ПОБЕГ ОТ ЖАРКОЙ ВЕСНЫ. Часть 3

Jun 30, 2015 17:11

Начало. Часть 1 http://baw76.livejournal.com/10594.html
              Часть 2.http://baw76.livejournal.com/10921.html

Настали сумерки, последние перегоны перед конечной станцией, наш неторопливый поезд разогнался, и умудрился прибыть в Сайншанд, вовремя, у меня около 40-50 минут, на прогулку, до отправления этого же поезда, обратно.





Привокзальная площадь Сайншанда, справа стоит памятник-тепловоз, а поодаль, на перроне, готовится к отправлению поезд Сайншанд-Улаанбаатор.


Сайншанд - большой, по меркам степной и пустынной Монголии, город, стоящий на песках пустыни Гоби. Проживает в нем, 20 тысяч жителей. На привокзальной площади, стояла вереница автомобилей. Вокзал, несколько на отшибе, до ближайшей большой улицы, метров 400, тут я побывал на площади перед ДК Железнодорожников, зашел во двор четырехэтажного дома. Песок, ни одного кустика, ни грамма асфальта. Стало резко темнеть, а по улицам гуляли толпы развеселых жителей, поэтому я поспешил на вокзал. Заканчивало свою работу вокзальное кафе, и уличные торговцы - после отправления поезда на столицу, движение временно замирает, среди ночи еще проходит поезд из Заамын-Удэ, что на китайской границе, а также ходит поезд Москва-Пекин, раз в неделю.







На автобусной остановке, схема автобусных маршрутов в Сайншанде.


Зал ожидания, на вокзале в Сайншанде. Многие люди в Монголии, носят национальную одежду.
В моем купе, мужчина, я спросил сначала, понимает ли он по английски,  да если он и понимал бы, мне от этого толку немного. Затем, я робко поинтересовался, не говорит ли он по-русски, и оказалось, что да. И знание монголами русского языка, отнюдь не редкость, а уж тем более, железнодорожниками, каковым мой попутчик и являлся. Оказалось, что он бывал и в Ульяновске, мой город хорошо известен здесь, как родина основного автомобиля в Монголии, и многие жители ездили за УАЗиками в Ульяновск, в том числе и мой попутчик, Булгантамир, бригадир ПЧ из Сайншанда. Рассказал он, на довольно приличном русском языке, что в юности, в 90-е годы, учился в Кургане, где ему сломали нос гопники, потом рассказал о своей семье, показывал мне фотографии жены, детей - его семнадцатилетний сын, сейчас, учится в Санкт-Петербурге, в институте транспорта. Ответил и на мои вопросы, об аспектах жизни в Монголии, из его слов, я сделал вывод, что страна вовсе не отсталая и дикая, как нам представляется, тут не развалены системы жизнеобеспечения и коммуникаций, как на немалом пространстве бывшего СССР, государство вполне выполняет свою социальную функцию, средние пенсии по 200 000-300 000 тугриков, позволяют жить не впроголодь, доступное для населения, медицина  и образование, присутствуют.

Проговорили мы  до полуночи, потом легли спать, за ночь попутчиков в купе, не прибавилось. Утром поезд прибыл в Улан-Батор, у меня есть время до вечера на осмотр города. Отбиться от таксистов - нелегкое дело, заметив одного, бросившегося мне наперерез, я ускорил шаги, а когда ускорился и он, с криками: "Друг, такси!", я демонстративно перешел на рысь, и не мог он догнать меня до самой троллейбусной остановки. Мало того, таксисты, так еще на вокзале присутствуют русскоговорящие попрошайки, но их я научился отшивать очень изящно, когда со мной пробовали заговорить по-русски, я отвечал ледяным голосом: - Sorry, I  not speak Mongolian!, - и ко мне моментально теряли интерес.

