Поезд пришел вовремя. Мой вагон, как и все остальные в составе - старый, добрый классический плацкарт, в окраске КТЖ - грязно-синий снаружи, знойный внутри. Жесткие полки, одеяла с орнаментом, не имеющие понятия о форменной одежде, проводники, мешки. Но, хотя бы, нет зайцев, с этим, вроде навели порядок, и стоимость проезда - копеечная.. Останавливались на каждой остановке: Эгиз Кызыл, Алтынколат, Айгыржал, Енрекей, рзд №16: пара строений в пустыне, около разъезда. В окно палит солнце, но закрывать штору я не стал - смог закрыть ее наполовину. После станции Шар, еще два часа ехали по новопостроенной ветке в Оскемен, куда приехали уже затемно, здесь я избрал оригинальный способ ночевки, в плацкартном вагоне поезда на Зыряновск. Так я проеду по новой, для меня линии, и этим же поездом вернусь обратно. Маршрут обслуживается частной компанией, состав из трех вагонов, имеет оригинальную окраску, желтого цвета, билет приобретается только в вагоне, заполняемость слабая. Я сел в плацкартный вагон, заплатил 900 тенге за билет и 150 за белье, и спал до самой конечной. Правда, среди ночи, меня потревожила проводница, ей показалось, что из моего рундука, происходит утечка бензина, что опасно, при угольном отоплении вагона. Я открыл рундук, убедился, что никаких жидкостей там нет, и снова спал.
Прибытие в Зыряновск, (ныне Алтай), в 5.45 - через час, поезд отправляется обратно. Пассажиры разъехались, а я на этот час обосновался в пустом вокзале, вообще, удивило его наличие, как и пункта полиции, из-за трех коротких поездов в неделю. Когда ехали обратно, я сел в сидячку. Почти 5 часов пути, поезд движется по высокому берегу Бухтарминского водохранилища, прижимаясь к заснеженным холмам, огибая их.
На вокзале Оскемен 1, я сфотографировал прибывший поезд, что всполошило охранника, тот засвистел мне издали, однако подходить ко мне не стал. Я пошел в вокзал, снова раздался свист (предполагается, что это я должен к нему идти), охранник, подошел ко мне:
- Здравствуйте, брат! Что Вы фотографируете?
-Здравствуйте, поезд, а что нельзя?
-Да, правилами безопасности, фотографировать запрещено.
-Вы ошибаетесь, никакими правилами, не запрещено фотографировать в общественном месте.
-А что вы вообще, фотографировали?
-Поезд.
-А для чего?
-Ну, люблю фотографировать, вот и фотографирую.
Вопрос, «а для чего, а зачем», был задан еще раз десять, мне это надоело, я переписал с карточки имя охранника: Султангоджинов Еркебулак, что перепугало того. Мимо проходил полицейский, и Ерке спросил того чтото, тот досадливо махнул на нас рукой, и поспешил в вокзал. Охранник, промямлил мне что то про безопасность, про то, что он так и не понял, «для чего?», пожелал мне доброго пути, а я, пообедав в вокзальном кафе, перешел мост над путями, и на вскоре подошедшем трамвае, поехал на автовокзал. Однако, немного проехав, трамвай встал, и долго стоял из-за обрыва контактного провода. Я ждал минут 20, но движение так и не возобновилось, пришлось идти на автобусную остановку, однако на автовокзал я приехал, одновременно с трамваем, в котором ехал.
Опять еду в Аягоз, отправление в 17.30, расписание гласит, что время в пути 6.00 (320 км), что очень удобно - за 2 часа до отправления поезда на Павлодар. Автобус можно назвать победителем, в номинации «Самый грязный, страшный», В салоне, на всем чем только можно толстый слой пыли, запах гари, а стекла черно-матовые. Так еще и дорога оказалась ужасной - сразу за выездом из города, начались асфальтовые барханы и торосы, где невозможно было разогнаться. Параллельно автодороге, протарахтел скоростной «Тальго» в Алматы. Через 2 часа, у выходящего парня, я спросил название остановки, и пройденное расстояние, он ответил: Старый Аул (или что-то вроде того) и что проехали всего, около 80 км. Вскоре остановились на автостанции Калбатау (Георгиевка) - перекресток дороги на Семей, Оскемен и Алматы. И проторчали здесь больше часа - сначала водители, неторопливо поужинали, потом стали менять колесо. Рядом стояла новенькая чистая Сетра, маршрута Семей-Барлыкарасан, через Аягоз. Неплохо было бы пересесть. Этот автобус отправился, а наши водители, продолжали возиться с колесом. Наконец, поехали. Качество дороги не улучшилось, и в окно, кроме яркой луны, не было видно ничего. Автобус неторопливо ехал по темной пустыне, времени на пересадку оставалось все меньше, и где-то после полуночи, я решил посмотреть, на своем издыхающем телефоне, мое местонахождение. Оказалось, что до Аягоза, оставалось еще около 50 км, и до отправления поезда - час. Автобус шел уже довольно резво, насколько позволяла эта дырявая автотрасса, республиканского значения. И так я сидел и мандражировал, думая, что делать в случае опоздания, и за 15 минут до отправления поезда, автобус въехал в городок, пронесся по темным улицам. До автостанции недалеко, а до вагона от нее - 150 метров, поезд Алматы-Павлодар уже пришел, до отправления осталось 10 минут. Я вошел в свое купе, лег на полку и лег спать.
