Сейчас очень модно в сети ругать телевидение. Мол, врут там всё (и в самом деле, чаще - врут), мол, дебильник, нормальных передач нет, ну и т.д. - список претензий велик. И на самом деле - актуален.
Я к вранью на телевидении отношусь равнодушно: сказывается, видимо, советский опыт, когда правды от телевидения никто особо и не ждал, даже дебилы понимали, что всё, что показывается в ящике - намертво связано с основной идеологической догмой существования государства и общества. Полностью ей подчинено. А, следовательно, ожидать чего-либо вне этого контекста просто не приходилось.
Начиная с середины 80-х начались процессы «демократизации». Затронули, они, естественно, и телевидение. Однако период «оттепели», когда на телевидении властвовали либеральные романтики - энтузиасты своего дела, прошёл очень быстро. Года два-три. Может, четыре. И… наступила эпоха коммерции. Совок кончился, надо деньги зарабатывать. И - понеслось…
…Неприкрытая реклама, «джинса», заказное мочилово того или иного чиновника (чего только стоит Доренко, с его мочиловом Лужка - до сих пор анекдоты ходят), или кандидата куда либо (в период предвыборных компаний); человек, похожий на генерального прокурора, в блядском доме с блядями… Чего только нам не показали, за это время.
И над всем этим - ехидна-Шендерович, который всегда найдёт, над чем поржать.
Беда в том, что правды в этом всём тоже было немного. Просто если раньше по дефолту все знали, что правды на телевидении нет, и врёт даже прогноз погоды, то нынче (в новые времена) приходилось гадать: а может, всё-таки, правда? Да нет, вспомните, кто владелец канала! Зачем ему такая правда?! А, точно. Да.
…Мне же, на фоне этой телевизионной вакханалии, захотелось вспомнить: а что хорошего было в советском телевидении? А хорошего, как выяснилось, было-то немало, да!
…Ну, во-первых, по советскому телевизору можно было сверять не только часы, но и календарь.
Мне (может быть, ошибочно, конечно) сейчас кажется, что, единожды встав в сетку вещания, программа закостеневала в ней на веки вечные.
Если, к примеру, слышишь позывные программы «Международной панорамы» - значит, сейчас суббота, около 18-00, и вот-вот господин Бовин (будущий посол России в Израиле), вместе с коллегами той же национальности: поныне живым Генрихом Боровиком и журналистом-международником Цветовым, расскажет телезрителям о том, как беспросветно, мучительно, бездуховно живут и мучаются трудящиеся Японии, США, Англии, Гонконга… я любил эту передачу: в ней мелькали (волей-неволей) кадры заграничной жизни: море огней, неоновая реклама, недосягаемые для нас автомобили, о технических характеристиках которых мы, дети, могли узнавать только с изредка попадавшихся тогда (но имевших широкое хождение и свободную конвертацию во все ценности) вкладышей к иностранным жвачкам…
…А в 21-00 - обязательно! - программа Время. Она и сейчас выходит также. И содержание её всё больше напоминает мне ту, родимую: всё у нас хорошо, всё - замечательно, вот-вот - и наступит светлое будущее, за которое мы все боремся поколениями. А если и имеется какая бякость или напасть - так всё от супостатов, врагов наших заклятых. Но мы, несмотря ни на что, всё преодолеем, засыпем, несмотря на происки врагов, в закрома родины очередные тонны урожая, выплавим рекордные тонны чугуна, прокатаем рекордные листы стали, и вообще - всех победим!
…А «Что? Где? Когда?»?? Любимейшая передача всей советской интеллигенции и мнящей себя таковыми! Это сейчас - фраки, «интеллектуальное казино», бабки пачками, хрустальная сова, инкрустированная настоящими бриллиантами, и банкиры-спонсоры. И знатоки, лоснящиеся собственным благополучием, всем своим видом доказывающие молодым будущее материальное превосходство учёного-ботана «знайки» над распиздяем «незнайкой». Впрочем, почему - превосходство? Неужто только мне режет глаз количество распиздяев-«незнаек», облачённых во фраки, и уважительно именуемых официальными спонсорами программы?!
