В экспозиции проходившей в начале года в Ярославле выставки живописных и графических работ Елизаветы Бём меня заинтересовал необычный экспонат - настенное панно, плод коллективного творчества нескольких петербуржских художников. Оно представляет собой полукруглую (веером) тканевую основу с многочисленными отдельными миниатюрами. Надпись гласит, что это панно создавалось в течение двух лет 1908-1909 гг в квартире, которую снимали сестры-художницы Александра Петровна и Варвара Петровна Шнейдеръ по адресу ул. Малая Мастерская, дом 3. Недалеко от них на улице Большая Мастерская проживала Елизавета Бём. Очень скоро между художницами установились приятельские отношения.
Практически каждая отдельная миниатюра на панно подписана. Иногда это сухие инициалы, иногда - полные фамилии художников. среди которых Бём, Кавос, Шнейдеръ и т.д.
Один загадочный фрагмент не дает мне покоя. На фоне легкого романтического крымского прибрежного пейзажа нарисован плачущий крокодил во фраке и с гармошкой! )
Ниже воспроизвожу этот фрагмент крупнее.
Крокодил принадлежит кисти не то Феди Т., не то Феди Б.
В целом обе миниатюры создают весьма ностальгическую картину.
Сейчас понимаю, что крокодил с гармошкой - это клише, татуировка на моей детской душе работы Эдуарда Успенского ))). Все же это не гармошка, а шляпа-цилиндр с синей лентой. Что представляет собой красный лоскуток на фалдах пиджака неясно до сих пор.
Очевидно, что длинными зимними вечерами сестры жаловались в круге друзей-художников на тоску по теплому южному морю, а юморной Федя визуализировал эту ностальгию в виде крокодила, льющего свои крокодиловые слезы по ушедшей в небытие идиллии.
Вдруг у кого-то из Вас будут предположения относительно художникаперсоны Феди Т, или Феди Б.?