Коля-программист. Русские типы.

Apr 11, 2011 23:40

...В тот городок мы приехали не много ни мало - покупать банк.

Была такая забавная тема в середине нулевых: когда государство вдруг обратило внимание, что большинство банков занимается хернёй и не кисло с этого живёт - оно ввело страхование вкладов (в том числе, как одну из мер). Довольно много банков в эту систему не вошло, как не заносили, хе-хе, и потому были обречены на отзыв лицензии. Случилась такая неприятность и у нас.

Ну и, собственно, выход был простой: ищете банк в провинции, который хотят продать, и который в оную систему страхования вкладов вошёл, покупаете его, перетаскиваете в Москву - профит. Можете сами работать, пока не зашкваритесь, можете другим продать - как угодно. С надбавкой солидной, разумеется. Ибо это теперь - московский банк, а оное всегда в цене.

Легко сказать, трудно найти. Но мы нашли.

Городок был просто совсем никакой. Ни реки, ни леса, ни гор. Ни железной дороги, ни тем более аэропорта. Строго говоря, это и не город был, а пгт - посёлок городского типа. Становище диких землепашцев...

И надо же: в нём имелся коммерческий, сцуко, банк! Который к тому же хотели продать.

Полуюрок* наш вообще был в шоке: ему выпало организовывать поездку (в плане билетов там, и прочего) - так он узнал, что в России, оказывается (!) есть города, куда не ведёт железная дорога!

До ближайшего областного центра - 200 вёрст в общем-то нормальной автодороги.

Поскольку в оном пгт не было даже гостиницы (не было вообще, не то, что нормальной или не очень), заселились мы всей кодлой в приличный hotel областного центра, там же нашли местного водилу с машиной, вполне ещё ездабельной, хоть и подержанной, тойоткой, которого и арендовали на весь срок командировки. Каждое утро он нас забирал из гостиницы и мы гнали на предельной скорости все 200 вёрст в этот пгт, а поздним вечером ситуация повторялась в обратном направлении.

Банк был шикарен! Бревенчатая изба с интереснейшей историей: когда-то принадлежала местному богатею-скотопромышленнику (не шучу), род которого зачах перед самой революцией. Потомков без лишних церемоний выкинули (или сами они выкинулись предусмотрительно) большевички после 17-го года, учредив в добротном доме сельсовет. До войны он так и размещался в избе (первый этаж - каменный, остальное - брёвна в обхват).

После войны, где-то уже ближе к середине 50-х местность сия получила неожиданный импульс в своём развитии: решили здесь разводить скот, построили фермы, какую-то инфраструктуру, понагнали людей, и стала деревенька тем самым посёлком. Ну а раз так, то и сельсовету негоже ютиться в деревянной избе - построили здание по-солиднее, хоть и страшенное, как вся моя житуха.

...После этого чего только не было в избе: была школа. Была библиотека. Был даже склад. Был магазин. Перед самым концом советской власти в дом заселилось какое-то непонятное управление районной потребкооперации - бюрократы, в очередной раз перепланировавшие двухэтажную избу, и оставившие в память о себе около тонны каких-то непонятных пожелтевших бланков ведомостей «учёта забоя крупнорогатого скота» - портянка, куда планировалось записывать «выход» полезного с убиенного неведомо где животнаго. До сих пор эти запасы использовались банковскими работниками в качестве хозяйственной бумаги для любых нужд: будь то под еду на стол постелить, или стенку оклеить... Или в сортир сходить, пардон.

До 93-го года изба, фактически, пустовала, да и городок переживал полнейший упадок и разорение. В 93-ем местный коммерсант открыл в помещении магазин стройматериалов, но дело не пошло. Так, с некоторыми пробелами в биографии, домик дотелепал до 1996 года, когда в него и заселился наш (пока ещё не наш на тот момент) банк...

...Куры во дворе гуляли, - лепота. Банк. Сортир дощатый на улице на два очка... Романтика, млин.

