Совсем недавно в живом журнале появился очень редкий по информативности, глубине знания темы и качеству подготовки постов блог, посвященный в том числе антикварным книгам. С удовольствием читаю и вам всячески рекомендую.
Оригинал взят у
aldusku в
Худеков С. Н. «История танцев»: 5 экземпляров на целый мир. История библиофильства знает не мало случаев, когда
стихия огня превращала издание в книжную редкость. И не всегда языки пламени съедали брошенную Мастером рукопись, а очень часто весь тираж книги погибал в типографии во время пожара.
Самым объемным и фундаментальным исследованием по истории хореографии на русском языке является труд «История танцев» известного коллекционера и драматурга Худекова Сергея Николаевича (1837-1928). Останавливаться на его интересной биографии не буду (в
WiKi достаточно хороший материал), и в конце этой заметки, в разделе «Дополнительные материалы» Вы найдете статью Наталии Соломадиной.
Худеков отмечал, что писал книгу не только на основе европейских архивов, но и используя свою богатейшую библиотеку. При этом никаких сведений о его книжном собрании или книжном знаке не имеются ни в дореволюционной, ни современной специализированной литературе.
Первые три тома труда были напечатаны типографией «Петербургской газеты» в 1913-15 года в Санкт-Петербурге. Речь шла о танцах с древнейших времен и до современной автору Европы.
Издание было иллюстрировано работами художников Бодаревского Николая Корнилиевича (1850-1921), Измайловича Владислава Матвеевича (1872-1952), Ламбина Петра Борисовича (1862-1923), Маковского Константина Егоровича (1839-1915), Чикина Александра Андреевича (1865-1924), воспроизведениями с рельефов и античных ваз, а также рисунками из коллекции С.Н. Худекова.
Формат издания: 30,5 х 23,5 см;
Том I - 8, 308, [1] с., 1 загл. л., 1 л. ил., ил.
Том II - X, 370, [1] с., 1 загл. л., 2 л. ил., ил.
Том III - XII, 400, [1] с., 1 загл. л., 7 л. факс., 1 л. ил., ил.
Все три тома выходили в составных издательских переплетах с барельефами по верхним крышкам с изображением Терпсихоры.
Три тома - представляют большую ценность, их цена на аукционе доходила до 10 000 долларов (АД Антиквариум: Аукцион №1 от 16.10.2013). Но они встречаются. Более того, в 2010 году они были переизданы издательством Эксмо, так что хотя бы их содержание доступно широкому кругу читателей.
Практический весь тираж четвертого тома погиб при пожаре в типографии «Петербургской газеты»в 1918 году. Пожар не был случайностью, с марта 1917 года газета (уже тогда «Петроградская газета») была рупором Временного правительства и помещала резко критические статьи в отношении большевиков. К сожалению, подробностей случившегося я не сумел найти.
Считается, что уцелело 5 экземпляров. Кто-то говорит, что это сигнальные экземпляры (позиция основывается на том, что все уцелевшие экземпляры не имееют титула и имеют еще ряд дефектов). Мне известна точно, что в России книга есть в Ленинке (экземпляр из собрания Смирнов-Сокольского) и в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке (наиболее лучший экземпляр на территории России).
Ч. 4. - 1918. - 309 с.: ил., цв. ил., нот. - экземпляр дефектный: отсутствуют титульный лист и страницы I-VIII.
Я неоднократно слышал, что экземпляр находится в Белоруссии, в частном собрании у Станюты Ирины Алексеевны (которой перешло по наследству от народной артистки Беларуси Стефании Станюты). Но подтвердить или опровергнуть информацию не могу.
Как Вы понимаете при таком количестве экземпляров говорить о каком-либо полноценном библиографическом описании невозможно. Книга упоминается в каталоге
«Моя библиотека» Смирнов-Сокольского : «История танцев. С. Н. Худекова. Ч. 4. Спб., [1918]. 128 стр. с илл. 4°. В переплете, без титульного листа и обложки. Весь труд С. Н. Худекова состоит из четырех частей. Первые три части вышли в 1913-1915 гг. Тираж последней, описанной части погиб во время пожара. Уцелело лишь несколько экземпляров».
