Александр Петров. Моя любовь. Сотворение фильма. Альбом 2008

Jun 14, 2012 14:32

Александр Петров известен, прежде всего, как аниматор. В частности - как первый российский аниматор, получивший премию Американской киноакадемии "Оскар". Тем не менее, альбом его работ уместен в блоге, посвященном книгам и книжной иллюстрации по трем причинам: во-первых, потому что у Александра Константиновича есть работы в книжной иллюстрации, о которых мало кто знает. И работы эти очень интересные. Во-вторых, в истории детского книгоиздания была большая серия книжек "Фильм-сказка", и альбом "Моя любовь. Сотворение фильма" при желании можно считать её продолжением на более высоком уровне . Ну и в третьих - если бы даже не было первых двух причин, уровень работ художника столь высок и настолько оригинален, что их представление не требует какого-то дополнительного обоснования.


Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись». Художник рисует в буквальном смысле пальцами на матовом стекле, используя тонкую кисточку только для прорисовки самых мелких деталей. Для съемки следующего кадра часть рисунка смывается и на его месте рисуется новый фрагмент. В результате, все что остается - это стекло с последним рисунком той или иной сцены . А то и не остается вовсе, к примеру, если рисунок полностью смывается и на стекле рисуется новая сцена. Собранные в альбоме "Моя любовь. Создание фильма" рисунки - как раз из тех, что остались по каким-то причинам. Согласитесь, по сравнению с традиционными оригиналами книжных иллюстраций, стекло - очень эфемерный материальный носитель.   
«Я пробовал делать фильмы в разных техниках, - говорит Александр Петров. - Я делал фильмы рисованные и перекладку, у каждого метода - свои плюсы и свои минусы. Когда начал свои картины снимать, поначалу не очень понимал, в каком ключе буду работать. Наверное, год я бился над поиском себя. Первой серьёзной работой стала «Корова» - мой дипломный проект на Высших режиссёрских курсах. Как-то сразу определился с выбором техники. Масляная краска лучше всего соответствовала поэзии платоновской фразы. Получаться стало то, что казалось нереализуемым. Понял, что моя манера - живописная. И оказалось, что это больше всего мне самому нравится, в том числе и реалистический стиль, которому меня учили. Мне больше не надо было ничего изобретать».



Не знаю, стоит ли считать недостатком альбома клееный блок и обложку из плотной бумаги? С одной стороны, фотографировать бликующую меловку без возможности полного разворота блока - одно мученье. Надеюсь, я не буду закидан шапками по поводу качества снимков ))). С другой стороны, шитый блок в твердом переплете сделал бы это и так не дешевое издание, вышедшее тиражом всего 1000 экземпляров, достоянием только обеспеченных библиофилов и ценителей живописи. 


112 стр, обложка из плотной бумаги, суперобложка, меловка. Формат 70х100/8. 
Партнер проекта Фонда художника Михаила Шемякина.
Издательство ЗАО "2К" (Москва), 2008

Съемки анимационного фильма "Моя любовь" по роману Ивана Шмелева "История любовная" заняли четыре года. 
Роман Шмелева - необычайно эмоционально насыщенный. Если бы я прочитал его до просмотра фильма, серьезно бы сомневался в возможности передачи такого высокого градуса напряжения, особенно в кульминации. В основе сюжета - самоощущение, рефлексия мальчика-подростка в момент пробуждения первых чувств не к конкретному человеку, а к представительницам прекрасного пола в целом. Сразу же вспоминаются "Темные аллеи" Бунина и фильм "Сто дней после детства" Сергея Соловьева.




А. Петров:  "Не знаю, как объяснить, но я готов отдать всего себя каждой картинке, которая является составляющей деталью фильма. И хочется сделать её максимально выразительной. В анимации это выглядит глупо - создавать каждую фазу движения как произведение искусства… ведь её жизнь на экране - всего доля секунды. И получается, что большая часть времени уходит на то, что ты просто пишешь одну и ту же картину, чтобы наполнить ее движением. На каком-то этапе видишь удачную фазу и чувствуешь, да, получилось! Вполне могла бы висеть в хорошей галерее. Но в итоге всё равно уничтожаешь. Ее нужно стереть, чтобы освободить место для следующей. <…> Трудно переводить литературную метафору - в пластическую. Не скажу, что знаю рецепт. Многие вещи рождаются прямо во время съемки. Иногда рука думает быстрей".







