НА ПОЛЧАСА К МОРЮ

Sep 25, 2016 16:11



В этом повествовании, я кратко опишу две небольшие поездки летнего периода, диапазон которых, тем не менее, очень широк: от Соловецкого архипелага, до Черноморского побережья Кавказа.


Еще весной, в апреле, просматривая новое расписание самолетов, я обратил внимание на рейс авиакомпании "Саравиа" из Пензы в Анапу. Цена билета, по промотарифу, показалась мне подходящей - 4700 рублей, и поразмышляв над тем, что этому путешествию мне вполне можно посвятить выходные дни, и еще парочку дней, и учитывая то, что данными аэропортами мне пользоваться не приходилось, я купил билет, на почти полгода вперед, и стал ждать заветного сентябрьского дня. Накануне вылета, впрочем, произошло удивительное, и не очень приятное - цена билета, уже без всякого промо, опустилась до 4436 рублей, но авиабилеты, это такая штука, что где-то найдешь, а где-то потеряешь...

А за пару месяцев до этого, случилась десятидневная поездка по следующему маршруту:
УЛЬЯНОВСК - Москва - РЫБИНСК - Ярославсль - ст. Сольвычегодск - Котлас - Архангельск - Кемь - СОЛОВКИ - Архангельск - Сокол - Москва - УЛЬЯНОВСК.


Сидячка, поезда №391 от Верхней Террасы до Москвы. Спросом в летние месяцы, пользуется большим, особенно на участке Сасово-Москва, забивается полностью. Вот и студент по соседству со мной, ехал от самой Уфы. В столице быстрый переезд до "Ботанического сада", быстрый перекус в Макдональдсе, и вот, уже у метро стоит средний автобус компании "Нордэкспресс" до Рыбинска. Компания, занимающаяся перевозками на этом маршруте, захватывающаяя также, Калязин, Углич и Мышкин, хоть и клиентоориентированная, но с перегибами - ждали всех опаздывающих пассажиров - уже давно должны были отправиться, однако диспетчер не давал команды на отправление, из-за таких пассажиров. Остальные люди в автобусе, стали тихо роптать, и наконец, с опозданием в 25 минут отправились. В Сергиевом Посаде, около часа стояли в пробке на объездной,  а также потом, когда свернули на калязинскую дорогу. В это время пошел сплошной стеной ливень - хорошо было взирать на него из относительно удобного автобусика, но время неумолимо убегало, опоздание составляло уже более полутора часов.


Потом выглянуло солнце, дорога становилась все хуже и хуже, на заезд по городам тратилось время, и я в очередной раз убеждался, насколько ненадежен в России междугородный автобус. Тем не менее, когда приехали на конечный пункт, и я утомленный вышел на вокзале Рыбинска, у меня было еще часа три, пока не стемнело, на прогулку по этому красивому старинному городку. Однако, ближе к вечеру, снова разразился ливень, я скрылся в зале ожидания вокзала, и после 23.00, решил переночевать в комнате отдыха. Отдал небольшие деньги за 6 часов, и вскоре моментально заснул.






Около 6 утра, покинул вокзал и до отправления автобуса, в 9.05, решил сделать круг по городу, по левому берегу Волги, через поселок ГЭС-14, автобусные маршруты в Рыбинске весьма приличны, и хорошо согласованы друг с другом.




Рыбинск. Возле дома культуры, в поселке ГЭС 14

А теперь еду в Тутаев - старинный городок между Рыбинском и Ярославлем. В него можно попасть как по правому берегу Волги, так и по левому, Тутаев хоть и маленький, но расположен на обоих берегах Волги, мост при этом, отсутствует. По правому берегу я уже ездил, так что новый ПАЗик, который ездит 4 раза в день, везет меня по левому. Везет однако медленно, и в положенные 1.30 не уложился, хотя ничего этому не препятствовало.

На Тутаев у меня было часа три, жаркая погода, прогулка по многочисленным церквям, попытка съездить на частной моторке, на правый берег Волги (называемом Борисоглебская сторона). Кроме частных моторок, в которую загружается по три пассажира, по цене 30 рублей, каждый час, также курсирует паром. Но частники - разухабистые мужики, работали очень странно - перевезя пассажиров с Борисоглебской стороны на Романовскую, пустыми отплывали обратно, напрочь игнорируя тех, кому надо переехать на обратный берег. Ничего я не понял в их идиотской системе, плюнул, и прокатился туда-сюда на пароме



Паром в Тутаеве, вид с правого берега Волги (с Борисоглебской стороны), на левый (Романовская сторона)



