Под катом замечательная хоть и нерадостная статья о положении дел в российском образовании, так сказать информация «с полей». Но сначала хотелось бы что-то прокомментировать.
Описанные в авторской статье учителем Мариной Солотовой проблемы - суть, превращённая форма по Марксу. Это когда форма отрицает своё содержание. Это касается и школы, которая не для учеников и всего министерства образования, которое давно работает в режиме министерства ликвидации образования. Второй важный момент касается инициатив в сфере образования. Без наличия концепции любая инициатива как мёртвому припарка. Утром концепция - вечером система инициатив, которая формируется в соответствующий план.
Марина Солотова: Корень образования в квадратном классе?«Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее будет», - помните?
Честно, не пробовала, может и вкуснее. Только если хлеб черствый, а в колбасе вместо мяса - туалетная бумага или куриные перья, то ты его как угодно держи, хоть по очереди кусай - все равно отравишься.
«Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе», - сказала вице-премьер Ольга Голодец в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи на сессии, посвященной проблемам образования. Идеальным вариантом, пояснили в пресс-службе вице-премьера, является квадратная конструкция классов.
Вот про работу, которая должна строиться иначе, я согласна абсолютно. Причем ВСЯ работа. Начиная с системы подготовки педагогических кадров и заканчивая активным сокращением контролирующих организаций и их сотрудников. Я убеждена - наша система образования серьезно больна. Снизу до верху. Хронически. Все органы и функции системы давно расстроены и держатся на «честном слове» и не благодаря, а вопреки. То, что еще худо-бедно работает, живёт только за счет опыта, образования и преданности своему делу тех, кто через несколько лет уйдет на пенсию. И вот представьте - лежит в палате тяжело больной человек. Может разве что еле-еле говорить и глотать то, что ему подносят ко рту в ложке. Поднять еще можно, но требуется срочное хирургическое вмешательство, донорская кровь и последующая реабилитация. А ему предлагают переехать в другую палату. Такую же, только квадратную. Чтобы медсестра с капельницей могла подходить не справа, а со стороны головы…
Перечислять все проблемы сегодняшней школы - дело долгое и бессмысленное, потому что все они - на поверхности. Я не хочу уходить в дискуссию о нужности или ненужности ЕГЭ, недопустимо большой нагрузке на школьников, несовершенстве учебных программ, дефиците кадров, переполненности классов, жутких учебниках, качестве знаний, которые дает школа. О том, какой процент нынешних школьников занимается у репетиторов, о так называемых «допах», часто - платных. О полном отсутствии взаимодействия школы и родителей. О внедрении в ФГОС так называемой внеурочной деятельности, которая никому - ни детям, ни учителям, ни родителям даром не нужна. О растущем количестве детей, уходящих на семейное обучение. О чудовищной безграмотности выпускников, не знающих в 10 классе значения слов «амбразура» и «навзничь» (я знаю, о чем говорю, потому что каждый день имею дело с детьми). Список можно продолжать и продолжать.
Меня, как маму и педагога, больше всего волнует другое. В нашей школе РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ПЕРСОНАЖЕМ, В ИНТЕРЕСАХ КОТОРОГО ПРОИСХОДИТ ХОТЬ ЧТО-ТО. Наши дети в современной школе - статисты, средство производства, массовка - что угодно, только не люди, ради которых, собственно, и существует система.
Один пример. В одном из своих интервью министр Васильева рассказывает об огорчившем ее общении с продвинутыми старшеклассниками. На элементарные вопросы из школьного курса географии, химии, истории, связанные с сутью собственного проекта, школьники не в состоянии были ответить. Министр расстроилась, узнав, что выпускники школ не знают фамилию Карбышев. «С этим надо что-то делать» - подумала, видимо, министр, и приняла решение. Уже в этом году в школах пройдут итоговые проверочные работы в 11 классах. То есть вдобавок к ЕГЭ еще 5 проверочных работ. Как всегда в последние годы, до сих пор многое непонятно. По одним данным - добровольно, по другим - обязательно. Оценка или будет, или не будет влиять на итоговую в аттестате.
Я спросила у своих нынешних одиннадцатиклассников, обязательны ли работы и будут ли влиять оценки за них на итоговые. Привожу ответы дословно:
Кристина Е.: ВПР по химии, биологии, физике, географии и истории. Обязательно. Нам сказали, что это будут обычные проверочные работы. Оценки просто выставят в журнал и они, как и все остальные, будут влиять.
Полина Г.: У нас даже учителя не знают об этой работе, скорее всего ничего не будет
Александра А.: У нас сказали 100% будут работы, только как и на что они будут влиять пока не ясно.
Пока не ясно. Пока. Сегодня - 1 марта. Работы пишем в конце апреля.
