Click to view
Иногда возникают мысли о том, а в чём сущностно состоит противостояние российских державников и западников-либерадриллов. Все поверхностные моменты ясны и очевидны (даже в названиях: державники и западники), их легко перечислить. Но ведь есть же нечто сущностное, что делает противостояние непримеримым. И возможно…
Таким маркером является отношение к невозможному.
Историю России, как часть социально-культурной жизни общества, я полюбил ещё в детстве. Она мне казалась привлекательной, безумно практичной и одновременно таинственной. И чем больше я погружался в историю, чем больше фактов и аргументов, обосновывающих неизбежность хода именно такого исторического процесса я узнавал, тем более загадочными мне казались многие повороты в истории нашего государства. Всё время не покидало ощущение наличие некоторого чуда, которое сопровождает нашу историю.
Религиозные люди считают, что тут приложилась сама рука господа, либо покровительство божьей матушки. Но я человек не религиозный, а следовательно вопрос природы «чудес», позволивших появиться нашему государству, выстоять в минуты, когда казалось, выстоять невозможно, или преодалеть такие смуты, после которых с лица земли стирались самые великие империи и народы.
Некоторые ответы стали появляться после долгих и обстоятельных дискуссий с западниками. Помимо прочего, они всегда казались мне до предела прагматичными, или даже пугающе прагматичными. По аналогии, когда нет такого преступления, на которое бы не пошёл капитал ради 300% прибыли. Потому что прагматично!
Оценивая такую позицию западников, мне всё время приходилось обращаться в сторону идеалистов (тут антоним к слову прагматики, а не материалисты). И всматриваясь в исторический процесс, мне всегда казалось присутствие таких идеалистов, то есть мечтателей и романтиков, в самые сложные периоды истории. Именно они, несмотря на казалось бы, с точки зрения прагматики, тотальный крах, всегда сохраняли веру в будущее и…. совершали невозможное!
И уже тогда я сделал для себя вывод, что Россия, как страна, как цивилизация - «специалист по невозможному».
Самое страшное, что произошло в 1991 году на моих глазах - это отказ от этого своего предназначения. Да, вина Горбачёва и Ельцина безусловна и обжалованию не подлежит. Вина КПСС также очевидноа. Но ведь были и широкие народные массы… И я будучи подростком слышал о чём говорил мой отец с сослуживцами на кухне… А говорили о том, как прагматично сбросить балласт «дармоедов» в лице южных республик, как прагматично получать всё что заработал «на рыло» исключая всякую солидарность. Прагматизм докатывался до так называемой уральской республики, которая конечно «больше всех работает, больше всех производит и лучше всех заживёт». Позже я узнал, что такие же прагматичные разговоры происходили в Прибалтике, Армении, Грузии и на Украине…
Чем закончилась эта прагматика, лишённая веры в невозможное, мы знаем…
Глядя сегодня вокруг, я вновь тревожно смотрю в будущее. Почему? Да потому что даже многие верующие люди твёрдо и убеждённо говорят о том, что рай на земле построить невозможно! А я точно знаю, по опыту истории, что когда русские перестают строить рай на земле, они попадают в ад на земле.
А значит надо сделать невозможное возможным.