Поезд был полон, но утром, в Семее, значительно освободился. Я сходил в вагон-ресторан, съел яичницу за 1100 тенге (входит 10% за обслуживание, неизвестно какое), а поезд, тем временем, шел по новой линии, построенной в Павлодар. Туда прибыли с пятиминутным опозданием, я посетил хорошую столовую в здании вокзала, и пошел устраиваться на ночлег. В комнату отдыха, заселяться не стал - 4000 тенге за двухместный, или 8000 за одноместный, с вечера вдвое дешевле. Пошел в гостиницу «Алатау», что в двух трамвайных остановках, на улице Торайгырова, тут я заплатил 4000 за одноместный закуток, без окон. Ну ладно, мне только переночевать. И до позднего вечера, ездил по городу, здесь это делать приятно из-за самой разветвленной в Казахстане трамвайной сети - линии ведут далеко за город в промзоны, интервалы весьма разумные.
А следующий день, день моего отъезда, был посвящен осмотру центра города и набережной Иртыша, где свирепствовал холодный, сбивающий с ног, ветер. Но было довольно красиво - тонкий лед на реке, благоустроенный город на одной ее стороне, пустыня на другой, с белеющими вдали, прямоугольниками элеватора.
Хватит заграницы, еду в родную страну, по которой буду еще кататься неделю. Выезжаю поездом №363 Караганды-Томск, до станции Кулунда, до которой ехать всего 4 часа, два из которых отводится на пограничные контроли. Пару лет, в Кулунду не было железнодорожного сообщения, теперь его восстановили, хотя ы в таком виде, и Кулунда снова приобрела статус узловой пассажирской станции. Стоянка в Кулунде час, и пограничники долго не появлялись, а когда пришли, минут за 15 до отправления, проверять стали пассажиров, без внесения данных в компьютер, и из вагона пассажиры выходили прямо перед отправлением. Сменяемость была довольно большой, я прошел через вокзал, и устремившись в центр поселка, увидел, как наш поезд отправился дальше, с небольшим опозданием.
До центра этого большого села, 2 км. Вселился в номер, на втором этаже одноименной гостиницы - все идеально чисто: санузел, ТВ, душ и всего за 850 руб. Правда, на другой день, администратор сказала мне, что мне бесплатно повысили категорию номера, так что я остался доволен.
Смотреть в селе, особенно нечего: музей из двух комнат, специализирующийся на передвижной выставке бабочек, маленький храм, и ночной клуб, по соседству. В полдень, я покинул гостиницу, и автобусом №2, поехал на вокзал - монументальное здание, ведь здесь, начинает свой путь, несколько поездов, в том числе и тот, на котором я уеду отсюда - Кулунда-Новосибирск.
Просматривая накануне справку о наличии свободных мест, поразился - мест много, а рядом со мной, кто-то умудрился купить соседнее кресло. На следующей станции Табуны, села бабушка с внучкой, как и я, до Татарской. Я показал им невыкупленные места, но тут прибежала проводница, и с криками и визгом, водворила их обратно. Ехать нам стало тесно, и я попросил прийти начальника поезда. Так и не дождался, пришлось позвонить ЛНП самому, та пришла, разрулила ситуацию, извинилась, чуть позже, с недовольным видом пришла и проводница, извинилась, пуская исподлобья ненавидящие взгляды.
Бабушка с внучкой, в Татарской пересаживались на поезд №123 Новосибирск-Белгород, и между поездами, у них было всего 10 минут, благо, что пришли они на одну платформу. Ну а я сел на подошедший через час, поезд Кисловодск-Новокузнецк. В моем отсеке, развеселая компания фанатов, неизвестно чего, пивших пиво, а застилая постель, я вытащил из под полки кружевной лифчик, 6-го размера. Красноречиво посмотрев на окружающих, выслушав их хохот, услышал от них, что они не при чем - они сели передо мной, в Омске. Находку я закинул на багажную полку и лег спать.