Метеор Брейтово-Ярославль, подходит к Тутаеву



Тутаев. Романовская сторона, Казанская церковь

Продолжаю путешествие на автобусе по левому берегу до Ярославля, куда приезжаю за 2 часа до своего поезда, Москва-Сосногорск, обедаю в кафе, дальше - "Магнит" и вокзал. В вагоне душегубка, чуть посвежее стало на ходу поезда, у меня место №37, отворив дверь, ведущую из салона вагона, устроил легких сквозняк, но помогало избавиться от духоты и жары мало. Вагон полный, надо мной, на месте №38, пьяненький мужичок, но спокойный, лежал себе наверху, и вышел рано утром в своем Кулое. Однако по пьяни прихватил мои сланцы, оставив мне свои, пришлось купить новые.

Это один из немногих поездов, что идет от станции Котлас-Узловой, напрямую на Сольвычегодск, без заезда на Котлас-Южный. От Сольвычегодска добираюсь до вокзала Котлас-Южный. Я не был давно в этом, довольно приятном северном городке, и не видел еще вокзал, после ремонта. Заценил, позавтракал в кафе, также новой автостанции. Из Котласа я должен ехать в областную столицу, в Архангельск. У меня забронировано место на "блаблакаре" и продублировано на автобус, который отправляется через час. Автобус уже стоял на привокзальной площади, а телефон с "блаблакара" не отвечал, поэтому я выкупил забронированное место, и стал ждать отправления. Место отвратное - на солнечной стороне, несмотря на то - что автобус на редкость комфортабельный - автобусной фирмы "Ветерок". И только автобус отправился от привокзальной площади и взял курс на Архангельск, как мне позвонил раздолбай-попутный водитель, и пригласил меня садиться в его драндулетину. Ругнувшись на него, сказав, что я уже в автобусе, что так как он не делают, отключился.

Автобусный маршрут Котлас-Северодвинск, переполнен , а на каждой остановке подсаживаются люди, с забронированными местами. Почти сразу начали ехать с нарушением расписания, что и немудрено, дорога оказалась вот такая:



Конечно, места живописные, по правую сторону мелькает лента Северной Двины, дорога проходит через многочисленные малые деревни северного края, сменямость пассажиров высокая, два десяка человек, стоят в проходе. Иногда имеются асфальтовые "вставки", но почти на немалом расстоянии от Котласа до автодороги М8 "Холмогоры", раздолбанная пыльная грунтовка - испытание для всех, кто по ней ездит. Но закончилось это пыльное мучение, началась прекрасная трасса М8, начался ливень, который через час сменился на ясную погоду. Через 10 часов 45 минут, я вышел в центре Архангельска, поужинал в кафе, не торопясь добрался до привокзальной площади, где почти сразу отыскался хостел, в котором я переночевал, один, в четырехместной комнате.

На следующий день, до отъезда на котласском поезде, я планировал посетить этнографический музей  под открытым небом "Малые Корелы". Но, день не задался, сначала, вместо того, чтобы позавтракать в вокзальной забегаловке, я направился пешком в центр города, отыскивая места для завтрака, но все еще было закрыто, даже Макдональдс. Наконец, в центре нашел работающую пиццерию, потом долго не было автобуса в Карелы, а время шло, и я решил туда не ездить. Хотел прокатиться на городском теплоходе, но долго искал причал, безуспешно нарезая круги около него, причал оказался в окружении строек, и когда я нашел его, был перерыв в движении судов, даже в близкий Кегостров, а более интересно было бы доехать куда-нибудь до устья Северной Двины, или по протокам, например в Чуболу.

Так, несолоно хлебавши, сажусь в мурманскую прицепку котласского поезда, и еду ночь до Кеми. Прибытие в Кемь - в 4.19, погода ясная, но еще прохладно, а потом стало на редкость,  в этих местах, жарко, так что предусмотрительно взятая с собой теплая одежда, пригодилась лишь во время морского перехода. А пока, мне надо было попасть в порт Рабочеостровск. Это оказалось просто - на привокзальной площади тусуются туристы, и ищут попутчиков, чтобы скооперироваться для такси.

В поселке порта, имеется туркомплекс "Причал", несмотря на раннее утро, там царило оживление, вовсю шла продажа билетов. Кроме двух ежедневный рейсов на Соловки, из порта уходят служебные и монастырские катера, так что даже без брони есть вероятность уехать, я же выкупил свою бронь, двухчасовой переход по морю стоит 1200 рублей, и прогулялся по просыпающемуся поселку. Нашел улицу Привокзальную, но где в старое время располагался вокзал и станция, не нашел.


