "Тройки" состояли из начальника местного НКВД, регионального прокурора и первого секретаря. Дела рассматривались заочно. Вердикт выносился также. Не требовалось адвокатов, обвиняемого, присяжных. Вершина юридической мысли, победа и прорыв, не снившийся снулым западным юрсистемам. Миг - и обвиняемому в камере зачитывают его приговор без права обжалования, и он совершает короткий пробег от камеры до расстрельной стенки. Изредка - на этап. Никто не знал, по какому принципу "тройка" выносит приговоры.
"Тройки" надолго пережили своего создателя: после его опалы функции "троек" фактически передали "ОСО" - Особому Совещанию, которое также имело внесудебный статус, но могло выносить смертные приговоры аж до 1945 года...
Опала Ежова началась в 1938 году.
Он это чувствовал. Его назначили (по совместительству, сначала) - наркомом водного транспорта. Это было смешно.
Потом его сняли с поста главы НКВД.
Вот, кстати, его фотография со Сталиным. Сталин и сам был не высок, но Ежов рядом с ним - просто карлик:
Наверное, комплексовавший из-за своего роста Вождь комфортно себя чувствовал рядом с карликом-людобоем.
На его посту сменил его Берия Лаврентий Палыч. Самого Ежова не трогали не долго: арестовали его уже 10 апреля, ну а убили - в 1940 году. Приговор привели в исполнение.
Кстати, на следствии и суде Ежов категорически отвергал все обвинения в шпионаже, и единственной своей ошибкой называл то, что "мало я чистил чекистов", а "почистил" он, по собственному признанию, 14 000 человек. Может, эта цифра и завышена, но произнесена была она устами самого Ежова. Так что...
Из определения Военной коллегии Верховного суда РФ:
"Ежов… организовал ряд убийств неугодных ему лиц, в том числе своей жены Ежовой Е. С., которая могла разоблачить его предательскую деятельность.
Ежов… провоцировал обострение отношений СССР с дружественными странами и пытался ускорить военные столкновения СССР с Японией.
В результате операций, проведённых сотрудниками НКВД в соответствии с приказами Ежова, только в 1937-1938 гг. было подвергнуто репрессиям свыше 1,5 млн граждан, из них около половины расстреляно."
Наш, свой. Русский. Не еврей-выкрест Иегуда и не Менжинский там, поляк какой...
При обыске у него нашли тот же страпон (привет от Ягоды), пули Каменева-Зиновьева, и ещё много чего. Существовали обвинения Ежова в мужеложстве (а проще говоря - в гомосексуальных связях). Но это уже никого не интересовало...
Лаврентий Павлович Берия - фигура архисложная:
С одной стороны - убийца Сталина (как не крути, а даже самим фактом не оказания помощи умирающему Сталину он его убил), с другой - постоянно откуда-то появляются непонятные слухи о якобы демократизме Берии, о том, что он страну хотел повернуть к рынку ещё тогда, когда это не было мейнстримом...
Хер знает. Может, чего-то такое и хотел, понимая прекрасно, что на роль такого же Вождя не потянет полюбе, а без "демократии и свобод" вот этих вот - сожрут его вмиг, и к стенке поставят, и ответственным за весь террор, что дедушка Джо провёл - назначат.
Может быть. Но как бы то ни было, а он проиграл. Причём проиграл-то в общем-то профанам. От которых просто не ждал решительных действий.
Их всех расстреляли. Официально - в декабре 1953 года. Всех. Берию. Меркулова, Кобулова, Гоглидзе... Пашку Мешика, Деканозова, Владзимирского...
Загадкой останется для меня, как кровавая Контора, у которой власти было в 1953-ем гораздо больше, чем в 1991-ом, смогла так сдаться, что пошли расстрелы, и как эта же Контора возродилась фактически из пепла и взяла реванш в наши 90-е, под управлением таких "серых мышек", как Путен и компания...
Вот такой вот экскурс.
Просто так. Вспомнилось.
Я в Твиттер:
Follow @real_baxus