Александр Петров известен, прежде всего, как аниматор. В частности - как первый российский аниматор, получивший премию Американской киноакадемии "Оскар". Тем не менее, альбом его работ уместен в блоге, посвященном книгам и книжной иллюстрации по трем причинам: во-первых, потому что у Александра Константиновича есть работы в книжной иллюстрации, о которых мало кто знает. И работы эти очень интересные. Во-вторых, в истории детского книгоиздания была большая серия книжек "Фильм-сказка", и альбом "Моя любовь. Сотворение фильма" при желании можно считать её продолжением на более высоком уровне . Ну и в третьих - если бы даже не было первых двух причин, уровень работ художника столь высок и настолько оригинален, что их представление не требует какого-то дополнительного обоснования.
Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись». Художник рисует в буквальном смысле пальцами на матовом стекле, используя тонкую кисточку только для прорисовки самых мелких деталей. Для съемки следующего кадра часть рисунка смывается и на его месте рисуется новый фрагмент. В результате, все что остается - это стекло с последним рисунком той или иной сцены . А то и не остается вовсе, к примеру, если рисунок полностью смывается и на стекле рисуется новая сцена. Собранные в альбоме "Моя любовь. Создание фильма" рисунки - как раз из тех, что остались по каким-то причинам. Согласитесь, по сравнению с традиционными оригиналами книжных иллюстраций, стекло - очень эфемерный материальный носитель.
«Я пробовал делать фильмы в разных техниках, - говорит Александр Петров. - Я делал фильмы рисованные и перекладку, у каждого метода - свои плюсы и свои минусы. Когда начал свои картины снимать, поначалу не очень понимал, в каком ключе буду работать. Наверное, год я бился над поиском себя. Первой серьёзной работой стала «Корова» - мой дипломный проект на Высших режиссёрских курсах. Как-то сразу определился с выбором техники. Масляная краска лучше всего соответствовала поэзии платоновской фразы. Получаться стало то, что казалось нереализуемым. Понял, что моя манера - живописная. И оказалось, что это больше всего мне самому нравится, в том числе и реалистический стиль, которому меня учили. Мне больше не надо было ничего изобретать».
Не знаю, стоит ли считать недостатком альбома клееный блок и обложку из плотной бумаги? С одной стороны, фотографировать бликующую меловку без возможности полного разворота блока - одно мученье. Надеюсь, я не буду закидан шапками по поводу качества снимков ))). С другой стороны, шитый блок в твердом переплете сделал бы это и так не дешевое издание, вышедшее тиражом всего 1000 экземпляров, достоянием только обеспеченных библиофилов и ценителей живописи.
112 стр, обложка из плотной бумаги, суперобложка, меловка. Формат 70х100/8.
Партнер проекта Фонда художника Михаила Шемякина.
Издательство ЗАО "2К" (Москва), 2008
Съемки анимационного фильма "Моя любовь" по роману Ивана Шмелева "История любовная" заняли четыре года.
Роман Шмелева - необычайно эмоционально насыщенный. Если бы я прочитал его до просмотра фильма, серьезно бы сомневался в возможности передачи такого высокого градуса напряжения, особенно в кульминации. В основе сюжета - самоощущение, рефлексия мальчика-подростка в момент пробуждения первых чувств не к конкретному человеку, а к представительницам прекрасного пола в целом. Сразу же вспоминаются "Темные аллеи" Бунина и фильм "Сто дней после детства" Сергея Соловьева.
А. Петров: "Не знаю, как объяснить, но я готов отдать всего себя каждой картинке, которая является составляющей деталью фильма. И хочется сделать её максимально выразительной. В анимации это выглядит глупо - создавать каждую фазу движения как произведение искусства… ведь её жизнь на экране - всего доля секунды. И получается, что большая часть времени уходит на то, что ты просто пишешь одну и ту же картину, чтобы наполнить ее движением. На каком-то этапе видишь удачную фазу и чувствуешь, да, получилось! Вполне могла бы висеть в хорошей галерее. Но в итоге всё равно уничтожаешь. Ее нужно стереть, чтобы освободить место для следующей. <…> Трудно переводить литературную метафору - в пластическую. Не скажу, что знаю рецепт. Многие вещи рождаются прямо во время съемки. Иногда рука думает быстрей".