А тогда… молодые люди не слишком формального вида, больше в свитерах, и никогда - во фраках, рубились мозгами за… книги! За дефицитные книги. Всего лишь. Призом были именно они, и чем выше победа, тем дефицитней приз доставался победителю…
«Утренняя почта» с алкоголиком-Николаевым (ныне не пьёт уже хуеву тучу лет), «Будильник» с Румянцевой, «АБВГД-ейка» с Клёпой… Слышал я, что этот «Клёпа» в Америку съебнул, после 91 года…
Все эти передачи выходили строго по расписанию, как курьерский поезд, и были стабильны, ста-биль-ны! В смысле постоянства, как признака класса.
Лично мне казалось, что они будут всегда. Они вечны. Как и наша огромная, по-своему прекрасная, хоть иногда и жутковатая - Родина, под загадочной аббревиатурой С.С.С.Р…
Опять же, «Вокруг Смеха» (меня тут подкорректировали, в камментах, либерасты) с долговязым и худощавым, ныне покойным, поэтом-пародистом Александром Ивановым, в качестве ведущего - совсем не воспринимался как образец пошлости и объект для насмешек. Отнюдь. Огромное количество легендарных ныне монологов тогдашних сатириков, совсем не опопсовевших ещё, как ныне - Петросян, - родом именно из этой программы.
Но это всё - передачи ежедневно-еженедельные. Была ещё и укрупнённая календарная составляющая.
Если, к примеру, в разгар рабочего дня по ТВ показывают «Приключения Электроника», «Приключения Петрова и Васечкина», «Гостью из Будущего» - значит, на дворе - школьные каникулы (которые тогда были также едины и неделимы). Можно даже не смотреть на календарь или за окно: репертуар к школьным каникулам, особенно - промежуточным, между четвертями - обязательно менялся в сторону детей и детских передач.
Ну, про такую банальность, как «Ирония судьбы или с легким паром» я даже говорить не хочу. Если услышал знакомое: «Со мною вот что… происходит… ко мне мой старый друг не ходит…» - можешь смело доставать салат оливье и шампанское с ёлкой - новый год на дворе, к гадалке не ходи!
Профессиональные праздники силовиков - особая тема. Почему-то больше всего (на мой взгляд, разумеется) телевидение не любило Минобороны. Именно на 23 февраля (которое, к тому же, не являлось тогда выходным днём) - был самый скучный концерт по телевизору. Для МО. Крашеные бабы в кокошниках, почти полное отсутствие юмористов, и всё такое.
К праздничной дате, как правило, приурочивался показ какого-нибудь фильма (желательно - премьеры). Про войну, разумеется - о чем ещё можно показывать воякам?! Не знаю, но у меня осталось стойкое ощущение, что именно к 23 февраля в советские годы показывали далеко не шедевры, про эту самую войну. Так, второй сорт. Второй эшелон. Помпезный, но не торкающий, не берущий за живое.
По-настоящему хорошие фильмы про войну приберегали для 9 мая! Вот это, действительно, был (да и остаётся) - всенародный праздник, а не день какого-то там ведомства, пусть даже важного! Вот тогда во всей красе и появлялись на экране «Они сражались за Родину!», «Белорусский вокзал», «Судьба человека», и другие, по-настоящему - шедевры, о Той Войне. Чтобы не говорили про это злопыхатели из либерастов. И смотрелись они на одном дыхании, реально, и - с замиранием сердца. Я до сих пор, извините, со слезой (не напускной) смотрю на Бондарчука (старшего, разумеется), возвращающегося в лагерный барак с буханкой хлеба… «Русские и после второй - не закусывают!», да…
Было ещё как минимум две интересные даты. Обе - в конце осени - начале зимы. Яркие премьеры, подготовленные творцами, уважавшими праздновавших о ту пору свой профессиональный праздник, людей, миллионам людей скрашивали эту мрачную, как не крути, пору года.
Речь идёт о Дне милиции, отмечавшемся (да и поныне отмечающимся) 10 ноября, и - о Дне чекиста, что, как известно, приходится на 20 декабря.
Оба когда-то единых ведомства вели негласную борьбу между собой, конкуренцию. За то, чей праздник окажется круче, и чей фильм - лучше. И Творцы от кино тоже - старались, не ударить в грязь лицом.
…Именно на День милиции был презентован говорухинский шедевр «Место встречи изменить нельзя!», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра Милосердия».
