Как уже отмечал ранее, до сей поры в моей библиотеке не было книг издательства "Вита-Нова".Сам этому факту удивляюсь, но, как говорится, "что есть - то есть". Года три назад узнал, что в планах - издание романа Ивана Шмелева "История любовная" с иллюстрациями известного художника-аниматора Александра Петрова. Ждал - ждал, ждал-ждал... Чего? Не билбордов рекламных, конечно, но хотя бы какую-нибудь маленькую шумиху и обсуждение в блогах моих жж-друзей ). А тут узнаю, что книга благополучно вышла еще в прошлом году и... тишина.
Текст романа я читал много лет назад. Об иллюстрациях мог судить по превосходному анимационному фильму Петрова "Моя любовь" и одноименному альбому, вышедшему в 2011 году. Хотелось иметь на полке одновременно и текст романа писателя-эмигранта, и иллюстрации Александра Петрова.
Было опасение, что концептуальность оформления серии "Рукописи" покажется излишне вычурной, особенно в плане шрифта, напоминающего машинописный. В начале чтения это и вправду создало некоторые неудобства, но в процессе как-то привык. Мелованная бумага с градиентом серого, поэтому белизна не бьет по глазам. Мелочи вроде бы, но в них проявляется хороший вкус и знание дела. Полукожаный составной переплет с тиснением. Увеличенный формат 17х24 см. Ляссе, металлические уголки. Я был бы не прочь заплатить еще рублей 300 за картонный футляр с художественным оформлением. Книжный блок довольно тяжелый. Такие объемные толстые книги с годами обычно приобретают дефект скошеного блока.
В общем и целом издание мне очень понравилось. Первоначальные опасения не подтвердились.
Тоник
Женька
Паша
Что же касается художественного оформления, то, у нас есть редкая возможность сравнить преимущества двух способов подачи иллюстраций - в художественной книге и в альбоме.
"Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры из анимационного фильма "Моя Любовь" (2006), поставленного по роману Шмелева" - говорится в преамбуле издания Вита-Нова. То есть, скорее всего, основой для иллюстраций "Истории любовной" послужила электронная раскадровка фильма. В альбоме
Моя Любовь; воспроизведены оригиналы (материалы - оргстекло, масло). Может быть в силу этого палитра альбомных иллюстраций более яркая, а в книге - приглушенная, пастельных тонов. По этой ли причине в книгу не включены кадры встречи Тонички и Серафимы в церкви, настолько яркие (блеск окладов икон, золото утвари, яркая киноварь), что почти ощущаешь тепло от огромных напольных свечных канделябров?
Ни одна иллюстрация в книге и альбоме не повторяется. В издании "Вита-Новы" их в два раза больше.
Учитывая, что оригинальные иллюстрации адаптированы к формату кино- и телеэкрана, в ширину все они больше, чем в высоту. И это дает неоспоримые преимуществу альбомному воспроизведению. В художественной книге с ее вертикальной ориентацией листов размещение иллюстрации на разворот со швом посередине - неизбежное зло. В толстой книге с шитым блоком она все же воспринимается как составленная из двух отдельных половинок.
Книга:
Альбом:
Книга:
Альбом:
Книга:
Альбом:
На следующих двух фотографиях видно разницу в цвете. На первый взгляд, они практически одинаковы. Разница в мелких деталях.
Еще одна необходимость, обусловленная форматом книги, - размещение фрагмента иллюстрации, вместо целой.
В фильме Петрова и в одноименном альбоме есть много замечательных пейзажей провинциального городка, в котором происходит действие романа. Выразительные сами по себе, они помимо всего прочего опять-таки создают эффект погружения в атмосферу заштатного Замоскворецкого городка, задают пространственно-временные ориентиры описываемым событиям. Все эти заборчики, булыжные мостовые, мезонины, купола церквей, парадные выходы на улицу и спрятанные в глубине дворов кривенькие хозяйственные постройки... В издании Вита-Новы мне их не хватило.
Еще один из плюсов художественных альбомов в том, что в них можно создать визуальный ряд, усиливающий эмоциональное впечатление.
Дождь. Слева - крупный план, справа - общий. Вместе они создают ощущение погружения в эту атмосферу барабанящих по железным скатным крышам дождя, шелеста мокрой листвы, журчащим по булыжной мостовой ручьям. Понятно, что эффект, создаваемый анимационным фильмом с этой точки зрения получается самым сильным. Визуальный ряд из меняющихся кадров там самый длинный.
Еще пара книжных иллюстраций.
Плюсы альбомного воспроизведения иллюстраций для всех и так очевидны, и дело тут совсем не в конкретных художниках или издательстве.
Если говорить об иллюстрированных художественных произведениях в целом, то лично для меня иллюстрации в них всегда играют второстепенную, подчиненную тексту роль. На том стою и стоять буду. И с этой точки зрения книга Вита-Новы "История любовная" вне всякой конкуренции. Издание получилось цельным, сделанным с большим вкусом. Поздравляю всех, кто приложил руку в выходу его в свет, и говорю искреннее "Спасибо".
Click to view