Украинская травма

Jul 02, 2014 14:00

На мой взгляд, спустя 23 года, уже достаточно очевидно, что все бывшие народы СССР после развала державы пережили «травму», связанную с утратой Родины. Кто-то, как, например, таджики переживают её крайне сильно, и в бытовых разговорах постоянно ностальгируют по СССР. Прибалты изначально откровенно радовались, но и сейчас горечь разочарования настигает их… Русским и другим народам России в этой степени «повезло больше». После распада СССР мы унаследовали остов империи, её скелет, изрядно обрубленный, но всё же сохранивший некоторые имперские атрибуты. Жалкое подобие реального имперского статуса, но всё же, в массовом сознании это восполняет ощутимый пробел, связанный с утратой величия СССР. Белоруссия, практически сразу вывела формат своей политики на единение с Россией и создание (воссоздание) Союзного государства. Поэтому в массовом сознании граждане Белоруссии внутренне считают себя причастными к «большой России» и тоже не понесли соответствующих издержек в сознании. И слава богу.
Другое дело Украина.



Скажу сразу, лично я не разделяю наши народы. Русские, белорусы и украинцы - это один большой русский народ. С одной историей, одной культурой и социальными кодами. Различия, конечно, существуют, но, во-первых - это нормально. Разнообразие привносит в мир неповторимость и изящность! Во-вторых, можно найти различия между жителями Калуги и Приморского края. И мы даже знаем, что те, кто ведёт диффузно-сепаратистские войны против нашей Родины, эти различия используют. Заостряют на них внимание, и в итоге объявляют «неразрешимыми противоречиями». Подобным попыткам надо давать решительный отпор, но это тема иных исследований. Мне же хочется заострить внимание на одной особенности «постсоветской травмы» украинского населения, которая так разительно отличается от иных народов СССР.

Дело в том, что, начиная с петровских времён (СССР не был исключением) выходцы из Малороссии (так назывались раньше территории Приднепровья и Дона) играли значительную роль в жизни страны и формировании облика «русской империи». Мы с вами навскидку можем вспомнить десяток имён, которые формировали элиты Российской Империи и СССР родом с нынешней Украины. Например: Александр Безбородько, Пётр Ратенский, Виктор Кочубей, Никита Хрущёв, в конце концов, из современных Валентина Матвиенко, список можно продолжать долго. И я ещё не затронул имена деятелей культуры и искусства. Население всегда консервативно, память о предках, вопреки стараниям спецтехнологов и нечистоплотных людей, жива в массовом народном сознании. Именно поэтому, нынешние граждане Украины внутренне, конечно, ощущают свою полную сопричастность со становлением Русской империи (тут: обобщённое название к РИ и СССР ибо они и есть одна империя). В этом контексте потери в 1991 году, как «травма» приобретают совсем иные, тяжёлые формы. Народ нынешней Украины, претерпел не только гигантскую травму, но и не получил в «наследство» даже толику былой империи. Вместо этого практически колониальное состояние и постоянное унижение со стороны соседей. Например, был известный случай, когда Румыния отсудила территорию у Украины. В советское время такое представить было невозможно. Я отчётливо помню этот грустный период. И даже мне, гражданину России (которому, казалось бы, должно быть безразлично) было «больно» и неприятно от того, что европейские партнёры, которые поют слащавые песни для всего постсоветского пространства так жестоко обошлись с Украиной.

Но вернёмся к нашей теме. Как мы видим, травма 1991 года не просто осталось, её обильно посыпали солью технологи "новой Украины". На всё это накладывались гигантские социальные, образовательные и экономические проблемы, о которых постоянно пишется в нашей газете. Размер травмы и боль от неё постоянно усиливаются. И именно в этот момент встаёт вопрос о «завоеваниях! 1991 года. Да, Украина получила свободу, да, народ получил большее количество прав. Но каковы издержки? Территориальные потери, социальная напряжённость, провал в самостоятельной внешней политике…Всё это обрекает народ Украины на позор и лишения. Об этом мечтали те, кто согласился на самостоятельность? Думаю, нет.

В этой ситуации, ребром встаёт фроммовский вопрос, который вынесен в заголовок его великолепной книги «Бегство от свободы». Что делать со свободой, которая принесла и приносит одни несчастья? Фромм рассуждал так, анализируя данные, которые получил в ходе исследований в Германии: народ откажется от свободы в пользу «сильного властителя», способного навести порядок, и решить накопившиеся проблемы (в итоге оказался прав). В Германии, кандидатом на роль такого диктатора был Гитлер и его партия. Видим ли мы сегодня на Украине схожие процессы и подходящих на роль «спасителя нации» людей? Видим ли мы целые социальные группы, мечтающие о «спасителе» (который в итоге окажется губителем)? Видим ли мы силу, готовую привести такого «спасителя» к власти? К моему глубокому сожалению видим. Нет смысла угадывать его имя, тут важнее наличие запроса. А имя дьявола не должно звучать. Но его поступь, его проникновение во власть на Украине уже очевидно. За русофобскими криками бандеровских нацистов, явно угадывается желание актуализировать имперские коды «большого русского мира», частью которого является Украина. И использовать их в своих тёмных целях, для уничтожения Русского мира, а значит и Украины. Сможем ли мы помочь украинским гражданам преодолеть последствия этой травмы, зависит только от нас с вами

Вот как-то так.

П.С. Товарищ написал очень сильную и интересную статью. Рекомендую как продолжение темы!

Украина, Фромм, травма, социология

Previous post Next post
Up