ГРОЗНЫЙ

Nov 03, 2012 11:32

   Когда окружающие меня люди узнавали, что маршрут моего очередного путешествия проляжет в Грозный, реакция от них, разнообразием не баловала: «Зарэжут!», «в плен возьмут», «сделают рабом на кирпичном заводе», «с ума сошел», «взорвут», «жить надоело»… Ну и сам я был преисполнен неприятными воспоминаниями, о поездке в Дагестан, восьмилетней давности, которая тогда состоялась (так вышло), после печальных бесланских событий, когда все силовые структуры России, а особенно Кавказа, стояли на ушах. Однако, если на данный момент, коллеги-путешественники, так и продолжают нелицеприятно отзываться о своих поездках в Дагестан, то о положении дел в Чеченской республике, положительных отзывов больше.

Накануне отъезда, я наконец-то, получил злополучный паспорт, позвонил в «Трансаэро», поменял его реквизиты, и собрал сумку. Уезжать я должен был 3 октября, прямо с работы - все билеты уже куплены заранее - скидка же!



Но рабочий день, неожиданно оказался нервным и напряженным - там произошла серьезная авария, и коллеги и начальство с неохотой отпускали меня на 2 дня. Хорошо, что я смог в этот день на полтора часа задержаться, проконтролировать процесс - хотя бы немного реабилитировался в их глазах. Проходную я миновал за час до отправления поезда - путь до вокзала составляет 40 минут. До центра доехал без задержек, ну а дальше я совершил мудрую вещь - я не стал ждать джихад-арбу, а доехал на трамвае, который обогнал все пробки на Локомотивной, и за 20 минут довез до вокзала. Я вошел в вагон за 20 минут до отправления, он был первый за тепловозом. Фирменный «Ульяновск», на входе встречает хмурая  проводница, вагон перевозчика ФПК (потому и скидка), хотя и на проводнице и везде внутри было указано - ТКС. Так я и не понял, кто меня вез, но и не важно. Но купе у меня заполнено всё - пропахший табачным смрадом крестьянин, его двенадцатипудовая супруга и деловой человек с верхней полки, все они, в отличии от меня, приобретали билеты за полную стоимость.

Заиграло «Прощание славянки», состав тронулся, вскоре прогрохотали по мосту через Свиягу, но ехали неторопливо, скорость возросла только после Майны. Много-много раз изъезженный путь, но все равно я с интересом вглядываюсь в окно, за которым полная темнота, и радуюсь жизни. Пытаюсь уснуть после Инзы, но как всегда, первая ночь пути, практически бессонна, да и лежащая на соседней полке громадная женщина оглашала купе храпом. Не очень повезло с соседями.

Казанский вокзал. «Такси! Такси! Куда?» - а я уже через пять минут еду в метро, а еще через 25 выхожу на Нагатинской, где еще через 15 минут подходит Узуновская электричка, которая довозит меня до Домодедово. И там, на автовокзале тоже не задержался, вскоре подошла маршрутка №30 до аэропорта. Казалось бы, все хорошо, но где-то встряли в неподвижную пробку, минут на 20 - оказывается на переезде перед Востряково. Но все закончилось благополучно, и вот я вхожу в терминал, в киоске самообслуживания получаю посадочный талон и долго брожу по аэровокзалу. Багаж оформлять не стал - у меня легкая плечевая сумка, с шарфом, тапками, умывальными принадлежностями и пачкой печенья. Хотя, на досмотре, мне попеняли из-за 50 г тюбика жидкого мыла, в кармане брюк - сказали, что нужно сдавать его, но обошлось. Предполетные формальности окончены, брожу по залу, в предвкушении удовольствия от предстоящего полета. Странно, пристают к пассажирам, какие-то люди, с бейджами «Sitybank», интересуются, куда летят, где живут, указывают, где выход на посадку, Какое отношение эти банковские клерки имеют к авиации вообще?


Электричка Москва-Узуново подходит к о п Нижние Котлы





   А меня в который раз поразила напряженная работа московского авиаузла, и можно только с грустью констатировать, какая тишина стоит ныне во всех других аэропортах страны, не только летать некому, но и по земле перемещаться, скоро будет меньше возможностей - по просьбам трудящихся, партия Путлера в действии!.. Мой самолет, довольно потрепанный Боинг-737, «Трансаэро», билет я купил за 4 месяца до полета, но ажиотажным спросом рейс не пользовался - было около десятка свободных мест. Я занял место у окна по левому борту, чтобы солнце не било в глаза, из динамиков раздается усталый и невнятный голос капитана - он приветствует пассажиров. Руление, короткий разбег, отрыв - стремительно уходят вниз аэродромный забор, аэродромные машины, сооружения, и вот уже проносятся подо мной, все уменьшаясь в размерах, поля, лес, села с церквушками. Какое волшебное, возбуждающее, восторженное чувство, от легкости, от огромной силы, которая возносит тебя в небо. И как красиво выглядит с высоты наша земля! Чувства, сравнимые с оргазмом!