Несмотря на то, что официально книга не была оцифрована и не доступна поклонникам антикварных книг и хореографии, два издательства, специализирующиеся на подарочных изданиях, выпустили репринтное издание 4 тома. Ограниченность тиража (100 экз.) и ценник (свыше 100 тыс. руб.) делает невозможным приобретение книги средним библиофилом. Издательства не указываю -рекламу мне никто не оплачивает.
Как я написал выше титульный лист не сохранился не в одном из уцелевших экземпляров - современные издатели использовали оформление обложки I тома, выполненное Ламбином Петром Борисовичем (1862-1923).
Дополнительная информация
Худеков: «Не громите имение. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму».
Несомненно, никому из нас не представляет особого труда пересказать литературное произведение или описать картину, но как пересказать музыку или сказать о танце? Запечатленные нашей памятью, музыка и танец труднее всего поддаются точному воспроизведению... и как невообразимо сложно говорить об истории... танца! В чем она? Что оставил танец после себя, когда и его исполнители, и его зрители давно покинули подмостки и места в партере? Как нам, живущим в XXI в. приподнять завесу над древностью? И почему нас привлекает давно исполненный танец, и почему мы хотим понять его язык? Возможно, эти вопросы ставил перед собой русский дворянин, юрист, участник Крымской войны, литератор, редактор «Петербургской газеты», землевладелец Сергей Николаевич Худеков (1837-1928).
Жизнь Сергея Николаевича подобна увлекательному либретто, исполненному в Петербурге, в маленьком селе Ерлино Рязанской губернии, в Сочи... и везде - аншлаг, восхищение публики и неустанный кропотливый труд мастера.
Окончив гимназию, С. Н. Худеков поступает на юридический факультет Московского университета, затем - служба в действующей армии и участие в Крымской войне (1854-1856). При этом молодой майор постоянно... пишет, его военные эссе, подписанные псевдонимами «Жало» и «Жорж», печатаются в различных периодических изданиях: «Досуг и дело», «Голос», «Петербургский листок» и др. В 29-летнем возрасте Сергей Николаевич решается на, казалось бы, безнадежное дело... прямо с бала, на глазах у изумленного и строгого отца, он похищает свою возлюбленную Надежду Алексеевну Страхову (1846-1918). Сестра Надежды Алексеевны вспоминала, что похищение произошло «в то время, как отец, ненавидевший ее избранника, особенно зорко наблюдал за ней...». В семье поручика А. Ф. Страхова никогда не было ни книг, ни газет, и по иронии судьбы его дочери стали писательницами.
Жизнь молодых супругов нельзя назвать тягостной, возможно именно взаимная любовь к авантюрным предприятиям, сочетавшаяся с трезвым расчетом, привела к тому, что уже через несколько лет Худековы были владельцами и издателями «Петербургской газеты» (выходила до 1917 г.). Надежда Алексеевна стала работать в газете как переводчица романов, а позже, разделив еще одно увлечение своего супруга, «стала писать рецензии о театре и изредка печатала собственные маленькие рассказы». Кстати, до того как Худеков стал владельцем газеты, она приносила очень скромный доход и ее тираж насчитывал всего 600 экземпляров. Однако уже «в 1875 году газета выходила четыре раза в неделю, затем - пять, а с 1882 г.- стала ежедневной. Кроме того, она увеличилась в объеме в четыре раза».
Постоянно увеличивающийся тираж и популярность издания объяснялась многими причинами, среди которых - подбор настоящих профессионалов и воспитание собственных сотрудников, приглашение к участию русских писателей (В. И. Немировича- Данченко, Н. С. Лескова, А. Н. Плещеева и др.), выпуск еженедельного иллюстрированного бесплатного приложения «Наше время» и т. д., и т. д. Правда, мало кто из печатающихся авторов «Петербургской газеты» знал, что начинающему издателю пришлось однажды заложить семейные подушки, чтобы выручить деньги для покупки бумаги. В 1885 г. «Петербургской газете» дебютировал как писатель друг Худековых, Антон Павлович Чехов с рассказом «Последняя могиканка». О своем знакомстве с издателем Антон Павлович, в письме брату с восторгом писал: «Был я в Питере... познакомился с редакцией «Петербургской газеты», где был принят, как шах Персидский».