А. Петров: "Это долго вообще, работать над фильмом, - год или два, три ты живешь одной и той же мыслью, спать ложишься с нею, чай пьешь с нею, встаешь с нею, на работу бежишь с нею, под пристальным взглядом этой идеи. Я не вижу фильм целиком до тех пор, пока не соберу его из всех фрагментов, эпизодов и сцен. Я стараюсь проиллюстрировать свои мысли одной картинкой или серией рисунков, объясняющих действие. Из этого постепенно вырастает сценарий в картинках - сториборд. Это уже какое-то осмысленное, организованное пространство. Но я никогда не отношусь к сториборду как к окончательной версии фильма. Это скорее конспект, где я фиксирую важные на этот момент для себя образы и идеи. Но не обязательно, что эти образы останутся в фильме. Некоторые идеи умирают сразу, другие доживают до конца фильма, какие-то приходят потом. Как правило, первый сценарий существенно отличается от готового фильма. Так происходило почти на всех моих картинах. На фильме «Моя Любовь» сценарий переделывался три раза".
Наброски:
А этот рисунок, на мой взгляд, - просто шедевр! Мастерское воплощение многоплановой композиции рисунка - крупный план Антона и отраженный пейзаж в оконном стекле. Стекло создает некую пелену, становится понятно, что взгляд мальчика устремлен не на лужи и дворовые постройки, а куда-то внутрь себя. Словом, витает в облаках.
А. Петров: "Юрий Норштейн считает, что анимация по своей природе очень близка поэзии. Ей также свойственна метафоричность и краткость. В работе над рисованным фильмом нужно стараться избегать многословия. И в поисках этой лаконичности понимаешь вес, ценность каждого мгновения. Не только потому, что, за каждой секундой анимации стоит большое количество рисунков, большой труд, а еще и потому, что в малой форме отсекается все лишнее…"
А. Петров: "Я всегда стараюсь совместить реальность с вымыслом. Наверное, я и снимаю фильмы не про реальную жизнь, которую можно снять на камеру, а - чтобы подвести к снам. Тем слоям, которые невозможно снять камерой. Это то, что можно уже назвать предметом мультипликации, то, что не существует в жизни. Какие-то впечатления детства, сны, воспоминания, так или иначе, участвуют в моих фильмах. Для зрителя это может быть не актуально. Но для художника важны собственные прозрения, догадки, сильные потрясения, которые могут происходить и в фантазиях, и во сне. Ведь они просятся в материал. Я пользуюсь ими, стараюсь даже себя отчасти стимулировать, вспоминать то, что интересно и адаптировать к истории, развивающейся в реалистическом пласте. Сны пронизывают реальность, придают новый смысл в делах повседневной жизни, углубляя значимость поступков персонажей.
Получается, что вся моя нарисованная реальная жизнь является как бы рамой для того, чтобы я мог показать параллельный мир, который рядом с обычно текущей жизнью и который похож на нашу жизнь. И стараюсь даже не противопоставлять стилистически сон и реальность, нарисованную реальность. Иногда даже не заметен этот переход. Я стараюсь делать незаметным переход в фильмах".
А. Петров: "Перед съемкой каждой сцены я заново сажусь с карандашом в руке и заново ищу композицию каждой сцены. Меняются детали, ракурсы, крупность. Иногда долго ищу композицию будущей сцены, несмотря на то, что она уже есть в раскадровке. Каждый раз трачу какое-то время на то, чтобы найти новый ракурс, жест, деталь, которые могли бы усилить воздействие этого кадра. Бывает так, что возвращаюсь к прежнему варианту. Но уже с уверенностью, что он единственный и лучший".
На краешке стекла нижних рисунков видно палитру художника.
А. Петров: "Я выбираю для работы только прозрачные краски, так как они пропускают свет. Краска наносится на стекло, освещенное снизу ровным белым светом. Плотностью красочного слоя можно добиться широкой градации цвета и тона.
Многие сцены снимались на двух или трех ярусах стекол. Кроме решения чисто технических задач, это помогало и существенно обогатить живописное изображение на экране".
Проработка образа кучера
Прелесть альбома в том, что каждый рисунок можно рассматривать очень-очень-очень долго. Анимация этого удовольствия лишает.
А. Петров: -"Не скажу, что темы, притягивавшие в Достоевском 15 лет назад, не волнуют. Хотя сегодня бы не решился. Не хватило бы наглости. По молодости был самонадеян - море по колено. Мне казалось, что, сделав это кино, я стану просто законченным мудрецом. Детское заблуждение. Я вообще ни на какие вопросы не ответил, наверное. Я был просто счастлив, что сделал это.