Подмосковье


Волгодонск

Зимовники

Но лайнер уже набрал высоту, а внизу потянулись унылые облака, но вовремя: сначала понесли горячие салфетки, напитки, потом предложили обед. Это был кусок рыбки с горсткой риса, или курица с макаронами, винегрет и 50-граммовая бирюлька с остывшим чаем. А внизу проносилось мимо Цимлянское водохранилище, и показались кварталы какого-то города, в стороне от которого, я узрел пруд АЭС, я догадался, что это был Волгодонск. Скоро проплыли над Зимовниками, а еще через некоторое время началось снижение. Вот этот процесс, для меня, более болезнен - в черепной коробке неприятные ощущения, в ушах треск, так что я оглох на несколько часов. Наконец колеса мягко ударили по бетонке аэропорта Минеральные Воды, полет продолжался менее двух часов, и вот аэропортовский автобус подвозит нас к залу прилета.









- Такси…

- Такси, такси, такси, такси…

- Парень, куда?

- Вокзал, такси, автовокзал, поехали, уважаемый, такси, куда, такси…

Боже, какие у них отвратные голоса! И просто молча пройти не получится, увяжутся до самой остановки, будут идти, пока не ответишь, в сороковой раз, что никуда мне не надо, этому наглому и беспредельному народцу - вокзальным таксистам. Но до города здесь недалеко, и маршрутка ходит исправно, как раз стояла  на площади. До темноты, я оглохший от посадки, прохаживался по этому небольшому городу - ворота на северокавказские курорты. Здесь было пасмурно, на этом фоне, на южной окраине города,  возвышается километровой высоты гора Змейка, еще прошелся по пешеходной улице, посетил оба автовокзала, а больше здесь и делать нечего. Когда стемнело, я засел на железнодорожном вокзале, мой поезд отправляется в 23.42.

В моем купе русская женщина, полковник, и чеченский парень. Поезд идет в Чечню - многострадальную землю, и уже практически полностью возродившуюся землю, во что вбуханы колоссальнейшие средства, сначала на разрушение, а потом на созидание, восстановление нормальной жизни. Здесь я не буду рассуждать о том, нужно ли было все это делать, скажу лишь, что не нужна война никому! Не отношу я себя и к "толерастам", и не скажу ничего нового, но уверен, что плохих народов не бывает, бывают отдельные представители, в любом народе, которые достойны лишь уничтожения!

Для того, чтобы сейчас в Грозном увидеть следы войны, надо постараться, и поставить себе такую цель - может и получится. Столица преобразилась в лучшую сторону, разрушенных зданий очень мало и в глаза они не бросаются. Хотя, если бы я приехал в Грозный поездом, я бы смог увидеть прямо на привокзальной площади разрушенный дом.

Но я в 5.53 выхожу в Червленной, поезд приходит в Грозный в 8.38, а от Червленной есть прямая дорога в столицу, и должен ходить автобус - так я думал. Еще темно, я натыкаюсь на платформе на амбразуру с бойницами, что защищает здание вокзала, и пост полиции - здесь они есть на всех станциях, даже на мелких. Отхожу подальше от таксистов, спрашиваю у местных, про автобус, мне объяснили, что автобусы отходят от магазина «Казачка», и будет в 7.00. Отыскал магазин, еще темно, мне еще посоветовали пройти до трассы, и сесть на проходящий автобус, конечно я прошелся по улице Ахмата Кадырова, но подумал, что вряд ли будет чего то проходящее в такое время. Вернулся к «Казачке», где уже собирались пассажиры. С небольшим опозданием подошел ПАЗик, вскоре он миновал блок-пост с военными, на окраине Червленной, проехал жд переезд и устремился в Грозный. Я так понял, что блок-посты есть в каждом селе, так проезжали Толстой-Юрт, там тоже есть - капитальные сооружения с бойницами. В 7.40 въехали на центральный (новый) автовокзал, на северной окраине Грозного, еще есть Южный (он же Западный) автовокзал, автостанции Минутка, и на центральном рынке. Расписание внутриреспубликанских рейсов тут не опубликовано, да и во многих местах его нет.