В Улан-Баторе, 6 троллейбусных маршрутов. Немного, на миллионный город, но  достоинство в том, что сеть охватывает основные магистрали, и соединяет периферийные части города с центром. Сначала я уехал на восточную окраину, посетил там гипермаркет, хотел побывать в русской церкви, но она была закрыта. Позавтракал в простенькой кафешке, взял 2 хуушуура - маленькие хрустящие чебуреки. Найти пищу, не проблема, полно кафе, в том числе и сетевых. А вот с наличием карты города - беда, ее просто не существует, несмотря на хороший выбор литературы, в огромном книжном магазине, в центральном универмаге.


Обычный столичный пейзаж, многоэтажка, и рядом с ней юрта, а то и не одна, их сотни тысяч по городу, из-за чего, зимой, а вообще Монголия одна из самых холодных стран мира, над городом смог от дымов. Да и в эти апрельские дни, стояла хоть солнечная погода, но дул пронизывающий ветер, но все таки, необходимости отапливать юрты не было, хотя централизованное отопление в домах работало - я посетил обычный подъезд, обычной советской девятиэтажки. Чище, чем в моем подъезде, работает лифт, в квартирах есть горячая вода.






Однако протянутая колючка, по периметру многих дворов, наводит на мысль, о том, что не все благополучно.







Прогулялся возле троллейбусного депо, оно за западной окраине, там немало ЗИУ682, на одном даже надпись "Москва-УланБатор". Местные жители приветственно махали мне руками: "Хелло, мистер!"

На центральной площади, проходил какой то праздник, этнографической направленности - стояли палатки, в которой находились представители разных стран, выступали певцы, танцоры. В палатке Украины, меня угостили  национальным блюдом - грецким орехом, а я в ответ решил потролить девушек, там находящихся. Я им сказал, что карта, которая висит у них за спиной, неправильная, Крым то теперь, няш! Сначала одна, потом другая, перестали раздавать грецкие орехи, и силились понять, чего же я хочу, потом одна, чтобы отвязаться от меня, улыбнулась ослепительной улыбкой, и воскликнула: - Йес!

Потом я подошел к российской палатке, поболтал с соотечественниками, вот они уже были настоящими русскими, потом к румынам, поговорил по-румынски, как умел. Еще в одной палатке, выпил стаканчик свежевыжатого сока, за 500 тугриков, хоть и представляла палатка какую-то Зимбабве, негров там не было.

Гарные украинские дивчины




Статуя Сухе-Батора, за ней Дворец их величества. Я обошел территорию дворца по периметру, и удивился, какая она замусоренная, видимо благодарные подданные кидают через забор все, что лень до урны донести.

И во второй половине дня, я побывал в юго-восточном районе - Зайсан, там находится одна из главных достопримечательностей города, мемориальный комплекс в честь в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе. Ехать пришлось с пересадками, но вот я попал в новый ухоженный район, с многоэтажками, и коттедджами, автобус №12, привез меня на конечную остановку, к некоему зданию, которое, как я выяснил потом, оказалось тюрьмой. Сначала надо было пройти по этой же улице, где ходит автобус, а потом подниматься на холм, где и сооружен комплекс.








Вид с холма на статую Будды.

Когда я по серпантину шел пешком от мемориала к статуе Будды, я увидел, как стайка подростков наверху, решили сократить путь, с одного яруса серпантина, вниз, напрямую. А поскольку у тинейджеров, как правило,  с мозгами беда, то я сразу понял, что не для всех из этой пятерки, спуск окончится благополучно. Крутой спуск, где невозможно зацепиться ни за что, высота полтора десятка метров. Один из пацанов, не смог затормозить на крутизне, и ускорился, остановившись на секунду на выступе, сила инерции перевернула его вокруг собственного тела, и он плашмя упал буквально мне под ноги. Достойный гимнастический кульбит совершил юный потомок Чингсхана, но приложило его крепко, а если бы он упал на меня, мне бы пришлось тоже несладко, вес у него, был слегка избыточный. Зато быстрее всех спустился! Я подбежал к нему, он разразился мощным ревом, я уложил его наземь, и стал осторожно ощупывать ему конечности, туловище, голову. Тем временем, с хохотом подбежали его друзья, обсуждая, как он перевернулся в воздухе, через голову, поставили его на ноги, мне шутовски пожали руку. Удивительно, но ему повезло - никаких серьезных травм, даже царапины не было, - осторожно, осторожно, но он пошел, в сопровождении компании.



