Оказалось, что представленная в моем жж ранее книжка
Наши автомобили; явилась началом целой серии познавательных книг "Детгиза", выходившей в 50-е годы. Так что сегодняшний рассказ можно считать продолжением темы.
Л. Успенский, В. балабанов
"Наши самолеты"
Детгиз, 1959г.
Рисунки В. Тамби, Е. Войшвилло
Твердая обложка, 32 стр.,
Формат 60х92 1/8 тираж 115 000.
К большому сожалению, первая книга "Наши автомобили" осталась эталоном полиграфического исполнения. Многие иллюстрации в последующих изданиях уступают по качеству.
Появились лаконично исполненные цветные форзацы.
Изображенный на верхнем развороте "Ли-2" является копией старенькой американской модели самолета DC-3 (Дуглас), производимой в СССР по лицензии. Уже в конце 40-х "Ли-2" считался морально устаревшей моделью. К сожалению, ориентация Сталина на укрепление обороноспособности страны создала условия для стагнации развития гражданской авиации. Возможно поэтому в 1959-м году этот самолет все ещё представляли предметом гордости СССР.
А на этом верхнем развороте - действительно новинка. "Ан-12" прошел летные испытания в 1957-м году, а в 1959-м он был только запущен в производство. Это одна из первых четырехмоторных моделей самолета. Интересный факт связан с так же упоминаемым в тексте самолетом "Москва", конструктром которого был Ильюшин. Еще в 1946-м году он предложил Аэрофлоту xетырехмоторный современный пассажирский лайнер. Сталину показали первый опытный образец. Осмотрев самолет, Сталин буркнул: "Куда им четыре мотора и двух хватит". Проект зарубили.
Учитывая необходимость быстро развивать военную авиацию, турбовинтовые самолетные моторы распределялись крайне экономно. Один мотор - это военный истребитель. Два мотора - уже целый военный бомбардировщик. А тут гражданский самолет и ЦЕЛЫХ ЧЕТЫРЕ мотора? Явное излишество!
В итоге, Ильюшину приказали сконструировать двухмоторный пассажирский самолет, что он и сделал, создав очень хороший "ИЛ-12". Он изображен на центральном развороте книги. Там написано "ЛИ-12"? Досадная опечатка. Самолета "ЛИ-12" никогда не существовало!
Вопреки многочисленным шуткам, "Ту-104" в 50-е годы был самым надежным самолетом в мире в своем классе.
Продолжение следует...