На Соловецком причале, меня встретила хозяйка, у которой я на 2 ночи забронировал комнату, она провела меня через весь поселок, на его южную окраину. Поселила она меня в квартире, в двухэтажном доме, в соседних комнатах, также жили гости. Конечно в ходе своего двухдневного визита, я посетил и монастырь, и поездил на прокатном велосипеде до Савватьевского скита, через Секирную гору, посетил и иные достопримечательности, но прежде всего, меня интересовало, а как живет этот отрезанный от цивилизации край, каковы бытовые аспекты его существования?

Территориально Соловецкие острова,  относятся к Приморскому району Архангельской области, с районным центром в Архангельске, до него регулярно летает самолет (если позволяет погода), тысяч за 5-6, и иногда ходит теплоход. В Карелию: в Кемь или Беломорск, добраться дешевле. На Соловках около тысячи жителей и масса туристов, в том числе и иностранных. Для жителей есть инфраструктура: больница, где есть даже физиокабинет, одна машина скорой помощи, полицейский на УАЗике, небольшая школа-десятилетка с садиком. Местные жители заняты прежде всего на обслуживании приезжих, есть маленький агаровый завод - также местная достопримечательность - агар-агар продукт из водорослей, из него делают косметику, лекарственные препараты, а мармелад из него, продаваемый тут же, сильно отличается от того, что делают в других местах, в лучшую сторону. Я лично не люблю мармелад, но мармелад с Соловков, сделал меня своим поклонником, однако едва ли придется его еще испробовать. А вкуснейшая монастырская выпечка, а местный квас, это просто чудо!..




Святое озеро





Вид с Секирной горы на Савватьевский скит





Но, чтобы получить любой документ, надо потратить большую часть местной зарплаты на дорогу, при необходимости срочной операции, прилетает самолет санавиации за пациентом, опять таки, при наличии погоды, а климат здесь суровый. Все товары надо привезти, что увеличивает их цену, так, квартирная хозяйка жаловалась мне, что дверной замок, вот-вот выйдет из строя (постояльцы доломали), а с учетом местных реалий, дешевле поставить новую дверь, которая будет при этом стоить намного дороже, чем, к примеру, на материке. На архипелаге нет асфальта, нестабильно работает связь (например, нет Билайна, плохой интернет), но хотя бы появляется слабая возможность расплатиться банковскими картами в магазинах, действует федеральная программа реконструкции водопровода, так что, с водоснабжением селитебной зоны, сейчас проблем нет.

В день моего отъезда с островов, начался занудный дождь, с ветром. Билет на самолет авиакомпании "Нордавиа", я купил за полгода, с учетом использования бонусов от Сбербанка, он обошелся мне в 4308 рублей. Аэропорт находится в 10 минутах ходьбы от центра поселка. Лучше бы мне лететь не этой авиакомпанией, а "Вторым Объединенным авиаотрядом", ибо там летает еще не обкатанный мной Л-410, и прилетает он в ранее неизведанный мной аэропорт Архангельск-Васьково, но они не продают билеты через интернет. А сегодня были свободные места и на тот и на другой рейс.






Аэропорт Соловки - большой деревянный дом, с досчатым полом внутри. Имеется даже табло рейсов. На стойке регистрации уже лежат заготовленные посадочные талоны, выписанные от руки, но регистрация начинается, когда самолет вылетает из Архангельска.  Досмотр с применением рентгена, толпа в накопителе. Меня уносит ввысь старый Ан-24, там даже есть стюард, разносящий газеты и сок. До Архангельска-Талаги всего 50 минут полетного времени, сначала была облачность из которой вышли около Северодвинска.


Остров Ягры



Брательское ?





Соломбала

И все, дальше на вокзал, где звоню водителю с блаблакара, время выезда которого из города, удачно сопадает с нужным мне. Моими попутчиками на ближайшие 10 часов, стала молодая архангельская семья, состоящаяя из трехлетнего Масика, который, бедный, изнывал, если не спал, зажатый в детском кресле, шестнадцатилетнего Ивана, и их родителей: за рулем глава семейства и соответственно, экипажа - Александр, и его супруга Анна. Пятница, вечер, в городе немалые пробки, дабы их минимизировать, выезжали по Талажскому шоссе, объездной дороге и Краснофлотскому острову, миновали участки ремонтных работ на трассе "Холмогоры", и наконец вырвались на простор. В сходное время до Вельска идет микроавтобус, но он чуть ли не в 2 раза дороже,  и потом в Вельске, возле магазина "Бухло и хрючево" надо  было бы среди ночи пересаживаться на другой, вологодский, и стыковка легко может сорваться, поскольку автобусные расписания в России, вещь произвольная. Так что буду вспоминать эту поездку блаблакаром, не только как хорошо подошедшую по времени, но и как одну из самых интересных, в плане общения с людьми, хоть и было слегка тесновато, но мы успели обсудить немало животрепещущих тем, поскольку диалог завязался у всех, без исключения участников поездки. Мои попутчики, оказались людьми,  с которыми можно говорить бесконечно.