А новый фильм - по роману Ивана Шмелева «История любовная». После «Старика» я взял большую паузу, уж очень много энергии забирает каждый фильм. О следующей картине думал, что это будет что-то легкое, сказка какая-нибудь. Когда работал два года в Канаде, так захотелось чего-то русского. Но попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого до этого я знал, в общем-то, довольно поверхностно… А когда вчитался в этот роман - так вот же оно, российское, близкое, родное. И - мое. Не то, чтобы я мечтал снимать сюжет о первой любви…. А речь здесь идет именно о первой пробуждающейся любви - детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми подробностями мятущейся романтической души. Но мне вдруг это показалось таким понятным и близким … И это все ложилось в образы фильма. Роман написан настолько легким языком и так непосредственны переживания героев. Я влюбился в язык Шмелева. Иван Сергеевич издавал его, живя за границей, частями, так читатели приходили в издательство читать гранки и требовали поскорее печатать продолжение.
Думал: как песню спою - на одном дыхании. Не ожидал, что увязну на три года каторги. А может, так и надо, выбирать произведение на вырост, посложнее, чтобы дотягиваться до него? И, мне кажется, получилось. И даже, кажется, есть шмелевский негромкий юмор. История больше получилась лирическая, поэтическая, немножко драмы и немножко трагедии. На самом деле фильм об ответственности человека перед любимым и перед самой любовью. Я не знаю, получилось это в фильме или нет, но именно это я хотел сказать. Иначе не стоило бы вообще снимать…"
А. Петров: -"Каждый раз каждая картина отсасывает огромное количество энергии. Необходимо какое-то время для того, чтобы восстановить и физический, и эмоциональный ресурс. Я наполняюсь новыми впечатлениями, чтобы снова начать себя тратить. И снова буду опустошен, и снова буду тратить время, чтобы восстановиться. Но я не умею себя экономить. Основной ориентир - было бы мне самому интересно увидеть такую историю?
Шмелевский проект для меня счастливый. Со мной мои соавторы, еще и ученики появились."
Начало грозы:
Сцены пожара:
Кудf же без символизма? )
Федор Хитрук: "Фильмом "Моя любовь" Александр Петров пытается соединить живопись и кинематограф, более того -- анимационный кинематограф и игровой. Ценность его в том, что он сделан живописцем. Хотя любой аниматор, по сути дела, прежде всего актер. Петров находится в сложном поиске. … В "Моей любви" нет такой напряженной сюжетной линии, как в "Старике и море" - это почти тургеневская история. А я сам априорно считал невозможным экранизировать Тургенева, Шмелева. Но последние годы показали, что горизонты анимационного кино в изображении человеческих поступков и чувств гораздо шире, чем предполагали раньше. Саша доказал, что анимация способна делать то, что для игрового кино недоступно".
Алексаандр Константиинович Петров (род. 17 июля 1957, с. Пречистое Ярославской области) - российский художник - мультипликатор. Живёт и работает в Ярославле.
Лауреат Государственной премии РСФСР за 1990 год и Государственной премии России за 1995 год.
Заслуженный деятель искусств Российской федерации. Член Союза кинематографистов РФ, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Лауреат премии «Оскар» (
2000 год) за мультфильм «Старик и море». Его работы четырежды становились номинантами премии «Оскар». Анимационный фильм Александра Петрова "Моя любовь" получил Гран-при Международного кинофестиваля "Послание к человеку" (С.-Петербург, 2007).
Фильмография:
- 1984 -Кот в колпаке - художник
- 1984 - Потерялся слон - художник
- 1984 - Воробьишко - художник
- 1984 - Ночь - художник
- 1985 - Сказочка про козявочку -- художник-постановщик
- 1986 - Добро пожаловать!- художник-постановщик
- 1988 - Марафон - художник
- 1989 - Хранитель - художник
- 1989 - Корова- режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 1991 - И возвращается ветер - художник-постановщик
- 1992 - Сон смешного человека - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 1996 - Русалка - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария, продюсер
- 1999 - Старик и море - режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 2003 - Зимние дни (яп. 冬の日 фую-но хи) (эпизод "мальчик и ворон") - режиссёр, художник-постановщик
- 2006 - Моя любовь- режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 2007 - Шварцкопф Новый год - режиссёр
- 2010 - Ещё раз! - продюсер
Click to view