Красный проект подразумевал не только превращение России в мощную и современную индустриальную державу. Красный гуманистический проект подразумевал развитие каждого гражданина Советской России и впоследствии СССР. В дореволюционной России это сдерживалось сословными перегородками в обществе, но после победы Октября они были упразднены и все граждане страны получили равные права.
Гигантским скачком в будущее стали всеобщее образование и программа ликвидации безграмотности, вошедшая в историю как “ликбез”. Образование и культура всегда были одним их главных приоритетов большевиков. Основные принципы были сформулированы еще в 1903 году на Втором съезде РСДРП - всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке. Оказавшись у руля стремительно распадающейся страны, большевики, несмотря ни на что, немедленно принялись за реализацию своих планов. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.
В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию.
Проблема грамотности и образования существовала объективно. Большинство населения России не умели ни писать, ни читать. Цифры сообщают: в 1897 году всего грамотных было 21%, в 1939 уже 87.4%, в 1959 году проблема решена окончательно и количество грамотных составляет 99,9% процента населения.
Для того, чтобы ликвидировать безграмотность в стране, где большинство населения безграмотно необходима была целая армия энергичных учителей. Уже к осени 1920 года ВЧК “Ликбез” создает курсы для таких учителей - ликвидаторов безграмотности. В этом же году создаются ликпункты - импровизированные школы в населенных пунктах, где количество безграмотных 15 и более человек. Выпускаются учебные пособия - буквари и методические указания учителям.
Давая грамоту, большевики, разумеется, не забывали и о литературе. Массово переиздаются произведения классиков. Уже в 1919 году переиздаются произведения Тютчева. В этом же году происходит издание полного собрания сочинений Гоголя. В 1924 году издаются избранные сочинения Лермонтова, а еще через два года - полное собрание сочинений Лермонтова. В 1926-1930 годах издаются произведения и письма Достоевского, включая, вопреки расхожему современному мифу, “Бесы”.
Уже к 1927 году печать классической литературы превзошла 1913 год по тиражу - в 2.8 раз, по наименованиям - в 1.4 раза. Вопреки очередному мифу, тиражи классической литературы были намного, в несколько раз, больше тиражей изданий сочинений Маркса и Энгельса.
Большевикам нужен был рывок не только технологический, но и человеческий. Для этого Советская власть проводила политику приобщения широких масс к высокой культуре, то есть организовала процесс вхождения в культуру, освоения человеческим индивидуумом культурных ценностей своего народа, позволяющие ему быть полноценным членом общества. Такая задача требовала не только национализации культурного достояния, но и увеличение тиража издаваемой русской классики, организации структур по переводу и изданию зарубежной литературы, а также к повышению уровня грамотности всего населения страны, чтобы народ мог приобщаться к национальным и мировым шедеврам словесности.
Предыдущие стенды выставки:
Российская Империя накануне февраля 1917 Февральская революция - "могильщик" царизма 1917 год от февраля к октябрю Красная весна: Великий Октябрь 1917 Гражданская война: преодоление смуты в России Реализация Красного проекта в России