И одновременно с этой деятельностью С. Н. Худеков приобретает имение и большой парк у села Ерлино Рязанской губернии и занимается, по выражению одного из его современников, Арнольда Регеля, «изящным садоводством». Стоит ли говорить о том, что, как предприятие парк и усадьба Ерлино были обречены на успех? Рачительный хозяин не только знал, как разбивать художественные фруктовые сады, но и обладал эстетическим вкусом и прекрасной интуицией садовода-профессионала. Через несколько лет С. Н. Худеков повторит опыт Ерлино в Сочи: сегодняшний сочинский дендрарий - детище, рожденное С. Н. Худековым.
Казалось бы, жизнь можно назвать не только успешной, но и полной - любящая семья, приносящие постоянный доход и моральное удовлетворение предприятия... что же еще можно вместить во временную канву одного человеческого мира? Ко всему, что уже было сказано, С. Н. Худеков был страстным поклонником... балета! Многие находили, что Сергей Николаевич даже похож на прославленного балетмейстера Мариуса Петипа, с которым дружил долгие годы, страстно споря о балетных постановках, либретто, исполнении той или иной партии мастерами сцены. К мнению Худекова нельзя было не прислушаться по той причине, что изучением истории балета и танца Сергей Николаевич занимался большую часть своей жизни.
Его восхищение танцами не знало предела, но Сергею Николаевичу свойствен не только восторг: в течение нескольких лет он сумел собрать, записать, систематизировать все, что было известно о танце с древности до начала XX в. Число документов, фотографий, зарисовок известных выступлений, хранящихся в разных частных коллекциях мира, собранные С. Н. Худековым, насчитывало 15 тысяч. Мнением Худекова нельзя было пренебречь потому, что «Петербургская газета» не обходила ни одно выступление на подмостках своим вниманием, и ее авторитетная критика так или иначе влияла на мнение публики. Поэтому нельзя было пройти мимо оценки «генеральши от Терпсихоры», которой наделил издатель Матильду Кшесинскую, или не посетовать вместе с автором о сценической судьбе Агриппины Вагановой: «Наконец ее повысили в балерины, но это было уже поздно. Неумолимое время брало свое, и как бы блистательно ни танцевала Ваганова, но невольно должна была преклониться перед Сатурном и сказать: «Уступаю место более молодым»; нельзя и пренебречь мнением знатока балета по поводу новаций Михаила Фокина: «Заслуга Фокина в технике танца заключается в том, что он обратил внимание на «port de bras» и на корпус и восстановил эту античную гармонию частей человеческого тела, которые прежними балетмейстерами, увлекавшимися сверх меры техникой, были принесены в жертву ногам...»
Сергей Николаевич мечтал выпустить обширную «Историю танцев всех времен и народов», и, работая над осуществлением этого замысла, автор подготовил и издал в 1914-1916 гг. три тома «Истории танца», четвертый том, посвященный истории русского танца, почти полностью был уничтожен пожаром в типографии, в 1917 г.
Переживая страшные времена после погрома усадьбы в Ерлино, учиненного крестьянами в ноябре 1917 г., Худеков обращался к разрушителям: «Не громите имение, все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму». Он, действительно, ничего не взял с собой, а оставил тем, кто с благоговением впервые вступает на сценические подмостки; или входит в непревзойденный сочинский дендрарий, встречая среди обилия редких деревьев скульптуру «Танцовщица», заказанную Худековым; или прикасается к редким фотографическим документам истории танца, собранным Сергеем Николаевичем по всему миру. После событий 1917 года С. Н. Худеков прожил еще одиннадцать лет и в течение всего времени оставался верен своему принципу твердо держаться «исторически сложившихся основ русской жизни и тех незыблемых устоев, которые создали крепость и мощь нашей дорогой родины».
Путешествия
Мир искусства
Мир библиофила
Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».