Отыскать следы недавней войны, в Грозном нелегко

Более неудачного дня для посещения Грозного и придумать было нельзя. Я не знал, что 5 октября: день рождения Рамзана, день республики, день города, день молодежи и футбол, до кучи. Естественно, на каждом углу стоит пост полиции - дороги перекрыты, маршруты гортранспорта изменены. Пришлось осматривать, то что есть, я хотел посетить и музеи, но ни в один меня не пропустили. Я ехал от нового автовокзала до площади Минутка, и не переставал удивляться - город очень хорошо благоустроен, все жилые дома капитально отремонтированы, как внутри, так и снаружи, заменены все до единого окна, на пластик. Аккуратные бордюры, много зелени, красивые здания, ровный асфальт. Ну никак не похоже, что 10 лет назад тут бушевала кровопролитная война, и где угодно подстерегала пуля! И все люди, с кем мне пришлось разговаривать уважительные, доброжелательные, обязательно объясняли дорогу, один парень на газели (грузовой) без всякой моей просьбы подобрал меня на пустынной промзоне, и немного подвез - это я решил с улицы Сайханова напрямую попасть в центр. Не видно курящих подростков, и вообще, мало кто курит, не наблюдается и особей противоположного пола, выглядящие: «Досуг, киски-лапочки, 200 руб\час».  Надписи везде только на русском, даже на учреждениях не видно, чтобы было продублировано на чеченском,  между собой нередко люди общаются по-русски, надписи на спинах олимпиек и футболок «RUSSIA». Музыка из динамиков - только русская эстрада. Ну и без культа личности никак - портреты Рамзана и Ахмата, и конечно же Путин (или, как называют их «отец, сын и святой дух»).
















Настоящим украшением Чечни, стал центр Грозного, с проспектом Путина, мемориальным комплексом и музеем Ахмата Кадырова, крупнейшей в Европе мечетью «Сердце Чечни», и комплексом небоскребов «Грозный-сити», который просматривается из любой части города. Но все огорожено, везде буквально толпы полиции. Полиция была со мной вежлива, документы не спросили ни разу. Но все равно, хоть и досмотрели меня на входе в музей - внутрь не пустили - праздничные мероприятия. Проспект Путина для движения автомобилей закрыт - все перегорожено военными машинами. На многих сотрудниках МВД, была не только полицейская, серая форма (а на женщинах-полицейских - в качестве головного убора - хиджабы), но еще и зеленая, мне потом сказали, что это служба охраны Кадырова. Я покинул оцепление, и неплохо позавтракал в кафе «Дома печати». Тут же и книжный магазин - самый большой в городе, продаются сувениры, и карты города двух видов: переиздание советской и новая - план с улицами, с несуществующими железными дорогами, но без объектов, стоят по 100 рублей.



















И направил я свои стопы, сначала по центральному проспекту Лорсанова, затем перешел на Путина-Кадырова, прошел почти до железнодорожного моста - все вышеперечисленные достопримечательности находятся на этой линии. Гулял до обеда, обедал в знакомом «Доме печати», довольно неплохо (суп, салат, чай - 120 рублей). Оставалось еще немного времени, я успел посетить многолюдный парк на старопромысловском шоссе, но вернуться оттуда в центр, было проблематично - автобусы шли битком, наконец я смог доехать до центрального рынка «Беркат». И оттуда на вокзал пришлось брать такси, время поджимало, а маршрутки не было, да и неизвестно, сколько она проехала бы, и появилась ли бы вообще - пробки. Возле вокзала посетил маленький маркет, цены, вопреки ожиданиям, на товаре были надписаны (даже дают чек), хотя и несколько завышены - тут можно и торговаться, но не для меня это занятие. Не то что в Дагестане - цены в магазинах не написаны, а обмануть покупателя для них - святое дело!

Вход на вокзалы Чечни через проходную будку, с амбразурой и бойницами, где проходит досмотр, я ради интереса спокойно прошел мимо, но там было на проходной не до меня, народу много, начиналась посадка на поезд Грозный-Москва. Мой купейник, шоколадный «аммендорф», старый, и скрипучий, в купе я один, хотя и смотрел на сайте, что у меня еще двое соседей. Но не появились.

Мало кого оставляет равнодушным вид идущего поезда, люди бросают дела, и мечтательно смотрят поезду вслед, машут руками. Такое же чувство и у меня, когда я нахожусь по ту сторону вагонного окна, завидую проезжающим мимо людям. Так что сейчас у меня на душе веселее, тем более, что путешествие еще не заканчивается - впереди у меня более двух суток пути. На одном из жд переездовстоял бронетранспортер - пропуская наш поезд. Проехали Ханкалу - оттуда еще видны небоскребы «Грозного-сити». В районе Аргуна скрестились с пригородным поездом, который состоял из одного вагона и маневрового тепловоза. Прибыли в Гудермес, тут поезд меняет голову.


