Девальвация

Oct 10, 2009 19:01

Пришла тут в голову банальная мысль: как же сильно обесценились (я щас не о деньгах) фотоснимки нынче, а?

Раньше ведь как было? Ты плёнку сначала купи, да не видя результата - отсними, да потом всю семью на сутки удобств лиши, чтобы проявить да напечатать - ой, ё! - так наебёшься, что каждый снимок золотым кажется.

Щас как вспомню - так вздрогну: это ж насколько мне тогда заняться было нечем, что мог возиться с этим (уже забыл, как называется) аппаратом, кадрируя плёнку, проявляя, закрепляя, ванночки эти, химикаты - пипец!

…Естественно, после такого геморроя лично я оставлял даже посредственные снимки. Да хуле - даже откровенное говно использовалось. Выкидывалось только если уж совсем вдруг ничего видно не было. Но такие кадры фиксились ещё на плёнке, после проявки.

А если ещё друзьям надо напечатать, то ваще туши свет - на трое суток ванна занята! )) Как выкручивались те, у кого санузел совмещённый был - ума не приложу.

…Ну, правда, в ту пору лишний раз и не щёлкать старались. Сто раз взвесишь, перед тем, как затвор спустить. И дело тут не только в геморрое с печатью, но ещё и в плёнке: как не крути, а количество кадров ограниченно. Плёнка в советские времена не то, чтоб дорого стоила, но всё-таки не для детишек было удовольствие. А кое-где даже самую поганую плёнку достать было невозможно. Поэтому сто раз подумаешь: вот щас щёлкну, а потом на что-то более интересное - не хватит (и такие случаи бывали, да!).

…И это всё - чёрно-белое, заметьте! Цветные фотки в домашних условиях печатать почему-то сложно очень было, я уже не вспомню щас деталей, почему. Да и плёнка цветная, качественная, была жутким дефицитом…

Поэтому первое цветное, на что я начал фотографировать, были слайды. В середине-конце восьмидесятых Москва почему-то была завалена вполне приличной ГДР-овской плёнкой, цветной, для слайдов. ORWO, кажется, называлась она, не помню уже, тоже.

Слайды имели ряд плюсов: во-первых, они были цветными. Во-вторых, эту плёнку уже не надо было проявлять в домашних условиях - её принимали на проявку там же, где и продавали саму плёнку. Знай только, нарезай, да вставляй в рамочки.

…Но были и серьёзные недостатки, из которых самый главный - слайды без специальной приблуды не посмотришь. Будь то хоть примитивный монокуляр, в который вставляешь слайд и зыришь на свет, или навороченный слайдоскоп, который у меня имелся, по-другому - никак!

Кстати, о слайдоскопе. Видя моё увлечение, батька притащил из очередной командировки по стране мне в подарок слайдоскоп - чудо советской техники для людей. Вставляешь, значится, слайды в специальную кассету, вставляешь кассету в прибор, вешаешь экран, регулируешь резкость, и - жми себе на кнопку, зырь, наслаждайся!

…Наслаждаться, правда, удавалось недолго. Как и почти всё, что делалось в Советском Союзе в плане бытовой электроники, слайдоскоп имел кучу конструктивных недостатков: он грелся вплоть до пожароопасности, поэтому оставить его без присмотра - ни-ни. У него часто перегорала весьма сложно добываемая в те годы лампа, без которой слайдоскоп функционировать, естественно, не мог. Наконец, он по-просту жевал слайды. И я никак не мог понять, почему. Если слайды были не в картонных, а в капитальных пластиковых рамочках, то, закусив такой слайд, слайдоскоп делал «кряк» и замирал, словив клина, а с помпой начатая «презентация» заканчивалась тихим матерком и ковырянием в недрах чудо-аппарата отвёрткой вашим покорным слугой под сочувственные вздохи собравшихся позырить гостей…

В популярном в те годы фильме «Экипаж» у героя Филатова на квартире был установлен слайдоскоп таким образом, что проецировал слайды на потолок. Без сбоев и разрывов. Я каждый раз при просмотре этого фильма завистливо вздыхал, ибо трахнуть девку под виды Парижа на потолке с моим слайдоскопом не представлялось возможным - включив его, трахаться приходилось уже только с ним. Поэтому всё время, глядя фильм, я мучился вопросом: «Друк! А какая у вас система?!» (с) «Кин-дза-дза».

Потом наступил перерыв. Как-то в конце 80-х начале 90-х стало не до фотографий мне. На что бы они не производились.

Единственное, что в те лихие годы попало мне в руки - Полароид. Ну, то самое чудо техники, которое сразу снимок выдает, готовый.

Этот аппарат я купил только потому, что в 82, кажется, году, в журнале «Фотография в США» (был такой в Советском Союзе, представляете?) прочёл про это, и… не поверил! Не поверил, что такое может быть!

Увы, чуда не произошло: хотя Поляроид сей и в самом деле, выдавал готовые цветные фотографии, я почему-то за всю свою жизнь не видел ни одного высокохудожественного снимка, сделанного хоть кем-нибудь на этот аппарат. Наоборот, любые фотографии вне зависимости от объекта съемки, получались как на паспорт. Лица стёрты, краски тусклы, толи люди, толи куклы…

Поэтому поигрался с ним самую малость, да и бросил. Так он и проебался куда-то, этот фотоаппарат.

Кстати, со временем ещё один недостаток выяснился: фотки этого Полароида выцветают, причем за весьма короткое время, даже будучи вставленными в нормальный альбом и хранящиеся в темноте.

А потом в страну пришел Кодак. Я же, в свою очередь, сделал первую робкую попытку обзавестись семьёй. Было это уже ближе к середине 90-х, и мне подумалось, что сие эпохальное событие должно быть зафиксировано на фото.

