Посмотрел "Неудержимых" по ковру. Старчески посмеивался, в оконцовке пустил скупую ностальгическую слезу.
Самым забавным и удивительным для меня оказалось то, что я до сих пор от этого прекрасного жанра - "тупейший боевик со спецэффектами" - оказывается, получаю удовольствие! При просмотре сего киношедевра пришёл в удивительный расслабон и гармонию с окружающим миром.
...Когда всё только начиналось, фильмы с таким сюжетом были у нас чрезвычайно популярны. Все эти "Коммандо", "Рембо", "Красные скорпионы" с не менее красными "Октябрями", и т.д. Соответственно, и герои: Шварц, Слай, Дольф Лундгрен. Позже к "классикам"-тяжеловесам добавлялись другие, типа Брюса нашего Уиллиса, но это уже не важно.
Было приятно увидеть их всех вместе, включая толи в натуре настолько одряхлевшего от перепробованных вредностей Микки Рурка (ах, как водили когда-то баб на "9 1/2 недель"!!), толи так загримированного спецом...
Сюжет, разумеется, классичен, и вообще повторяет "Коммандо" и ещё миллион фильмов на эту тему (отличия только в несущественных деталях). Остров тропический, генерал-диктатор-бизнесмен, дочка в оппозиции, Эрик Робертс в злодеях (ни разу не видел, чтоб этот парень играл просто хорошего парня, хе-хе), и "наши", всем звёздным составом. Бум-бада-бум, пули отскакивают и свистят, всё взрывается, особо упорных злыдней убивают, как и положено - изысканно и сложно, в оконцовке - хеппи-энд, разумеется.
Хеппи-энд, кстати, позабавил циничного меня: раньше, когда Слай был по-моложе, всё закончилось бы поревом или намёком на порево и долгую совместную жизнь с освобождённой-спасённой пейзанкой, с заработанными бабками и блек-джеком. Постаревший же Слай ограничивается тем, что отдаёт ей все бабки, которые получил за все эти качели. За что спасённая и богатая нежно благодарит его невинными объятиями, называя дедушку на "вы" (по-крайней мере, так было в озвучке первого канала).
Справедливо и жизненно, я б сказал. )) У кого не стоит - тот и ограничивается обычно финансовой помощью и советом. А дедушка старый, ему всё равно (ц), и бабки ему походу тоже уже не нужны...
...Раньше мы шли на эти фильмы, зырили их в душных комнатах с плохим звуком, переводом, качеством потому, что у нас таких фильмов просто не было! Это был абсолютно новый жанр для нас. Шли, чтоб посмотреть спецэффекты, посмотреть, как убивают, как дерутся, как гоняют на машинах и крошат тачки почём зря, и так далее. Удовольствие от просмотра было, соответственно, объяснимым.
Сейчас... Сейчас ты прекрасно понимаешь, что жизнь намного сложнее, чем показываемое в боевике. Что всё это скорее правильнее воспринимать как некое фэнтази, чтоб вот один герой - и всех победю, и чтоб пули и гранаты все сплошь мимо него, а в конце одна царапинка пустяковая, только так, для проформы, когда уж самого главного злоебучего упыря угандошивает...
Что характерно: наши так и не научились снимать "тупые американские боевики". И дело здесь не в бюджетах-спецэффектах, и не в отсутствии накачанных мачо или постановке боёв (всё это наши-то как раз более-менее научились делать), а... в отсутствии хеппи-энда того самого!
Ну не может у нас всё закончиться хорошо и радужно, чтоб и главный герой и с бабками, и с тёлкой, и весь невредимый! Обязательно в последний момент либо побеждённое зло гранату в анус засунет "из последних сил", либо подругу спасённую шальная пуля настигнет, либо уж, как самый минимум, сам герой хоть и выживет, но останется домашним алкоголиком у полностью разбитого корыта (о чём нам заботливо поведают).
А, ещё забыл: любимый приём наших кинодеятелей - неоднозначность концовки, о. За это вообще бы выгонял из профессии. Типа, в последний момент главный злодей зашевелился, и поймал героя в перекрёстье прицела... Всё, конец, плёнка кончилась. Додумывайте сами, уважаемые кинозрителЯ, мы вас любим и считаем, что над этим вот сюжетным говном, замаскированным нами под сладкие пастилки, вы будете всерьёз голову ломать, ага.
Делать больше нечего.
Жанр "тупой боевик" своим правом на жизнь обязан однозначной решённости ВСЕХ вопросов. Там нет каких-то сложных гамм цветовых, там есть только чёрное и белое, есть однозначное зло - и однозначное добро. Которое, разумеется, побеждает зло. Окончательно и бесповоротно. Исключение из этого правила может быть только одно: если вот-вот собираются снимать римейк, вторую часть, сиквелл-приквелл, или как там это называется, когда снимают продолжение. Только и только в этом случае уместен сюжетный ход с какой-либо неоднозначностью. Чтоб зритель уходил с чувством "пидараса добьют во второй части уж точно!". Но и в первом раунде победа при том должна быть вполне убедительна, а светлое будущее - натурально.
Сами не умеете - учитесь у того же Слая. Старик уже (и это видно), а поди ж ты - снял кино в лучших традициях. Мозг отдыхает, услада глаз, и всё однозначно. Абсолютно всё выдержано в лучших традициях жанра.
...Вот поэтому мне по-прежнему доставляет удовольствие качественный "тупой американский боевик", и совершенно не нравятся (или вызывают зевоту) наши потуги.
Тупой боевик без хеппи-энда превращается в говно, как пережаренный шашлык. Какое бы хорошее мясо не было, а - говно получается.
Всё-таки искусство ещё в большом долгу перед трудящимися, я считаю.
Засим отчёт окончен.