И в Гудермесе тоже есть большая мечеть, и свой «Гудермес-Сити», только менее масштабнее, нежели в столице. А вокзал еще не восстановлен - на крыше его растут деревья, повреждены многие опоры контактной сети, самой сети тут давно нет. После Гудермеса открыли туалеты, принесли постель, стало темнеть. Остановки довольно часты, после Терека я лег спать. Далеко за полночь, выхожу в Минводах.

- Не надо! Нет!-Никуда! - блять, да не надо!...

Скрываюсь в вокзале и добросовестно пытаюсь уснуть до поезда на Буденновск, но в зале шумно от капризных детей, хоть народу немного. В 4 часа сажусь в РА2, и половину пути дремлю. Рельсобус останавливается лишь на станциях, все остальные остановки по требованию, звучит в динамике объявление: - «До станции Георгиевск, заявок на остановки не поступило».

   Когда совсем рассвело, прибыли в Буденновск, рельсобус сразу стал готовиться в обратный путь, а я ближайший час провел на автовокзале.

И этот небольшой южный городок на Ставрополье, известен всей стране, из-за печально известных событий 1995 года, когда банда Басаева захватила городскую больницу с заложниками - пациентами и мирными жителями, об этом ныне напоминают многочисленные памятники по всему городу, и отстроенные новый больничный корпус. По центральной улице я дошел до городского музея, он был закрыт, оттуда появилась заспанная служительница муз, сказала, что ничего интересного в музее нет, и он на реконструкции, и скрылась.


Буденновск, больница



Мне нужно в Светлоград, но микроавтобус в 12.05. ушел битком, я купил билет на следующий рейс в 13.20. Два часа езды с заездом в Благодарный, и вот я в Светлограде, на автовокзале в центре города. В расписании, однако, рейсов на Элисту не было, вообще никаких межкраевых рейсов. Кассирша разъяснила мне это казус тем, что эти рейсы, идут с другого автовокзала, на трассе. А как туда добраться?

- На такси! - равнодушно бросила она

Овца! Настоящая глупая овца! Наверняка ведь это недалеко - город маленький! Выхожу на улицу, спрашиваю более умных жителей, мне объяснили дорогу, дотуда оказалось 20 минут неспешной ходьбы. Вскоре я пересек неработающую ныне, в пассажирском сообщении железную дорогу Ставрополь - Элиста, однако грузовое движение здесь присутствует. Попалось по дороге кафе, но суббота, блин. У всех свадьбы-похороны-юбилеи, кафе полностью закрыто под заказ, а ты ходи голодным. Все-таки это большое свинство, со стороны общепита, в некоторых местах ведь делают по человечески, и мероприятия заказные проводят, и одиночных клиентов есть где одновременно обслужить.

Светлоград

Но и на этом автовокзале в расписании, ближайшего рейса не Элисту не значилось, хотя я знал, что он должен скоро быть. Просто забыли написать - как всегда, в этой стране. Вот он и появился - переполненный Форд Ставрополь-Элиста. Водила предложил мне до Ипатово ехать стоя, а там места освободятся, я было согласился, но тут подошла газель Пятигорск-Ипатово, мы с водителем Форда договорились, что в Ипатово он меня с газели будет ждать.

Газель резво неслась по ставропольской степи, быстро удалялись вдаль прямоугольники Светлоградского элеватора, долго ехали вдоль железной дороги на Элисту. Удастся ли когда-нибудь проехать по ней в пассажирском вагоне? В этом году, планировали открыть по ней пассажирское движение, но дальше планов дело не ушло - всенародно избранное правительство видимо, одним махом решило избавиться в России от пассажирских поездов.

В Ипатово быстро перескакиваю на Форд, в Дивное приехали, когда стало смеркаться. Тут на автостанции, я угостил пса беляшом, а мне он и самому понравился, я купил себе еще - редко такие вкусные пироги на вокзалах России бывают. Хотя собака смотрела на кусок фарша подозрительно, и ела неохотно, осторожно, что подвигла пассажиров маршрутки, на тему для разговоров о происхождении мяса.

Уже в полной темноте переехали Маныч, где проходит граница регионов, и через час я в одиночестве высадился на автовокзале Элисты. Я был тут 8 лет назад, тогда вокзал представлял собой жуткий гадюшник, опасный в темное время суток: небольшая комната зала ожидания, с игровыми автоматами, агрессивными пьяными калмыками, алчной милицией, и пропахшая канализацией  комната милиции. Туалет без воды. Сейчас тут стало чище, светлее, безопаснее, автоматы убрали, появилось круглосуточное кафе. Туалет с водой, и плакатом: «10-ти и 50-ти копеечные монеты не принимаем!» Молодцы, я сам такой мусор в карманах не держу! Появилась и схема маршрутов - тут теперь все райцентры связаны устойчивым сообщением.