Меня более всего поразила коновязь: полноценная такая коновязь! Самое главное - было видно, что это не декорация к вестерну, не чудом сохранившийся аутентичный артефакт, а - до сих пор активно используемый по назначению дивайс! На мой немой вопрос председательша правления ответила, пожав плечами (дикие эти москалики столичные, чо) - да, конечно. Зимой-то дороги у нас чистят не ахти, так на санях бывает проще по местности передвигаться. С лошадкой, да. Это ежели в областной центр - тогда на машине, конечно, куда там на лошадке. Хотя некоторые и туда ездят. А ежели тут где - так на санях сподручнее! Да и лошадей много у кого...

...Словно в подтверждение её слов по улице (главной и единственной) проскакал всадник - мужик на нормальном таком кабысдохе, классически поднимая пыль копытами.

Если б не некоторые постройки в позднесоветском стиле и компьютеры в самом банке - можно было бы легко представить, что я переместился во времени лет эдак на сто, если не больше, назад. Красота. Я сразу влюбился в это место. ))

...Но пастораль - пасторалью, а надо работать, не война. Мы должны были аудировать банк перед окончательными расчётами с владельцами, юристы и аудиторы работали с бумагами, мне же предстояла довольно неприятная встреча с акционерами, которые должны были подъехать в это чудо-местечко, и результат этих переговоров и должен был стать главным результатом командировки.

Однако об этой рутине рассказывать не интересно.

...Персонал банка пачками таскал документы моим ребятам. Парни и девки работали. Я пил дерьмовый растворимый кофе, которым щедро угощала меня председательша правления, боевая тётка за полтос, в своём кабинете - единственном, более-менее просторном и вообще - похожим на кабинет помещении в здании. Все остальные - закутки, проходы, лестницы, какие-то выгородки, и т.д. - результат многочисленных перепланировок и переделок под сиюминутные нужды того ведомства, которое гостевало в избе...

Я поглядывал на култыхающихся в пыли кур за окном, во дворе банка, на столь впечатлившую меня коновязь, и неспешно беседовал с любящей потрындеть на любую тему, как все пожилые люди из неизбалованной обществом провинции, председательшей.

Неожиданно процесс встал. В кабинет управляющей вбежала запыхавшаяся курносая девчонка - сотрудница банка:

- Изольда Марковна, у меня принтер не печатает!

Честно говоря, я не сразу понял, в чём проблема:

- Ну, пошли на печать на другой принтер. Они же у вас в одной сети, поди? - на меня посмотрели так, будто я непонятно к чему выдал матерную руладу.

- Надо звать Колю-программиста! - вынесла вердикт председательша.

И началось. Сотовым телефоном Коля пользовался примерно также, как многие люди в глубокой провинции: он его держал выключенным, а включал только если была нужда позвонить самому, либо нужен был интернет-коннект (хоть какой-нибудь). Поэтому сотовый телефон не отвечал, но никто, как я понял, и не рассчитывал всерьёз на это чудо.

...Непонятно откуда (городок-то маленький!) пришла инфа, что Коля-программист пошёл в налоговую. Налоговая располагалась на той же улице, через два дома от банка.

Председательша с лицом Ленина, срочно вызывающего Феликса Эдмундовича, покрутила диск настольного аппарата - позвонила в налоговую:

- Маш, а Коля не у вас? - ответ был, похоже, что Коля был здесь и щас где-то рядом, но где точно - Маша не знает.

- Увидишь его - скажи, что он нам срочно нужен, ладно?!

Та же тема повторилась с «Ирочкой», «Любовью Яновной», и ещё какими-то персонажами из налоговой. Везде неуловимый Коля только что был, и только что вышел, и всех их председательша озадачивала сказать Коле, что он нам срочно нужен.

Время шло. Процесс стоял.

Я вышел глянуть, что за проблема с принтером.