Проснулся утром, за Юргой. Выходил погулять в Топках, сидел в интернете. Но проверив баланс телефона, увидел неприятное: со счета исчезло почти 400 рублей. Звоню в «Мегафон», и как я и предполагал, деньги снялись, за пользование интернетом в роуминге.
- Как так, ведь у меня подключена услуга «Будь как дома», плата за интернет не должна списываться!
- Сейчас проверю, - ответил мне служащий - корректно ли списаны средства… Да, приносим свои извинения, средства списаны некорректно, в самое ближайшее время мы вам деньги вернем, и начислим какую-нибудь компенсацию.
Вскоре счет телефона ушел в минус, и я благодаря «Мегафону», остался полностью без связи, а пополнить баланс, у меня получилось лишь через 2 дня. Я по нескольку раз на дню, звонил в «Мегафон», ругался, слышал извинения, и заверения, что по моей заявке установлен приоритетный статус выполнения, и в самые ближайшие дни, вопрос решится. Приехав через неделю домой, вопрос не только не решился, а срок выполнения заявки отодвинулся на неопределённое время, в итоге, деньги я получил обратно лишь через 50 дней, и мне назначили весьма щедрую дополнительную компенсацию, в размере 100 рублей.
А пока, мне пришлось искать вай-фай, который в этих сибирских регионах, попадается не столь часто. В Новокузнецке, я с поезда быстро перешел на автовокзал, и уже через 5 минут, ехал на автобусе в Междуреченск, безуспешно пытаясь, где-либо, найти беспроводной интернет.
В шахтерском городке Междуреченск, раскинувшийся между Томью и Усой, я заночевал в комнате отдыха вокзала, с комфортом расположившись в пустом, трехместном номере. Съездил в центр города, прошелся по центральной улице, что протянулась вдоль монументальных, но облезлых сталинок.
Переход следующего дня - Абакан, с заездом в Абазу. Но завершился этот день не так, как я запланировал - до Абакана сегодня я не добрался. Нет, железнодорожный транспорт не подвел: на первой электричке, я доехал до станции Бискамжа, с которой начинается Республика Хакасия. Бискамжа - поселок, зажатый Саянскими горами, в обед здесь людно - подходят электрички из Междуреченска и Абакана, и через пару часов идут обратно. Возле небольшого вокзала, есть приличное кафе, где перекусывают транзитные пассажиры или железнодорожники.
Дорога довольно красива - здесь, за ее короткий отрезок, можно лицезреть несколько природных зон: холмистые леса, горы, сменяется степями, иногда проходит между невысоких гор, вдоль рек. То там, то тут, стоят вдоль дороги древние кладбища - настоящий рай, для археологов. Ну а специализация моих странствий, иная, я пропускаю исторические места, и, доехав до станции Аскиз, пересаживаюсь в одновагонный поезд до недалекой, тупиковой станции Абаза, а электричка ушла дальше, в Абакан. Поздним вечером, должен туда подъехать и я.
В Абазе, куда прибыли в 16.35, автокасса находится неподалеку от станции. Рейса на Абакан в 18.00, не было, купил билет на красноярский автобус в 18.30, скорым шагом сходил в центр городка, до банкомата, и офиса «Мегафона», который так ничего и не сделал для устранения перебоев со связью и возврата незаконно удержанных средств. В небольшом гипермаркете, купил чего-то пожевать на дорогу, и хорошо сделал. Подошел на посадку автобус - старя, грязная Сетра, с поломанными сиденьями. Ну ладно, всего 3-4 часа ехать. Но ехать получилось, гораздо дольше. Выехав из Абазы, автобус стал резво взбираться на лесистый перевал, но минут через 5, неожиданно встал на подъеме - заглох двигатель. И в этом месте, не оказалось мобильной связи. Стояли долго, водители копались в моторе, подъехали гаишники, предложили, если кому надо, вернуться в Абазу, или доехать до соседнего села Таштып. Второй водитель уехал с ними, в то место, где есть связь, на переговоры, с руководством перевозчика, через полчаса он вернулся, и копание в моторы продолжилось: - «Тут надо подрезать ремень, распустить нитки, вставить болт… Не выкручивается, заржавел, посвети сюда!» Стало темнеть и холодать. Наконец, через полтора часа, двигатель взревел, пассажиры уселись по местам, поехали, но проехали всего пару километров, и уже окончательно встали на вершине перевала - двигатель удачно заглох на площадке, с которой просматривалось село Таштып и дорога. Так стояли, ждали неизвестно чего, пассажиры, то заходили греться в автобус - там хотя бы ветра не было, то совершали променад по перевалу. Один дед, ворчал, что уже раздумал ехать куда-либо, и мечтал вернуться обратно в Абазу. В 23.30, за нами подъехал полупустой автобус, снятый с маршрута Минусинск-Красноярск, но сначала снова поехали в Абазу, чтобы забрать пассажиров, которые ранее туда вернулись с гаишниками, потеряли еще 50 минут. В Абазе, дед плюнул, вышел из автобуса, и потопал домой, напрасно его водители уговаривали, дед сказал, что он вертел все автобусы.
