Журналист городского портала «Е1» встретилась одним из авторов Краснознамённой группы Галиной Охлупиной. Сам монумент был варварски снесён в ночь с 25 на 26 января 2013 года по распоряжению администрации Екатеринбурга. Галина Охлупина рассказала о том, как создавалась Краснознамённая группа и как она относится к тому, что её снесли и до сих пор не вернули на место.
Уже много лет Галина Охлупина, ученица известного архитектора Константина Бабыкина, живёт вдали от Екатеринбурга в небольшом посёлке за Ревдой. Она занимается садом, строит дом (не сама, конечно, с помощью детей) и пишет картины. Сегодня она художник, а не архитектор, но в прошлом Галины Фёдоровны есть один проект, который знаком каждому екатеринбуржцу, - Краснознамённая группа, стоявшая на Плотинке до 2013 года.
Красные шпили, обрамляющие Орден Ленина (его убрали ещё в 2009-м), были видны и с проспекта Ленина, и с берегов Исети. Хотя по задумке автора они были совсем не красные. Мы расспросили Галину Охлупину о том, какой должна была быть группа, как она узнала о сносе шпилей и что думает о новом Ордене Ленина.
Галина Фёдоровна окончила стройфак УПИ в 1955 году, это был третий выпуск архитектурной специальности на Урале, говорит она. По распределению попала в "Гипроторг", откуда ушла со строгим выговором. Подвёл хлебный магазин, который ей поручили оформить.
- Я решила сделать потолок синим, ультрамариновым, с белыми бусинками. Легкий классический орнамент. И мне за этот орнамент влепили строгий выговор, потому что это излишество, - рассказала архитектор. В тот год Никита Хрущёв подписал постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", положившее конец сталинской классике и открывшее эпоху типовой архитектуры. Орнаменты в хлебном в неё не вписывались.
Через несколько лет Галина Охлупина начала работать в Институте технической эстетики, где было больше простора для творчества. Там в 1974 году её и "нашёл" проект Краснознамённой группы для оформления Ордена Ленина, который Свердловск получил годом ранее. Это была высшая награда в СССР, которую присуждали и людям, и предприятиям, и кораблям, и городам, и областям - за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите Отечества, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира.
Директором уральского филиала Института технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ) в те годы был Ролен Андрианович Шеин, ему поручили проектирование оформления Ордена Ленина в центре города.
- Из командировки из Ленинграда Ролен Андрианович привёз от студентов "Мухи" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. - Прим. ред.) эскиз - группу из трёх шпилей для ордена Ленина, - рассказывает Галина Фёдоровна, ей поручили разработать эскиз проекта. - Я посмотрела, что это очень жидкая композиция для ордена, и стала работать над ней.
- Сколько времени заняла работа?
- Я как-то очень быстро сделала, может быть, неделя дана была мне всего-навсего. Тогда же всё быстро надо было.
Click to view
- Как пришли к такому варианту?
- Архитектурным взглядом я посмотрела так, чтобы группа не терялась в этом большом пространстве. Шпили у меня по проекту должны быть выше метра на полтора-два, они бы и смотрелись лучше. Но конструкторы завода чуть-чуть пониже сделали, согласовали с Роленом Андриановичем, с главным архитектором Свердловска Геннадием Ивановичем Белянкиным, со мной. Остановились на такой высоте.
И по моему варианту шпили были не красные, а блестящие, белые - из нержавейки. Такая форма летящая должна быть. Как Орден, только светлая. Но потом решили, что она должна быть красная, это уже Шеин с Белянкиным сообразили, что надо из этих шпилей сделать знамёна.
- А по вашей задумке это были не знамёна?
- В моем варианте это был символ борьбы. Да, знамена, но не красные, а революционные, как штыки. Но они решили иначе, и я согласилась. И получилась такая вещь. На красном фоне орден неплохо смотрится, но, если бы он был на светлом фоне, а сам - цветной, было бы тоже неплохо.
О том, что шпили Краснознамённой группы демонтировали, Галина Охлупина узнала из новостей.
- Конечно, у меня оборвалось всё немножко, - признаётся она. - Такую доминанту потеряли. Ну не хотите вы её красную, сделайте блестящую. Она бы держала всю Плотинку, всю композицию. Но у нас ведь как: кто придёт к власти, грамотный-неграмотный, у кого что как в мозгах повернётся, то мы и получаем. Флаги поменяли, историю тоже решили поменять, но как её изменишь? Что же мы сейчас - будем все особняки сносить? Очень много в городе произведений Бабыкина Константина Трофимовича, моего учителя, мы их тоже должны сносить все, что ли?
- А что, на ваш взгляд, ещё можно поставить на месте группы?
- Не знаю, честно говоря, не думала об этом. Ну пусть предложат другую хорошую композицию сюда, чтобы она была достойна и не хуже этой. Но здесь должна быть мощная группа, чтобы с зеркалом воды держалась и с архитектурой, с пространством. Всё-таки зря они её убрали, я считаю. Не потому, что я делала эту композицию, а просто она была масштабная. Не нравится красная - сделайте её блестящей, сделайте как штыки. Потому что мы всегда боролись за свою страну, свою жизнь. У нас никогда не было спокойных лет.
Тут много можно рассуждать, но самое главное, что время нельзя затаптывать. Надо ко времени относиться очень осторожно, потому что каждая эпоха несёт свои положительные, а иногда и отрицательные стороны. Но, я считаю, воспитание поколений должно быть. Или то, что сейчас строим, потом тоже будем разрушать? Нет, надо беречь то хорошее, что создано нашими предками.
- Как вы думаете, есть шанс, что группа вернётся на своё место?
- Вы знаете, это зависит от того, насколько общественность будет сильна. Если она будет жидкая и не поднимет историю, не докажет современным властям, тогда ничего и не будет. А если докажут, тогда другое дело. Пусть сделают, в конце концов, другую композицию, которая будет лучше этой на этом месте. Потому что здесь, на Плотинке, должна быть какая-то ось, обязательно.
- А как вам новый Орден Ленина, установленный возле железнодорожного вокзала?
- Он там не смотрится совершенно, видела я. Это же вообще кошмар, там ни композиции, ничего нет. Фитюлька серенькая на сером фоне. Самое настоящее издевательство. У людей, которые это делали, совершенно нет композиционного мышления.
Сейчас Галина Фёдоровна ходит на собрания общества по восстановлению Краснознамённой группы и надеется, что эта "общественность" окажется не "жидкой".
- Вам было очень обидно, что так обошлись с Краснознамённой группой? - спрашиваю, когда архитектор рассматривает фото, на котором шпили свалены в кучу на снег.
- Это называется разбой, - отвечает она. - Да, я очень переживала, но если я так эмоционально буду расстраиваться… Мне всё-таки хочется ещё пожить, - засмеялась Галина Охлупина.
Оригинал публикации:
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-442697.html