Увидев доисторический матричный принтер и комп с не менее доисторической 98-ой виндой (это в 2005 где-то году, ага, в банке) - я погасил свой пыл техногика тут же решить проблему. Уж очень мне не хотелось ковыряться в этом археологическом говне, да и интернета не было у них, считай. Поэтому я только с умным видом потеребил лпт-порт и кабели (это не помогло), и поинтересовался наличием альтернативного принтера.

Принтер был, но с его подключением было ещё больше качелей, к тому же в данный момент он был без картриджа...

Офигенный банк. В ногу со временем шагает, чо. Один принтер, да и тот - матричный, на всех.

Но, в принципе, другого-то им и не надо ничего - этого хватало до сих пор. Так что грех их винить в чём-то.

Время шло. Процесс стоял.

Узнав, что налоговая находится на той же улице в двух шагах отсюда, я предложил прогуляться туда, дабы если и не найти неведомого гуру-Колю, то хоть кости размять. Моя команда с удовольствием согласилась почти в полном составе, а со стороны банка к нам была прикомандирована девочка, чтоб был хоть один человек, знающий Колю, великого и ужасного, в лицо.

...Налоговая помещалась в одноэтажном вытянутом бараке, и там был обед. Классика: Кустодиев с Поленовым могли бы восхититься типажами - на толстом бревне у входа сидели полдюжины девок различного возраста, и подставляли лица жаркому летнему солнышку. Кто-то курил, кто-то точил семки, кто-то жевал пирожок, некоторые вяло разговаривали.

Прямо даже неудобно было беспокоить людей - на лицах их читалась такая безмятежность!

Однако в поиски Коли они включились с энтузиазмом: о, движуха! ))

Выяснилось, что Коля действительно в налоговой был. И что-то там делал по компьютерной части (оказывается, Коля-программист обслуживает и налоговую, в которой является штатным сотрудником), затем ушёл... в банк. Нет, не в наш - в Сбербанк (опа! ну разумеется, нет такой жопы мира в России, в которой бы не было хотя бы голимой сберкассы). Который Коля тоже обслуживает. По совместительству.

...Сбербанк помещался в гораздо более голимой избе, чем «наша», - вообще в какой-то наполовину разваленной халабуде. Внутри и снаружи царила та же сонная безмятежность. Сотрудники «конкурента» словоохотливо пояснили нам, что-таки-да, Коля был у них, что-то поделал-поделал, и отправился домой обедать. А после обеда он обычно спит часика два...

Прелесть-то какая, а? Спит он. Умничка.

Вернулись на базу, где выяснилось, что председательша дозвонилась Коле домой, он буквально заканчивает приём пищи и после этого «как из пушки» будет здесь.

Отменит, стало быть, ежедневный дневной сон. Нет, ей-Богу, начинаешь себя прямо злодеем чувствовать. Приехал, взбудоражил людей - жили себе, не тужили, спали после обеда, сил набирались...

Коля-программист оказался симпатичным умным парнем, чем-то смахивающим на актёра, который играл Гарри Поттера - такой же правильный, розовенький гиревик-любитель. Не курит, не пьёт.

Вмиг отладил все процессы, оживил принтеры, «сделал» доступ в интернет, после чего засел в серверной - закутке под лестницей, в котором два человека могли поместиться только если один из них - сидел.

Я спустился к нему в эту конуру - пятиминутного знакомства с ним мне хватило, чтоб понять: реально на Коле здесь всё техническое обеспечение процедур держится: именно он отправляет отчётность в ЦБ, и сам диктует девкам из банка требования к файлам выгрузки и прочим параметрам; именно он обновляет отчётность, не говоря уж о том, что именно он фактически автор программы, на которой работает банк. Программа, строго говоря, была куплена у некоего стороннего производителя Бог его знает когда. Но Коле-программисту пришлось за денежку столько лет допиливать её напильником под меняющиеся нужды и требования, что по-большому счёту, это уже был колин авторский продукт.