Кстати, на этом шедевре мне хотелось бы остановиться особо: я искренне считаю (и Говорухин косвенно подтверждает это, рассказывая в дополнительных файлах к подарочному изданию фильма о роли Владимира Высоцкого в создании данного кинотворения), что если бы роль Жеглова досталась не Высоцкому - фильм никогда бы не получил такой популярности. Он не был бы столь интересен даже по сей день! А он до сих пор продаётся (и, что немаловажно - покупается) даже в наше время!
Опять же, в отличие от многих, меня читающих, я не только смотрел фильм, но и читал роман-предтечу, а именно - упоминаемую «Эру Милосердия» Вайнеров. И, кстати, несмотря на всю любовь к фильму, должен отметить, что роман показался мне глубже, тоньше, мудрее. И, конечно, заканчивается он гораздо более грустно, нежели чем фильм. Варенька там погибает, а в фильме она встречает потерявшего на короткое время смысл жизни Шарапова, с усыновлённым подкидышем в счастливых руках… Кстати, из своих преинтереснейших бесед с Вайнерами (о которых я когда-нибудь обязательно напишу), я узнал, что на роль Жеглова именно Высоцкого утверждали, по сути, они. Во-всяком случае, ратовали обеими руками.
А вот Конкин в роли Шарапова их не очень удовлетворял. Но… Приняли именно Конкина. Говорят, что и у Высоцкого с ним не очень сложились отношения. Но это уже тема для другой истории, ибо как бы то ни было, а фильм - получился, и получился шикарно, я считаю.
…Вся страна вымирала, когда в ноябре впервые (впоследствии успех повторяли несколько лет подряд, каждый раз к этой дате) сериал транслировали по телевидению. Эти пять серий были чем-то очень новым. Милиция, которая, наконец-то, занимается реальной защитой граждан от не слишком порядочных диких животных, бандиты, чьи образы выписаны и сыграны столь колоритно, что многим становилось понятно - не просто так бандитами становятся, тоже - не от хорошей жизни всё это… Вобщем, фильм давал кучу пищи для размышления. И в этом (в том числе) была его сила.
…У чекистов, однако, имелся свой «наш ответ Чемберлену!». Тут, разумеется, на вершине - «Семнадцать мгновений весны», презентованные впервые тоже - в декабре, к соответствующей дате. Этот культовый для многих фильм, в котором, как метко подметил один блоггер, «все просто очень хорошо делают свою работу, с точностью швейцарского часового механизма», тоже стал фильмом - эпохой.
И хотя два упоминаемых в посте фильма вышли на экраны в разные годы, тем не менее, их роднит вот этот самый соревновательный дух. Мы им - «17 мгновений…», они нам - «Место встречи…». Мы им - «Ошибку резидента», они нам - «Следствие ведут…», мы им - «ТАСС уполномочен заявить», они нам - скандального «Инспектора Лосева», которого в итоге сняли с эфира, за чересчур уж подражание западным суперменам…
Можно долго спорить и ёрничать о вреде такого подхода, но в условиях не свободного изначально искусства подобное позволяло наслаждаться действительно - Творениями! Без ширпотреба и попсы.
Собственно, как-то мало кто задумывался, что цензура, как таковая, вымарывая всё, политически вредное (что она, безусловно, делала), ещё и отбраковывала всё, безусловно бездарное! Чего, к сожалению, я не наблюдаю на телевидении сейчас…
…И сейчас стало возможным любой бездарщине пролезть на телевидение, если она политически безвредна. И наоборот - любой талантливый креатив не пройдёт современную цензуру, если он - талантлив, но политически - вреден.
Так и живём.
И именно поэтому сейчас хорошо ностальгируется по советскому телевидению… Ведь на нём, хотя бы, не было рекламы, да.
Счастья вам. И - чтоб было что по телевизору посмотреть, всё-таки.
И ещё - постоянства хочется. Как не странно. Вспомните, вы, хотя бы, одно десятилетие прожили со стабильными праздниками? Правильный ответ - нет! Только за последние 10 лет праздники менялись… почти десять раз! То выходным днём объявят 23 февраля, то - 4 ноября, придумав какую-то ерунду про поляков… То - в Новый год добавят, то - в майские - убавят… Каждый год живём в ожидании чехарды.
А тогда - было иначе, да… И в этом, чёрт возьми, была своя прелесть.
Как не крути.