Загулялся так, что на вокзал попадаю уже за 50 минут до отправления поезда. Хотел поменять оставшиеся 5000 тугриков на популярные здесь рубли, но вокзальный обменник был закрыт, пришлось оставить себе. Поезд мой, "несколькогруппный", как могли сказать бы на РЖД, схема состава была такая:
Тепловоз 2ТЭ10
Зам хэгжинч вагон  дека
Сэв шалгач вагон ВД УМТ 1
Багаж
№1  куп  УБ-Иркутск
№А  общ УБ-Наушки
№3  общ  УБ-СухеБатор
№4  куп    УБ-СухеБатор
№5  куп    УБ-СухеБатор
№6  пла   УБ-СухеБатор
№7  пла   УБ-СухеБатор
№8  пла   УБ-СухеБатор
№9  пла   УБ-СухеБатор
№10 общ УБ-Шарынгол
№11 пла  УБ-Шарынгол
№0  пла   УБ-Эрдэнэт
№12 пла   УБ-Эрдэнэт
№13 пла   УБ-Эрдэнэт
№14 пла   УБ-Эрдэнэт
№15 пла   УБ-Эрдэнэт
№16 люк   УБ-Эрдэнэт
№17 куп    УБ-Эрдэнэт
№18 куп   УБ-Эрдэнэт
№19 пла  УБ-Эрдэнэт
№20 пла  УБ-Эрдэнэт
№21 общ  УБ-Эрдэнэт
Багаж
Я погрузился в первый вагон, этой громадной железнодорожной солянки, у меня место №20, в купе уже сидели три русских мужика. Из разговоров, я сразу понял, что они имеют отношение к локомотивному хозяйству, но подробности их появления здесь, оказались еще удивительнее. Это жители Луганска, работники тепловозостроительного завода: два молодых инженера и пожилой слесарь. В связи с печальными собитиями в Новороссии, вынуждены искать лучшей и мирной доли, аж в Монголии, и сейчас у них истекает срок регистрации, и им нужно пересечь границу, чтобы легализоваться в Монголии, на новый срок - обычная картина, но никто не думал, что ее будут использовать граждане Украины. Так что едут они только до Наушек, а дальше, по всей вероятности, я поеду один. Заснул я довольно быстро, а проснулся, когда уже стояли в Сухэ-Баторе, здесь стоянка по расписанию 5 часов 38 минут. Я выглянул на улицу, от нашего длинного поезда, остались лишь два вагона, сиротливо стоявших на втором пути.




Где-то за час до оптправления, появились монгольские пограничники, быстро проверили пассажиров, наш двухвагонный поезд отправился. Последние километры по Монголии, вдоль берега Сэлэнгэ. Пассажиры вышли в коридор, со мной захотел пообщаться подвыпивший монгол, из соседнего купе, мне он рассказал, что служил в армии, в этих местах, охранял границу, показал свою заставу. Другой, также общительный молодой человек, с трудом подбирая слова, похвалился мне, что учится в иркутском ВУЗе. Я спросил его, как же он учится в России, если не может связно говорить по-русски, на этот вопрос, он уже вообще ответить не смог.