…Мой старенький «Зенит», доставшийся мне от мамы, к тому времени сгинул бесследно в мутной воде бурных времён, в многочисленных переездах, быстрых съёмах с насиженных мест (проходивших обычно под девизом: «Уходим-очень-быстро-они-с-минуты-на-минуту-будут-здесь!!!»), поэтому мне ничего не оставалось, как пойти в магазин, и купить…

…обычную плёночную мыльницу. Полароид. Не помню уже, почему именно этот фотоаппарат я выбрал. Без каких-либо ориентиров. Просто, что было - то и взял. Чудо было оснащено примитивнейшим и крохотным ЖК-дисплеем сверху камеры, единственным функционалом которого было показывать, сколько кадров осталось и - уровень заряда батарей.

Две 36-ти кадровые плёнки я отснял за два дня, снимая всяческую лабуду. После чего поскакал галопом нетерпячки в лабораторию Кодак, потребовав там напечатать мне ВСЁ!

…Через день я забрал толстую пачку глянцевых, ярких, фотографий, и - охуел. Охуительнейше охуел от офигеннейшего качества! Яркие, цветные, очень чёткие, с потрясающей цветовой глубиной, прорисовкой, снимки - поразили моё воображение!

Ну, если вспомнить, что до этого я видел только тот самый поляроид, всё-в-одном, то вы поймёте мой восторг.

Одновременно и был сделан первый рывок в девальвации: теперь, после каждой поездки-отпуска-значимого события, появлялись пачки цветных, вполне себе хороших (и не очень) фотографий, которые надо было куда-то девать. Пленка становилась всё дешевле, фотографий всё больше. Если поначалу к каждой пачке фотографий покупался соответствующий альбом, куда всё, за исключением незначительной выбраковки, и вставлялось, то вскоре стало ясно - не выход, ибо альбомов становилось всё больше, они уже занимали полторы книжных полки, а фотографий от этого не становилось ощутимо меньше.

Был и ещё один нюанс: всё меньше было желающих эти самые массивы фотографий посмотреть, как среди авторов-участников событий, так и среди других людей.

Ручной труд над каждым снимком был напрочь вытеснен промышленным производством, и даже альбомы, на оформление (подписи, какие-то семейные приколы, просто - украшательство) которых раньше уходили долгие вечера, теперь напоминали казённое подарочное мыло: всё - глянцево, красиво, аккуратно, и даже по теме, но - совершенно без души. Знай себе, фотографии свои бесчисленные по конвертикам прозрачным распихивай…

…Наконец, в начале пузатых 2000-ых, Россия массово познала цифровую фотографию. Это удачно совпало со всеобщей компьютеризацией: если 10 лет назад компьютер на дому был даже не у всякого программиста, то сейчас ноутбуки и компы покупают даже несмышленым детям, и это далеко не первый компьютер в доме. Тоже самое, как вы помните, творилось и с Интернетом: в нашей стране осознали, что иметь компьютер, не подключенный к сети - это всё равно, что читать всё время одну и ту же книгу, написанную, к тому же - тобой. Да и сам Интернет становился (и становится) всё более доступен и быстр. Уже не нужно было дожидаться ночи, чтоб получить более-менее стабильный коннект через dial-up соединение по телефонной линии… О, эти ночные бдения! А уж применительно к фотографиям (скачке-закачке) и картинкам ваапче - это был очень важный момент - скорость!

…И если первые цифровые камеры вчистую проигрывали продвинутым плёночным, в плане качества, то следующие их поколения догнали, а затем и перегнали во многих аспектах плёночную фотосъёмку (хотя, разумеется, у плёночных аппаратов до сих пор имеется масса адептов).

Для ламеров от фотографии, коих большинство, и к коим я причисляю и себя, цифровые камеры подарили два важных преимущества. Во-первых, результат съёмки виден сразу. Во-вторых, количество кадров, по-большому счёту, ограничено теперь только твоей фантазией - знай себе, карточки памяти меняй-докупай… А если ещё и ноут под рукой, и скинуть всегда можно - вообще рисуется знак бесконечности.

…Но вместе с тем и ценность снимка стала стремиться к нулю.

В последние годы я фотографии уже не распечатываю. Ну, за редким исключением - деду там, поздравительную открытку сварганить, с фотографией внука, или ещё что-то, подобное. Хотя даже деду проще по е-мейлу теперь послать. Он у меня продвинутый.

…Я пытался делать из фотографий презентации, я пытался (существует мульён софтин на эту тему) организовывать фотографии в виртуальных альбомах на компе, где можно подписать любую надпись, сделать любой эффект, и даже пустить музыку фоном, или вставить видеоролик… Но как-то всё это всё равно не даёт ощущения реальности. А распечатывать (я и это пытался делать) уже просто стрёмно: ну, будет совсем гигантская пачка фотографий, от одного вида которой любой, пожелавший посмотреть - упадет в обморок… Макулатура же, получается, в чистом виде. Дорогостоящая (в плане чернил принтера) макулатура. И всё.

И единственный альбом на бумаге, который мы сейчас завели - это альбом «Мой первый год», про ребёнка. И то, потому, что там он позволяет записывать, фиксировать массу событий, включая отпечатки ладошки-ножки, и тому подобное. ))

А вы распечатываете свои цифровые фотографии? Как храните? Исключительно в электронном виде, или таки - в бумажном?

Poll По традиции - опрос. На тему хранения фоток.

Ну, вы пока отвечайте, а я пошёл футбол смотреть! Если наши проиграют - точно придется забухать, депрессуха усилится вдвое...

Ну, чтоб победили!

Фото, фото

Previous post Next post
Up