Стемнело, правда в этих широтах ночами светло, далеко за полночь миновали объездную Вельска и вскоре началась Вологодчина. Каждый час, мы выходили на 5 минут из машины, поразмяться, кроме Макса, который мирно спал. Семья утомилась, и мечтала уже о скором приезде к бабушке под Вологду, за час до которого, в 3.30, высадили меня, завезя на окраину города Сокол. Мы тепло попрощались, машина развернулась на сокольских колдобинах, а я пошел на вокзал Сухона, на это у меня ушло почти полтора часа.  Я не торопился, до отправления поезда,  больше трех часов.

Предпоследний день поездки, намечался весьма жарким, было еще раннее утро, а восходящее светило, уже немилосердно начало жарить. К маленькому вокзальчику Сухона, один за другим подходили поезда, забирая новые партии пассажиров, ушла и электрика Вожега-Вологда, следом за ней, подошел мой поезд №15 Архангельск-Москва. В Вологде, моя сидячка стала гораздо многолюднее, в Данилове вагон анполнился под завязку. Люди обмахивались чем можно, пыталясь спасти от клятого зноя - получалось плохо. Какой то же нщине стало плохо, и проводник ходил по ваганам, в поисках медика. Меня же грела мысль о том, что ближе к вечеру, мучения закончатся и я поеду в купейном вагоне фирменного поезда.

Так и произошло, в Москве у меня два с половиной часа на пересадку, и вот я в купейном вагоне, поезда №22 Москва-Ульяновск. Билет я купил по акции "Удачный вторник", за смешную цену, имевшийся у меня на тот момент плацкартный иблет, я сдал, и выиграл на этом еще сотню. Прилагался рацион питания: сухпаек и макароны с утятиной, подогретые. Правда, и сосед у меня в купе оказался - прокуренный мужичок, командировочный, инженер из Ульяновска. Ему билет обошелся в два с лишним раза дороже чем мне, и он уже прикидывал, какой получит за это, нагоняй от начальства.

Оказалось, что в соседнем СВ, едет командующий десантными войсками, генерал Шаманов, который в начале 2000-х, был губернатором Ульяновской области. Худший из губернаторов, которого можно только пожелать, хотя и я когда-то, отдал свой голос за него. Одна только фраза из википедии: "по его инициативе было обанкрочено множество предприятий Ульяновской области. Практически развалил экономику области", говорит о многом, а также о том, как он неожиданно для всех, сделал ноги из региона (единственное полезное его дело, на посту губернатора), на пост командующего. Встречали его в Ульяновске очень пышно, с цветами, с охраной, погрузили  в автомобили и повезли. Я же пошел на остановку маршрутки - которые являются детищем того же Шаманова - именно при нем общественый транспорт в области,  стал превращаться в это убожество, на котором ульяновцы вынуждены ездить,  в основном,  и поныне, влез в старую, разваливающуюся Газель, и через час был дома.
========================================================================================================================================================================================================================
Маршрут:
УЛЬЯНОВСК - Сызрань - Кузнецк - Русский Камешкир - Пенза - АНАПА - НОВОРОССИЙСК - Лиски - АЛЕКСЕЕВКА - Валуйки - Белгород - Москва - УЛЬЯНОВСК

Прошел жаркий август, и вот я снова собираюсь в дорогу. Уговорил водитея с балблакара выехать в Сызрань на час позже, пришлось до него добираться аж в Дальнее Засвияжье, зато в нужное время был на вокзале Сызрани. Здесь купил билет на поезд №107 Уфа-СанктПетербург, в сидячку, до Кузнецка. Билет тем не менее, доорогой - поезд фирменный. Ехать всего два часа, поэтому спать даже не думал.



В Кузнецке большой вокзал, и совершенно пустынный,  пару раз прошел охранник, в окошке скучала кассир. У меня есть пара часов для отдыха, пока не открылся автовокзал, но сиденья на вокзал РЖД, как известно, очень уродские, ни сидеть, ни тем более заснуть, на этих металлических скелетах невозможно. Наверное у Якушки в шубохранилище такие же стоят.