А. Петров: "Это долго вообще, работать над фильмом, - год или два, три ты живешь одной и той же мыслью, спать ложишься с нею, чай пьешь с нею, встаешь с нею, на работу бежишь с нею, под пристальным взглядом этой идеи. Я не вижу фильм целиком до тех пор, пока не соберу его из всех фрагментов, эпизодов и сцен. Я стараюсь проиллюстрировать свои мысли одной картинкой или серией рисунков, объясняющих действие. Из этого постепенно вырастает сценарий в картинках - сториборд. Это уже какое-то осмысленное, организованное пространство. Но я никогда не отношусь к сториборду как к окончательной версии фильма. Это скорее конспект, где я фиксирую важные на этот момент для себя образы и идеи. Но не обязательно, что эти образы останутся в фильме. Некоторые идеи умирают сразу, другие доживают до конца фильма, какие-то приходят потом. Как правило, первый сценарий существенно отличается от готового фильма. Так происходило почти на всех моих картинах. На фильме «Моя Любовь» сценарий переделывался три раза". 
Наброски:


А этот рисунок, на мой взгляд, - просто шедевр! Мастерское воплощение многоплановой композиции рисунка - крупный план Антона и отраженный пейзаж в оконном стекле. Стекло создает некую пелену, становится понятно, что взгляд мальчика устремлен не на лужи и дворовые постройки, а куда-то внутрь себя. Словом, витает в облаках.










А. Петров: "Юрий Норштейн считает, что анимация по своей природе очень близка поэзии. Ей также свойственна метафоричность и краткость. В работе над рисованным фильмом нужно стараться избегать многословия. И в поисках этой лаконичности понимаешь вес, ценность каждого мгновения. Не только потому, что, за каждой секундой анимации стоит большое количество рисунков, большой труд, а еще и потому, что в малой форме отсекается все лишнее…"









А. Петров: "Я всегда стараюсь совместить реальность с вымыслом. Наверное, я и снимаю фильмы не про реальную жизнь, которую можно снять на камеру, а - чтобы подвести к снам. Тем слоям, которые невозможно снять камерой. Это то, что можно уже назвать предметом мультипликации, то, что не существует в жизни. Какие-то впечатления детства, сны, воспоминания, так или иначе, участвуют в моих фильмах. Для зрителя это может быть не актуально. Но для художника важны собственные прозрения, догадки, сильные потрясения, которые могут происходить и в фантазиях, и во сне. Ведь они просятся в материал. Я пользуюсь ими, стараюсь даже себя отчасти стимулировать, вспоминать то, что интересно и адаптировать к истории, развивающейся в реалистическом пласте. Сны пронизывают реальность, придают новый смысл в делах повседневной жизни, углубляя значимость поступков персонажей.
Получается, что вся моя нарисованная реальная жизнь является как бы рамой для того, чтобы я мог показать параллельный мир, который рядом с обычно текущей жизнью и который похож на нашу жизнь. И стараюсь даже не противопоставлять стилистически сон и реальность, нарисованную реальность. Иногда даже не заметен этот переход. Я стараюсь делать незаметным переход в фильмах".



А. Петров: "Перед съемкой каждой сцены я заново сажусь с карандашом в руке и заново ищу композицию каждой сцены. Меняются детали, ракурсы, крупность. Иногда долго ищу композицию будущей сцены, несмотря на то, что она уже есть в раскадровке. Каждый раз трачу какое-то время на то, чтобы найти новый ракурс, жест, деталь, которые могли бы усилить воздействие этого кадра. Бывает так, что возвращаюсь к прежнему варианту. Но уже с уверенностью, что он единственный и лучший". 






На краешке стекла нижних рисунков видно палитру художника.


А. Петров: "Я выбираю для работы только прозрачные краски, так как они пропускают свет. Краска наносится на стекло, освещенное снизу ровным белым светом. Плотностью красочного слоя можно добиться широкой градации цвета и тона. 
Многие сцены снимались на двух или трех ярусах стекол. Кроме решения чисто технических задач, это помогало и существенно обогатить живописное изображение на экране". 


Проработка образа кучера 








Прелесть альбома в том, что каждый рисунок можно рассматривать очень-очень-очень долго. Анимация этого удовольствия лишает.