Сэлэнгэ, превращающаяся в России в Селенгу

Станция Дозорный, вероятно для высадки монгольского пограничного наряда

Контрольно-следовая полоса, мощный забор. Россия! Прошло еще 10 минут медленного хода, и вот состав остановился на втром пути, станции Наушки. Сначала прошли пограничники, подробно и подолгу беседуя с каждым пассажиром. В частности у моих соседей, рассрашивал о том, что сейчас делается в Новороссии, как они тут оказались. Затем прошли таможенники, тут проверка также была серьезной, таможенница предупредила о проведении видеозаписи, и подробно иследовала все полки в купе. Тем временем, наш два вагона расцепили, вагон УланБатор-Наушки, стал ждать поезда Иркутск-Наушки-УланБатор, от которого отцпится один монгольский вагон, наш же вагон, ждал этого же поезда, наоборот, для прицепки к нему. Все, контроль закончен, стоять еще три часа, можно погулять по этому небольшому приграничному поселку, иначе, без пропуска сюда не попасть. Я закрыл купе на трехгранку, и прошел поселок из конца в конец, забрался на сопку. Тоска, делать тут нечего, я посетил кафе, где как раз обедали мои попутчики, пообедал и я. Я предупредил их, что билет до Улан-Батора, может быть не такой дешевый, как оттуда, так, навскидку, не менее двух с половиной тысяч, и посоветовал им, более дешевый вариант - общим вагоном до Сухе-Батора, за 300 рублей, и оттуда местным вечерним поездом за 19000 тугриков (500 рублей).

Наушки
Начала работать билетная касса, к ней выстроилась хоть и небольшая, но тягучая очередь, в основном приобретаются международные билеты, а это небыстрая операция. Мои бывшие соседи по купе, беженцы из Луганска, экономить не стали, и купили прямые билеты прямо до Улан-Батора, как я и предполагал, стоимость билета на сегодня, оказалась 2700 рублей. А когда я попросил их показать мне купонную книжку РЖД - я никогда их не видел, то обнаружил еще, что каждому из них, кассирша впарила страховку. Я разразился руганью, по поводу кассира, мол, приличного вида женщина, а на деле, сучка-аферистка, предложил им написать на нее жалобу, и вернуть сии подтирки. Жители Новороссии посмотрели на меня, как на врага народа, и спросили, неужели я способен, из-за 100 рублей жизнь человеку сломать?

- Не в 100 рублях дело, хотя и их тоже терять не хочется. Многие проблемы в обществе, от безнаказанности! Вас обманули, как и других пассажиров, которых обманывают таким образом, во многих кассах ФПК, а вы считаете, что ничего страшного не происходит, и то, что из воздуха так получается миллионы рублей, кто-то неправомерно обогащается, за ваш счет, и пафос насчет сломанной жизни, тут не к месту, кассир прекрасно знает, что грубо нарушает закон, и чем это может для нее закончится, если она не предупреждает клиента об оказанной услуге... Ну а за сим, до свидания! - мы наконец распрощались окончательно, луганчане вежливо покивали головами, а я направился в вагон.


Как раз пришел поезд из Иркутска, от него отцепился вагон до Улан-Батора, а наш вагон подцепили к составу. За 5 минут до отправления, в мое купе подсела женщина, до следующей станции - Харанхой, меня это удивило, неужели продаются билеты по России, в монгольский вагон, при наличии в составе сидячки. Оказалось все проще, за 100 рублей мнгольской проводнице, чем за 250 в кассу. А вообще, обслуживание бригадой проводников в этом вагоне, хуже, чем во внутри монгольских поездах, проводницы - две толстые тетки, курили, форменную одежду, не соблюдали, ковровые дорожки, всю дорогу лежали свернутыми, как в коридоре, так и в каждом купе, из полагающегося пасажиру двух стаканов чая, выдали только один. Зато в каждом вагоне, есть книга отзывов, я полистал ее, увидел сколько там восторженных высказываний, на разных языках, такие же, при мне написали  две англичанки: "Yes!!! Super!!!". Ну а я написал, что обслуживание международному уровню, никак не соответствует, и что стыдно УБТЗ, выпускать такую бригаду, не то что в Россию, но и вообще, куда-бы ни было.


