Знаете ли вы, что 28 ноября 1920 года в Москве был открыт и в течение трех лет существовал первый и единственный в мире Институт детского чтения?
Он был организован при поддержке народного комиссара просвещения А.В. Луначарского педагогами-энтузиастами Анной Константиновной Покровской, Николаем Владимировичем Чеховым и Александром Устиновичем Зеленко.
Основной задачей Института Покровская видела: "Экспериментальное изучение читателя, читательской среды и изучение детской книги в ее взаимодействии с читателем...".
Структура Института детской книги была следующей:
1. Детская читальня как основная лаборатория;
2. Библиотека широкого круга детских книг;
3. Читальня для взрослых, изучающих детские книги;
4. Тематическое справочное бюро (по-сути, картотека детских книг).
Занимался Институт и издательской деятельностью. В частности, именно в его стенах были подготовлены к печати первые книжки Бориса Шергина, еще одного сотрудника Института.
Института располагался по адресу Малый Успенский (впоследствии Сверчков) переулок, дом 6.
Переезд в Москву Бориса Шергина был связан именно с началом работы в Институте. Он жил в одном из полуподвальных помещений этого дома, окна которого выходят на улицу.
Особо стоит отметить, что одним из направлений первых лет работы ИДЧ была комплектация фондов, которые пополнялись зачастую путем спасения детских книг, реквизированных Советской властью частных и усадебных библиотек "бывших". Только за первый год работы на учет было поставлено десять тысяч единиц детских книг. Основная часть из них -на иностранных языках.
Учитывая специфику нового времени и тот факт, что объектом просветительской работы Института в первую очередь были дети крестьян и пролетариев, в Институте действовала секция по рассказыванию. Очевидно, целью было через интересный рассказ пробудить интерес маленьких читателей к обучению грамоте и впоследствии к самостоятельному чтению. В 1924 году вышел единственный сборник для рассказывания "Сказки для детей от 7 до 10 лет".
В 1923 году решением Наркомпроса Инстутут детского чтения был объединен с Институтом клубной работы с детьми и Музейно-экскурстионным институтом. Новое образование могло практиковать комплексный подход к детскому досугу.
Кто знает, просуществуй ИДЧ как самостоятельная единица еще какое-то время, возможно и не была бы принята на третьем Всероссийском съезде по детскому воспитанию печально известная резолюция о сказке, после которой она была фактически запрещена.