Слово ликбез плотно вошло в русский лексикон. И хотя слово звучит как заимствованное, на самом деле оно имеет отечественное происхождение. И появилось после революционных событий 1917 года. 26 декабря 1919 года вышел Декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Это ведь только по версии антисоветчиков большевики занимались исключительно «террором и убийствами». Историческая правда оказывается намного сложнее и интереснее антисоветских мифов.
В первые годы советской власти большевики были озабочены построением сильного государства. Но невозможно построить сильное и независимое государство без опроы на грамотных граждан. Поэтому задача по прсвещения населения была с первых лет революции одной из первостепенных. И большевики добились своего. Именно новое поколение специалистов обеспечило индустриальный рывок, победу в Великой Отечественной войне, создание ядерного щита и мирного атома, а также запуск первого искусственного спутника Земли и первый полёт советского человека в Космос. К сожалению сегодня, современная Россия не может похвастаться созданием и внедрением прорывных технологий. Хуже того, есть все основания считать, что в скором времени ликбез вновь может стать актуальной задачей. Но об этом позже. А пока напомним, с чего начинался советский опыт.
Население России, которую большевикам в октябре 1917 приходилось буквально спасать от неминуемой катастрофы, в массе своей было безграмотно. Есть разные оценки разных экспертов, но даже самые оптимистичные указывают на 50% грамотность населения России накануне революционных событий. Обычно уровень грамотности на начало ХХ века оценивается по данным переписи 1897 года. Эти данные, согласно которым грамотным в России был каждый пятый житель (21,1%), признаются всеми отечественными и зарубежными экспертами.
Вот большевики и начали спасать страну, начав с программы ликвидации безграмотности (ликбез), согласно которой предполагалось обучить грамоте на родном или на русском языке (по желанию) всё, не умевшее читать или писать, население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет.
На самом деле всё началось практически с первых месяцев установления Советской власти в России еще в 1918 г. Так 16 октября 1918 г. в документе под названием «Положение о единой трудовой школе РСФСР» были заявлены серьезные социальные преобразования. В первую очередь, это обязательное бесплатное совместное обучение детей с 8 до 17 лет (
источник).
К моменту окончания Гражданской войны, по сути, в стране уже начала складываться комплексная образовательная система. Согласно опубликованным данным, в 1920 году, в целом по стране, было обучено грамоте 3 миллиона человек, за это же время подготовлено 200 тысяч учителей-ликвидаторов неграмотности. Также было напечатано до 10 миллионов экземпляров букварей на разных языках народов РСФСР, разрезных азбук, учебников математики - до 1500 тыс. и примерно столько же книг для формирования политической грамотности (Культурное строительство в РСФСР, документы и материалы / сост.: Л. И. Давыдова и др. - М. :Советская Россия, 1983. - Т.1, ч.2.- с. 105.).
Процесс обучения зависит, в том числе и от качества учебников. Судя по феноменальным результатам, которые были достигнуты в СССР, с учебниками в стране советской было всё в порядке. А вот как обстоят дела сегодня? На глаза попался ряд публикаций о школьных учебниках:
23 ляпа из школьных учебников, которые сразили нас в этом году25 задач из учебников, от которых волосы дыбом встают22 сумасшедших ляпа из школьных учебников Для наглядности размещаю несколько примеров.
...хороший пример...
Учебник литературы - без комментариев...
"Весёлая" задачка... и очень "добрая"
Учебник французского и новые профессиональные перспективы
Пройдите по ссылкам и убедитесь сами. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Более того, в рамках оптимизации системы образования ликвидируются школы по всей стране. Так в 2010 году их число составляло 50,1 тысяч, а в текущем 43,2 тысячи. Если сравнивать с советским периодом, то в 1980 г. в стране действовало 74,8 тыс. школ. Таким образом, за 35 лет количество средних образовательных учреждений в России сократилось почти в два раза (
источник). Сокращается и количество библиотек.
Но ведь и с высшим образованием всё далеко не радужно. Часто приходится слышать, что преподаватели вузов сетуют на то, что из школ в институты и университеты приходят учащиеся, которых буквально надо доучивать по программе среднего образования. ЕГЭ, введённое с недавних пор в нашей стране - не только не отражает уровень реальной грамотности выпускников, но и работает на её понижение.
Видимо пытаясь подкорректировать взятый курс (его менять надо, а не корректировать), российский Минобр пытается проводить различные реформы, внедряя например «Программу 5-100». На самом деле в этой программе речь идёт не о качестве образования, а об имидже высших учебных заведений. Об этом подробно написано в статье
«Потемкинская деревня номер 5-100». «Простейшее сравнение нынешних прожектов (это о «Программе 5 - 100») с опытом прошлого показывает, где реально повышали уровень образования, а где, прикрывшись фасадами из трескучих фраз, этот уровень приводят к предельно низкому», - заключил автор работы.
Вот и выходит, что в тот момент, когда уровень всеобщего образования, или так называемого образования, достигнет определённого дна (видимо уровня царской России, по которой так страдают многие десоветизаторы), введение ликбеза станет вновь актуальным.