Поздним вечером, поезд прибыл в Улан-Удэ, отдыхаю в комнате отдыха 4 часа, до следующего поезда. Вообще, я планировал проехать аж до Амурской области, по асфальту, но этим планам не суждено было сбыться. В Улан-Удэ я приехал, когда маршрутка до Читы уже ушла, так что я купил билет до города Петровск-Зайбайкальский на поезд №8 Новосибирск-Владивосток, и ранним утром, выехал им, успел поспать в нем больше двух часов, несмотря на наличие в соседнем отсеке, двух бубнящих алкашей-философов. В Петровске, сел на маршрутку до Читы, на весь путь должно было уйти часов семь, но водитель был какой-то толи обкуренный, то-ли просто псих. На такой дурной дороге, с выбоинами и перепадами высот, он развивал скорость до 120 км\час, в результате, до Читы (480 км) проехали всего за 5 часов!

Оказалось, что это мне было во благо. Дальше я должен был ехать на великом автобусе Чита-Благовещенск, который стал ходить совем недавно, два раза в неделю, именно в этот день я подгадал приезд в Читу. Но когда я подошел к кассе читинского автовокзала, мне сказали, что именно сегодня, рейса не будет. Это была неудача, я мечтал проехать по трассе, до самого Владивостока, и путь до Благовещенска, занимал бы немалую его часть, причем труднодоступную - движение рейсовых автобусов, открыто по дороге совсем недавно. Делать нечего, иду в жд кассу, и узнаю, что через полтора часа, подойдет опять таки, поезд №8, которым я ехал утром - я оторвался от него, благодаря бешеному водителю, если бы я на него опоздал бы, следующий поезд шел бы нескоро. Но к кассам очереди, а мне бы еще надо купить продуктов, на полутора суточную дорогу. Как хорошо, что есть терминалы, где можно купить билет без очереди. Купил, стоимость билета до Биробиджана, составила 2877 рублей,  и я отправился за продуктами, в супермаркет. Потом успел еще зайти в "Позную" чуть-чуть пообедать, а там и поезд подошел, с небольшим опозданием.

У меня в соседях - целый узбекский кишлак, прется в Хабаровск и это шумное общество, пришлось терпеть ближайшие полтора суток. Узбеки понаехавшие, мечтают закрепиться в России, меня пытали, чтобы я посмотрел в интернете, как получить какой-то патент на работу и гражданство.

- Ну вот какое вам гражданство, если вы, как говорите, четыре года живете в России, сам ты еле-еле два слова можешь по-русски связать, жена твоя с детьми, вообще русского языка не понимают. Ты понимаешь, что ты и твоя семья,  тут всегда будете чужими, и никому не нужными, со своими проблемами. Я одобряю, если гражданство будет предоставляться русским со Средней Азии, с Украины, потому что, своих нельзя бросать, ну вам то за какие заслуги? - тот грусно начал чего то впаривать, про то, что дед воевал, на что я ему сказал, что воевал он совсем за другую страну, за другой строй, а сейчас совсем другая жизнь, и нам без вас очень хорошо, мы слишком разные, и жить надо отдельно.

Мало мне узбеков, так еще на следующий день в Магдагачах, сел какой-то алкаш по соседству. Вес его составлял, никак не мешьше полутора центнеров, он попытался со мной поговорить, устроил допрос, но увидев, что я разговор не поддерживаю, заснул. Разбудили его контролеры ФПК, что-то они часто ходят по поездам на Дальнем Востоке, уж лучше бы полиция ходила бы. Алкаш показал узбекам трехгранку, и спросил:

- Знаешь как это называется? Кури, где хочу! - он залился идиотским хохотом, ушел курить между вагонами, потом опять завалился, и больше никак свою сучность не проявлял. А в вагоне стояла удушающая жара, что в совокупности с другими факторами, сподвигло меня не ехать в Биробиждан, а выйти в Облучье, откуда до Биробиджана доехать утренним автобусом.



Облучье, вокзал

Облучье

железная дорога, путешествия, обо мне, общественный транспорт, дальнее зарубежье, Россия

Previous post Next post
Up