На только что открывшемся автовокзале покупаю билет до села Русский Камешкир, но не напрямую, а через Неверкино. Самолет из Пензы у меня вылетал лишь через 10 часов, поэтому я позволил себе поездить по ранее не езженным дорогам. А вот когда все таки приехал в Русский Камершкир, это было в 7 утра, там неожиданно застрял. Там закрылась автостанция и выяснить расписание автобусов, хотя бы трассы М5, не было возможности, ни одна попутная машина, за час моего стояния, не остановилась мне, а таксисты до трассы запрашивали 500 рублей (20 км). Время шло, я начал нервничать, потом нашел таксиста, занимающего ся перевозками до Пензы, он сказал, что машина туда, стоит минимум 1000 рублей, что есть один попутный пассажир, и если я выплачу разницу, 700 рублей, то поедем, потому что второй пассажир, не соглашался разделить расходы поровну: или он едет за 300, или не едет вообще, он дескать, бедный студент.

- Зашибись, он бедный, а у меня зарплата 14 тысяч, я богатый, - на что водитель заметил, что по меркам Камешкира, это действительно хорошо, тут люди рады найти зароботок на гораздо меньшие суммы. Но деваться мне было некуда, пришлось согласитьсся. Правда, по приезду в Пензу, бедного студента удалось уломать, он заплатил еще сотню, и таким образом, дорога обошлась мне в 600 рублей. Вот цена моей недальновидности.

Времени у меня еще достаточно много, пообедал в кафе на 2 этаже автовокзала, и выдвинулся в аэропорт. Он находится недалеко, туда даже есть троллейбусная линия, но ходит он сейчас туда очень редко, автобусы - гораздо чаще. Я лечу на стареньком Як-42, "Саравиа".








Тацинская



Строящийся аэропорт Ростова-на-Дону



Таганрог



Ейск



Должанская



Заход в Анапу осуществился после разворота над Черным морем. Пролетели, снижаясь над многолюдным пляжем, мелькнул внизу жд вокзал. Как ни странно, я еще не бывал, ни в Анапе, ни в Новороссийске, почти не пришлось бывать в Сочи. Через четверть часа, я уже ожидал автобус №103, пока ждал, такситы просто выносили мозг людям на остановке. Еще полчаса, выхожу на автовокзале Анапы, поскольку вечерело, дошел до набережной, и сразу направился искать свой гостевой дом, он оказался недалеко, впрочем, Анапа город компактный. Стемнело, но на улицах бродят толпы курортников, работают столовые.

Ранним утром выехал в Новороссийск, в форсированном темпе осмотрел его, и за полчаса до отправления своего поезда, был на вокзале. Мой поезд №126 Новороссийск-Москва, забит битком, надо мной, на верхнем месте, десятипудовая женщина, грустная оттого, что ей нижняя полка не досталсь. Впрочем, вела себя скромно, и не ныла.

Электричка Лиски-Алексеевка, пока ехал в ней, у меня неожиданно стал работать интернет, зарегестрировался на завтрашний самолет. В белгородском гордке Алексеевка, у меня более чем четырхчасовая пересадка, и город приятно удивил, посмотреть тут есть что. Обычная деревенская улица, с аккуратным бордюром и красивыми домами, приводит к современному заводу, из ворот которого выезжают фуры, сразу за ним начинается городской парк, с вольерами для страусов, глухарей, кроликов... парк находится на берегу реки Тихая Сосна, вот река окзалась грязноватой, но за рекой начался административный центр города, с большой прогулочной зоной. Нашлось и кафе "Гурман" с вкусной и недорогой едой. Так что загулялся я по Алексеевке, и на вокзал пришел уже к отправлению следующей электрички - в Валуйки. Там донельзя добренькие охранники и разъездные кассиры, разрешили пьяненькому мужичку проехать до Валуек, а тот с сигаретой таскался по вагонам.


Уже стемнело, когда я добрался ло белгородского автовокзала, поужинал в Макдональдсе, и направился в аэропорт, как известно, он находится рядом с автовокзалом. Провел там ночь, утром вылетел в Москву.










В МОскве у меня на пересадку 6 часов, и я хотел их использовать для посещения известного вещевого рынка "Садовод". Что поделаешь, в провинции, выбора никакого и цены не гуманные. Но только лишь до метро "Котельники" я добирался почти 3 часа, а когда добрался, понял, что если мне сейчас ехать на этот "Садовод", то у меня и времени до поезда не останется. Так что, лучше бы прокатился бы по вновь открытому кольцу МЦК.

Дальше, как всегда, сидячка забита до Сасово, а в Ульяновск рано утром приезжает 10 человек. До начала рабочего дня - 1.40, но за час, используя три маршрутки, успеваю на работу.


железная дорога, путешествия, обо мне, общественный транспорт, Россия, полеты

Previous post Next post
Up