А. Петров: -"Не скажу, что темы, притягивавшие в Достоевском 15 лет назад, не волнуют. Хотя сегодня бы не решился. Не хватило бы наглости. По молодости был самонадеян - море по колено. Мне казалось, что, сделав это кино, я стану просто законченным мудрецом. Детское заблуждение. Я вообще ни на какие вопросы не ответил, наверное. Я был просто счастлив, что сделал это.
А новый фильм - по роману Ивана Шмелева «История любовная». После «Старика» я взял большую паузу, уж очень много энергии забирает каждый фильм. О следующей картине думал, что это будет что-то легкое, сказка какая-нибудь. Когда работал два года в Канаде, так захотелось чего-то русского. Но попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого до этого я знал, в общем-то, довольно поверхностно… А когда вчитался в этот роман - так вот же оно, российское, близкое, родное. И - мое. Не то, чтобы я мечтал снимать сюжет о первой любви…. А речь здесь идет именно о первой пробуждающейся любви - детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми подробностями мятущейся романтической души. Но мне вдруг это показалось таким понятным и близким … И это все ложилось в образы фильма. Роман написан настолько легким языком и так непосредственны переживания героев. Я влюбился в язык Шмелева. Иван Сергеевич издавал его, живя за границей, частями, так читатели приходили в издательство читать гранки и требовали поскорее печатать продолжение. 
Думал: как песню спою - на одном дыхании. Не ожидал, что увязну на три года каторги. А может, так и надо, выбирать произведение на вырост, посложнее, чтобы дотягиваться до него? И, мне кажется, получилось. И даже, кажется, есть шмелевский негромкий юмор. История больше получилась лирическая, поэтическая, немножко драмы и немножко трагедии. На самом деле фильм об ответственности человека перед любимым и перед самой любовью. Я не знаю, получилось это в фильме или нет, но именно это я хотел сказать. Иначе не стоило бы вообще снимать…"






А. Петров: -"Каждый раз каждая картина отсасывает огромное количество энергии. Необходимо какое-то время для того, чтобы восстановить и физический, и эмоциональный ресурс. Я наполняюсь новыми впечатлениями, чтобы снова начать себя тратить. И снова буду опустошен, и снова буду тратить время, чтобы восстановиться. Но я не умею себя экономить. Основной ориентир - было бы мне самому интересно увидеть такую историю? 
Шмелевский проект для меня счастливый. Со мной мои соавторы, еще и ученики появились."







Начало грозы:


Сцены пожара:






Кудf же без символизма? )






Федор Хитрук: "Фильмом "Моя любовь" Александр Петров пытается соединить живопись и кинематограф, более того -- анимационный кинематограф и игровой. Ценность его в том, что он сделан живописцем. Хотя любой аниматор, по сути дела, прежде всего актер. Петров находится в сложном поиске. … В "Моей любви" нет такой напряженной сюжетной линии, как в "Старике и море" - это почти тургеневская история. А я сам априорно считал невозможным экранизировать Тургенева, Шмелева. Но последние годы показали, что горизонты анимационного кино в изображении человеческих поступков и чувств гораздо шире, чем предполагали раньше. Саша доказал, что анимация способна делать то, что для игрового кино недоступно".





Алексаандр Константиинович Петров (род. 17 июля 1957, с. Пречистое Ярославской области) - российский художник - мультипликатор. Живёт и работает в Ярославле.

Лауреат Государственной премии РСФСР за 1990 год и Государственной премии России за 1995 год. Заслуженный деятель искусств Российской федерации. Член Союза кинематографистов РФ, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Лауреат премии «Оскар» (2000 год) за мультфильм «Старик и море». Его работы четырежды становились номинантами премии «Оскар». Анимационный фильм Александра Петрова "Моя любовь" получил Гран-при Международного кинофестиваля "Послание к человеку" (С.-Петербург, 2007). 


Фильмография:

  • 1984 -Кот в колпаке - художник
  • 1984 - Потерялся слон - художник
  • 1984 - Воробьишко - художник
  • 1984 - Ночь - художник
  • 1985 - Сказочка про козявочку -- художник-постановщик
  • 1986 - Добро пожаловать!- художник-постановщик
  • 1988 - Марафон - художник
  • 1989 - Хранитель - художник
  • 1989 - Корова- режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 1991 - И возвращается ветер - художник-постановщик
  • 1992 - Сон смешного человека - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 1996 - Русалка - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария, продюсер
  • 1999 - Старик и море - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 2003 - Зимние дни (яп. 冬の日 фую-но хи) (эпизод "мальчик и ворон") - режиссёр, художник-постановщик
  • 2006 - Моя любовь- режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 2007 - Шварцкопф Новый год - режиссёр
  • 2010 - Ещё раз! - продюсер

image Click to view

Петров

Previous post Next post
Up
[]