У перрона стоял автобус Астрахань - порт Кавказ, а ближайший автобус в Волгоград ожидался через час. Вот он и подошел, из Грозного, битком набитый по самое не хочу, и туда еще стремятся сесть человек 10. Да пожалуйста, только стоя, впрочем тех, кто едет в Волгоград, пожилой водитель-чеченец,  обещал усадить. Я вошел в душный переполненный салон старенькой Сетры, и не нашел себе места - люди уже стояли в проходе - ехать я отказался. Вернулся в зал ожидания, стал ждать следующего - они ходят круглосуточно.

Вокзальная полиция (ППС) была очень активна, каждые 5 минут они заводили в свою комнату очередную жертву, и выпустив, отправлялись за новой. И мне пришлось с ними сегодня пообщаться, но не так, как 8 лет назад (Александр, а не дашь ли нам чего нибудь на ужин?, нет, ну ладно, до свидания! - потом пришел ответ на мою жалобу, что меня там не было, никто у меня ничего не вымогал, и никакой мент, товарищ Борцов меня не видел):

- Добрый вечер, куда, откуда едете?.. Разрешите ваши документы! - вместо документов, я неторопливо вытащил записную книжку, ручку, потребовал служебное удостоверение, записал № жетонов: 000564кхт Муев Андрей Николаевич и 00540кхт (они услужливо придвинулись ко мне), и лишь после этого показал паспорт. - Пройдемте с нами!

- За что вы меня задерживаете?

- Ну что Вы, мы не задерживаем Вас, мы просто проверим, пробьем по базе.

- Значит я могу с вами никуда не ходить? Вы же ограничиваете мою свободу, - посетители вокзала с любопытством следили за развитием сюжета, менты тем временем несли какую то антиюридическую ахинею, в конце концов, я сдался, согласился прогуляться с ними 10 метров, но потребовал, чтобы паспорт оставался у меня. Оказавшись тет-а-тет, в комнате полиции, они не стали меня пытать, просто пробили по базе и пожелали счастливого пути.

Вышел на ночной перрон, подходили автобусы на Астрахань, Ростов, Ставрополь, а вверху - там где раньше был жд вокзал, слышалось тарахтение тепловоза. И вот подходит мой автобус Пятигорск-Волгоград, большой - свободных мест много, удобный, новый, перевозчика «Кавминводыавто», так что я с удовольствием расположился в нем, и нисколько не пожалел, что не уехал в грозненском скотовозе.

В Волгоград прибыли в 4 часа, я досадливо отмахнулся от извозчиков, дошел до жд вокзала и до 6.30 продремал в холодном, жестком сиденье зала ожидания. Мой поезд Адлер-Казань, отправлялся в 12.35, а пока я захотел прокатиться по новому мосту через Волгу - «танцующему». Сказано - сделано, хотел оттуда вернуться в Волгоград через Волжский, но не стал рисковать временем, вернулся в Волгоград, покатался на метротраме, посетил центральный рынок - купил продуктов на дорого, в том числе, много пакетиков, типа 3 в 1, калмыцкого чаю - «Хальмг цэ», которые моментально выпили у меня дома и на работе. Пришел на вокзал, и вскоре гордо восседал в своем двухместном купе, на месте №37 - попутчиков у меня не было всю дорогу, никто меня не беспокоил, проснулся я за 5 минут до прибытия в Ульяновск.




Скоростные метротрамваи Волгограда

Поезд Москва-Душанбе прибыл в Волгоград

Поезд Москва-Камышин отправился из Петрова Вала




Петров Вал

Стоянка в Саратове

На выходе из здания вокзала, кто бы вы думали? Они повернули головы в мою сторону, и не успели ртов открыть, как я рявкнул:

- Не надо!

- Чего не надо-то? - удивились они.

- Такси вашего!

- Ой, ну напугал, какой-то напряженный весь вышел!

Я и на трамвае прекрасно доехал до «Речного порта», где пересел на джихад-арбу до Нижней Террасы.

И снова - трудиться, трудиться! Хорошо еще, высокое начальство не заметило моего отсутствия, поскольку отсутствовало само. Но зато дел накопилось, как мы профессионально выражаемся: ДО ***!

железная дорога, путешествия, обо мне, общественный транспорт, Россия, работа

Previous post Next post
Up