...Поэтому мне нужно было продолжить знакомство с ним. Спустился. Разговорились. «Разговорить» Колю мне оказалось легко - я и с куда более сложными «гусями» справлялся, а тут-то - человеку и самому рассказать приятно, он толковому слушателю только рад.

...Работает парень в 12 (!) местах. В принципе, нету мало-мальски серьёзного объекта в городке, который бы он не админил или не автоматизировал. Или бы полностью от и до не вёл (как наш банк). Получает по московским меркам с каждого - сущие гроши: в налоговой, например, тысячи три ему платили тогда, в середине нулевых. В банке - по-больше: 8 тысяч рублей. В Сбере - 5. В городской администрации по какому-то хитро составленному договору выплачивали аж 12 тысяч в месяц, но сложно (Коля поморщился): в эту сумму ещё входила оплата какого-то хостинга и чего-то там ещё, т.е. не всё доставалось Коле. И так далее. Плюс - разовые сдельные работы: это когда кому-нить надо сетку поднять и настроить, или кто-то дозрел сайт сделать, или просто прогу какую внутреннюю замутить-написать, для управленческо-административных нужд. За эту работу Коля брал аккордно, по договорённости.

- Ну вот и сколько у тебя на круг выходит, в месяц? - спросил я.

- От пятидесяти до семидесяти, больше бывает только если много разовых проектов, - спокойно сказал он, но тут же спохватился: - только не говори никому, ладно? Местным это впрямую лучше не озвучивать.

- Почему? Зависть? Конкуренция? - Коля даже засмеялся моей наивности:

- Какая конкуренция? Я бы рад, если б у меня толковый помоган нарисовался б. Нету тут никакой конкуренции. А люди многие тут живыми деньгами тысяч 10 в месяц видят, максимум. Им такой доход - 70 тысяч - всё равно, что бельмо на глазу. Ни к чему в людях низменное-то будить.

- Дык всё равно ж все всё знают! Они же сами нас то туда, то сюда посылали, в места твоей работы. Неужели ты думаешь, что они не знают, что ты за деньги там работаешь?

- Одно дело - догадываться, другое дело - знать! - многозначительно отрезал Коля. Правильно, в общем-то.

- Слушай, ну а в Москву-то как? Не думал перебраться? Помощников-то у тебя, я так понимаю, нету именно по этой причине - все уже давно там, или на худой конец - в области, не?

- А что мне там, в Москве делать? Вот смотри: здесь я имею 50-70 тыр в месяц плюс разовые проекты, халявный интернет и ряд других преференций, включая свободный график. Там... ну, устроюсь я сразу тысяч на 80-100 - больше же всё равно не дадут с моим образованием. Из этих бабосов буду 25-30 за квартиру отдавать - уже остаётся те же 70. Понятно, что перспектив в Москве больше, но и попадосов - тоже. Чуток поднимешься - квартиру покупать надо, правильно? А это - ипотека и все дела. Опять минус хер знает сколько - ценочки-то у вас там бешеные на недвигу! Так и будешь барахтаться, а чего получишь-то взамен?

- Ко мне недавно друг из Москвы приезжал, одноклассник мой бывший, земляк. - словоохотливо, явно как о давно обмысленном, заговорил Коля: - он, в отличие от меня, как раз сразу свалил, как только школу закончили. Поступать. Я-то в области учился, а он - в Москву... да... ну, понятно, что там и остался: только и видела его малая родина.

