Единая концепция в образовании - попытка облагородить губительные реформы

Aug 31, 2015 15:05



Воспитывать, давать детям психологический и нравственный арсенал - вот важнейшие функции школы
Введение единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах, всего лишь попытка облагородить школу, которую ранее реформаторы превратили в прагматичное и деловое предприятие, практически удалив из образования воспитательные функции. Об этом сообщил искусствовед и культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков корреспонденту ИА REGNUM.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, в Москве в ходе заседания рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах были представлены основные подходы к преподаванию этих предметов. Рабочую группу возглавляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Сами обсуждения необходимы ввиду внесения в нижнюю палату парламента законопроекта о создании на основе федеральных образовательных госстандартов базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по русскому языку и литературе, а также по математике и истории России.

Георгий Цеплаков уверен, что русский язык и литература, важнейшие предметы образовательного процесса. К сожалению, проведённые реформы подействовали на них негативно. В этом смысле и русский язык и литература в школе нуждаются в определённой «реанимации». Однако специалист скептически относится к результатам, которые будут достигнуты на новом витке реформ. Он высказал свой взгляд на данную проблему.

«Я полагаю, что новая серия нововведений просто продолжает начатое ранее движение. Главная беда в том, что сокращено количество часов на русский язык и литературу. Отсюда и проблемы с «перегрузкой» школьников, и проблема выбора, и т.д. Ну, и поскольку воспитательная функция в современной школе также уведена далеко на периферию, то встает вопрос - по какому принципу отбирать литературные произведения. Что должна делать литература? Развлекать? Но развлечений и так много. Помогать делать карьеру и ориентироваться в информационных потоках? Но если руководствоваться этим критерием, то нужно увеличивать число часов на литературу (в том числе и зарубежную), а не сокращать их.

Вот и получается, что все эти действия стараются облагородить изначально неправильное решение - превратить школу в предельно прагматическое, «практическое», деловое предприятие. Школьников хотят превратить в узкоспециализированных офисных работников. Что ущербно во многих отношениях. Во-первых, даже офисные работники нынче требуются широкого профиля - с компетенциями самого разного круга (от управления проектами и процессами до ораторского мастерства и владения несколькими жанрами деловой переписки, не говоря о компьютерной грамотности).

И, главное, во-вторых, контекстов-то и смысловых поворотов в жизни много больше, чем в офисной работе. Есть же еще семейная жизнь, отношения с друзьями, коллегами, личная конкуренция, гражданская жизнь, светское общение, духовные проблемы, наконец. Готовы ли сегодняшние школьники к столкновению с этими вопросами? Готовы ли сегодняшние пятнадцатилетние изменить мир к лучшему? Думаю, готовы. Но дает ли школа им достаточный психологический и нравственный арсенал для этого? Не уверен.  И поэтому даже хорошим офисным работникам важно разбираться в текстах Пушкина, Гоголя, Толстого, Шекспира, Гете и Данте. Упор, по моему мнению, надо делать на проверенные тексты золотого и серебряного веков русской литературы, на лучшие образцы литературы советской, а актуальные тексты 70-х - 2000-х гг. стоить подавать в дискуссионном ключе», - сообщил Георгий Цеплаков.

Русская литература, школа, Россия, образование, русский язык

Previous post Next post
Up