Наконец, я смог позвонить в абаканский хостел, что все-таки приеду к ним - место же забронировано. Автобус снова стал взбираться на перевал, и скоро мы проехали первый автобус, сиротливо приткнувшийся на вершине.
В 3 часа утра, я вышел у абаканского железнодорожного вокзала, и почти сразу нашел свой хостел. Перед тем, как упасть в койку, всего на пару часов, купил билет на утренний поезд до Ачинска, ибо больше вай-фай, обрести было негде. Поспал, и в половине седьмого, немного прошелся по городу. Столичный городок, решительно не понравился, так что после девяти, пришел на вокзал, и с радостью сел в свой полупустой вагон, поезда Абакан-Новосибирск. Билет у меня на верхнюю полку, в целях экономии, но в мое распоряжение предоставлен целый отсек. Единственным неудобством, были громоподобные звуки, с паровозным ревом, которые издавал биотуалет, да еще группа школоты, ехавшая в вагоне, умудрилась его обдристать до самого потолка. Но все это не мешало любоваться красивой, извилистой тепловозной однопуткой, с редкими городками в степи.
В Ачинске, устроился до утра в комнате отдыха вокзала, заплатив 823 рубля, за койку в двухместной комнате. В соседи мне прилагался персональный охранник за дверью - других постояльцев не было, и уголовник, правда тихий, и в полночь он уезжал. В Красноярск, утром, в нужное мне время, с блаблакара шла машина, и к обеду я приехал в краевую столицу. Первым делом, я приобрел билет на теплоход до Дудинки, на лето, потом посетил новый парк универсиады, северный район, а уже ночью спал в поезде до Юрги.
Последним пунктом путешествия стал Томск. Конечно, ранняя весна, не слишком удачное время для этого интересного города - нужно приехать еще летом, походить по местным музеям, по смотровой площадке на горе. Съездить по железной дороге до Белого Яра. И так, весь день у меня ушел на осмотр Томска, делать это приятно, еще из-за разумно организованной системы электротранспорта, что для путинской России, исключительная редкость.
Когда стемнело, я помчался в аэропорт - билет на утренний рейс «Уральских авиалиний», я купил чуть ли не за год. Рейс Пазика до аэропорта, в 20.05, забился в мясо, несмортя на то, что ходят они достаточно регулярно. До утра я намеревался посидеть в зале ожидания. Но тут облом - оказывается, аэровокзал закрыт с 20 до 5 часов.
Что делать, не торчать же на улице - иду в гостиницу, плачу 800 рублей за койку, позже мне в соседи поселился еще человек, но его рейс «Победы», вылетал чуть раньше моего. За время четырехчасового полета, ничего интересного не было, взлетели, сразу вошли в облачность, были разрывы облаков, где то над Нефтекамском, потом опять пошли облака. В Домодедово сели в тоже время, что и взлетели - в 7 утра. До обеда пришлось шататься по пасмурному, холодному Подмосковью, потом приехал на Казанский вокзал. Заканчивается путешествие, тем же поездом, и тем же вагоном, которым оно и начиналось - поезд №392 Москва-Челябинск. Моя сидячка, что шла в голове состава, до Сасово, как всегда полна, потом много свободных мест.
Утром я не поехал до Верхней Террасы - на Ульяновск-Центральном, поезд стоит 56 минут. Воскресенье, утро, дороги пустые и через час я уже подходил к дому.
Прошел месяц, я продолжаю иногда выбираться в путешествия. Слетал в Европу, через Стамбул, посмотрел новый стамбульский аэропорт - громадный, находящийся так далеко от города, что во время семичасовй пересадки, я не рискнул туда ехать. Однако рассказывать об этом нечего, посему - FINITA!