- Ну вот приехал он, и стали мы писюнами меряться. Кто лучше живёт. Считали - чуть не спятили. Он там даже не программистом - начальником над программистами в одном крупном банке работает. Получает 6 тыр зелени в месяц (на тот момент - середина нулевых - это было порядка 150 тысяч рублей, чуть меньше - прим. моё), плюс ежегодный бонус. Бонус у него - 3-4 зарплаты, небольшой пока, говорит, дальше будет больше. Ну и чего? Жил на съёмной квартире, щас женился, ребёнка ждут, - влез в ипотеку. По ипотеке только 50 тысяч рублей в месяц башляет. А ещё машину купил не так давно, тоже в кредит. Живёт от бонуса до бонуса, и каждый раз трясётся - дадут, не дадут, и если дадут - то сколько? Весь год долги делает, и с бонуса с этого рассчитывается. Чтоб снова в долги влезть. Сейчас бонус получит - за машину рассчитается, так сразу надо снова деньги - ремонт делать: хату-то купленную сдают без отделки. И он сейчас и на съёмной живёт, и за ипотеку платит, и за ремонт ещё башлять будет, ё-моё. Это чо, жизнь?! А ведь ещё башляет за беременную жену - всякие там клиники-шминики, у вас-то там в Москве это всё бешеных денег стоит...

- И вот считали мы считали, и получилось, что чистыми, на руки-то, на жизнь, так сказать, у него выходит практически столько же, сколько и у меня. Может быть, самую малость больше. - Коля так заразительно засмеялся, что я невольно тоже хмыкнул.

- Только он въёбывает с утра до ночи, начальник ему - царь и Бог, и даже квартиры своей у него, считай, нет.

- А ты?

- А что я? Я, считай, сам себе хозяин, в принципе. Хочу - беру работу, не хочу - не беру. Квартира у меня здесь большая, наследная, так сказать: с мамой живу старенькой. Продукты здесь чуть-чуть - но дешевле, а уж что касается разных там услуг - то только интернет вам обходится дешевле, за что я вам завидую. А так - я вон дачу строю, так даже стройматериалы покупаю (сравнивали мы с ним, он со своим ремонтом тож в этом уже разбирается) - иногда процентов на 30 дешевле, чем у вас. Про всякие там фрукты-овощи я и не говорю. Опять же - пробки... Вообще не знаю, что это такое! - смеётся он. - Жена рожала, я её в область отвёз: у нас там сейчас такой дворец родильный построили - мамкин йожик, шоб я так жил, спасибо Путину - так всё бесплатно, прикинь? Еле-еле коньяк всунул, когда ребёнка забирал вместе с мамой...

- Опять же, свежий воздух, экология, зелень с грядки, матушка на даче курей держит, яички свои - а до той дачи мне езды - 20 минут хорошим ходом, причём могу хоть бухой кататься - отродясь здесь мусоров не видел, на той дороге...

- Матушка моя говорит: где родился, там и пригодился! Я с ней в этом плане не могу не согласиться. - снова весело пояснил он.

Не смог с этим не согласиться и я.

- Одно мне не нравится в наших краях, по-большому счёту. Вернее - два. Дорогой интернет, и то, что в заграницу приходится через Москву летать - дороговато выходит, блин. Или по времени долго: приходится поездом из области до Москвы пиздюхать, а уже оттуда - лететь куда-то. Вот это плохо, да. Сто раз подумаешь, прежде чем куда-то ехать... Интернет, надеюсь, это временно. А вот с заграницей - не знаю...

Мне ничего не оставалось, как лишь уважительно пожать его руку. Молодец. Вот такой вот он, Коля-программист. Мне запомнившийся.

Кстати, мы ещё долгое время (год почти) сотрудничали, и я был очень доволен этим сотрудничеством - на редкость толковый мужик, не со всяким московским программером мне доводилось достичь такого взаимопонимания целей и задач, да.

Счастья вам.

* - "полуюрок" - (жарг.) помощник юриста, как правило, студент последних курсов юридического ВУЗа, либо выпускник (реже). Мечтает когда-нибудь стать пузатым юристом, но в настоящий момент используется как подмастерье, для всяческих рутинных работ "подай, принеси, сделай". Поле занятости представляет из себя некую вульгарную смесь из курьера, секретаря и офис-менеджера с юридическим уклоном.

Россия, случай из жизни, русские типы, размышлизмы и аналитика, былое

Previous post Next post
Up