Если будет - что уважаемое министерство, глава которого уже в курсе, что продвинутые ученики не знают истории своей страны, хочет узнать дополнительно? Масштаб катастрофы? Не получится. Я уверена, что работы будут проверены синей пастой и на стол министру лягут те результаты, которые не буду иметь никакого отношения к настоящим. Мы это уже проходили.
Если не будут - тогда зачем? Зачем нагнетать и без того напряженную атмосферу? Кто остается крайним? Правильно, школьник. Который теперь в панике. Потому что объявлять о том, что будут проводиться такие работы, надо в 5 классе. Предварительно убедившись в том, что школы обеспечены учителями, способными к ним качественно подготовить. Да, мы писали годовые контрольные. И сейчас их пишут. Смысл объявлять их всероссийскими? Чтоб не расслаблялись? Главный вопрос, который мучает меня последнее десятилетие: где здесь интересы ребенка?
Еще пример. В 2020 году обязательным для всех становится ЕГЭ по иностранному языку. Для всех, подчеркиваю. Те, кто сегодня учится в 7 классе, уже попадут под этот трактор. У меня вообще вызывает большое сомнение сам подход, благодаря которому каждый выпускник школы должен владеть иностранным языком. По моему мнению, не каждый, а только тот, кому он нужен. Но тут я не берусь отстаивать свое мнение, могу быть неправа. Но! Вот если сейчас найдется тот, кто скажет, что его ребенок, обучаясь в ОБЫЧНОЙ школе, сдал экзамен по языку без дополнительных занятий с репетитором или в языковой школе, я напишу покаянное письмо министру и приложу фотографию того, как посыпаю голову пеплом. То есть принимаем за аксиому: школа сегодня языку не учит. Тогда вопрос: что будут сдавать наши дети, при вводных - учебники те же, учителя те же, программы те же, количество часов то же. Кто будет платить за это удовольствие? И главное, опять же: где здесь интересы ребенка?
Где находятся интересы отдельно взятого ребенка, когда из САНПИНов исчезает ограничение по численности детей в классе? Как квадратные классы, в которых, по мнению вице-премьера, можно будет посадить детей не парами, а по-разному (видимо, в кружочек, в шахматном порядке и паровозиком), решат проблему переполненных учебных кабинетов? Ну разве что на коленки друг другу можно будет усадить…
Где прячутся интересы школьника, когда министерство признает неэффективными программы, по которым проучились ученики младших классов 10 лет? НО - внимание! - если школа закупила учебники, то по этим программам (неэффективным!) можно учить еще 5 лет. То есть вы купили колбасу, она оказалась протухшей, но вы все равно должны её съесть. Попробуйте положить так, чтобы она была внизу, вдруг будет вкуснее…
Еще в одном из недавних интервью министр Васильева обратилась к учителям и попросила их проводить со школьниками внеурочное время - «время, когда мы с ребёнком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Васильева подчеркнула, что главная задача учителя - постоянно оставаться в контакте с ребёнком и быть для него примером. Вообще права министр, правда. Осталось выяснить самую малость. А когда? При нагрузке в 2 ставки и зашкаливающем количестве бумаг и отчетов? В прошлом году одна из моих знакомых директоров школ рассказывала мне о проверках. 19 штук в месяц. В одной школе. 19, я не ошиблась. Интересно, министр в курсе? А о количестве дополнительных, элективных и прочих обязательных курсов? О времени, которое большинство детей (старшеклассников особенно) проводит у репетиторов и в специальных школах? Об объемах домашнего задания?
Учитель «не должен стоять у доски, это принципиальное изменение», - сказала в Сочи Ольга Голодец. «Кажется, что это формальность и нюанс, но это задаёт совершенно иное содержание самому образовательному процессу. Учитель становится не ментором, а он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования». Не знаю, где должен стоять учитель, по мнению Ольги Юрьевны. Но точно знаю одно: плохо обученного, замороченного, забитого, нагруженного двенадцатью часами уроков в день учителя, который сегодня выбирает между двумя взаимоисключающими вещами - научить предмету или подготовить к ЕГЭ - хоть к доске поставь, хоть в кресло усади, хоть на люстру повесь - это никак не поможет ребенку развить его индивидуальность и талант. Научите человека быть учителем, освободите его от ненужной работы, защитите от проверяльщиков и платите ему зарплату, которая не позволит чувствовать себя униженным, и он сам сделает все, что надо. У доски, в музее, в походе, в театральном кружке, на стадионе… и неважно, какой формы при этом будет учебный класс.
Когда в холодильнике не хватает еды, когда кран протекает и система отопления глючит, когда у дивана сломались ножки, а в окно дует, когда в доме завелись тараканы и перегорела проводка, о перепланировке не думают. То есть, конечно, понятно, что зеркальный потолок и отсутствие острых углов в квартире - это круто. Но начинают не с этого.
Оригинал публикации на:
http://www.nashgorod.ru/news/news96910.html