Вчера состоялась очередная 12 по счёту итоговая пресс-конференция президента России Владимира Путина. Как всегда, встреча главы государства с журналистами получилась интересной. Практически все вопросы, которые были заданы Путину, носили актуальный характер: ситуация на Ближнем востоке, на Украине, в Европе, экономическое положение в стране и так далее.
Была поднята актуальная в связи с трагическими событиями в Иркутске проблема контрафактного алкоголя и спиртосодержащих жидкостей, замаскированных под «косметические лосьоны». То есть, как говорится, за практически четырёхчасовой брифинг не забыли ничего.
Что хочется отметить. Как мне показалось, Дмитрий Песков старался «не забыть» про все наши так называемые «либеральные» оппозиционные СМИ, давая им право на вопрос. В свою очередь, Владимир Путин отдавал предпочтение представителям иностранных СМИ.
Что не понравилось. Попытка сгладить углы по острейшей, на мой взгляд, демографической проблеме. И хотя президент признал, что наблюдается снижение рождаемости, но «исправил» ситуацию сообщив о снижении смертности. То есть сигнал, который прозвучал на всю страну, выглядит в двух словах примерно так: «Всё под контролем». На самом деле, ситуация намного сложнее.
То, что смертность снижается - здорово. Но снижение рождаемости само по себе должно стать тревожным сигналом - посмотрите на стареющую Европу, в которой повышается пенсионный возраст, а проблемы в сфере труда решаются за счёт миграции. Если мы хотим повторить этот путь - волноваться не стоит. Но что-то подсказывает мне, что в целом большинство из нас думает иначе. А значит и сигнал обществу надо посылать совершенно иной.
Второй аспект связан с тем, что снижение рождаемости в данный период времени обусловлено демографической ямой 90-х прошлого столетия. То есть, мы наблюдаем эхо пресловутого
русского креста, на который нас вздёрнули
Борис Ельцин и его младореформаторы. Проблема в том, что нивелировать это эхо простыми и обычными мерами невозможно. А значит надо активно обсуждать эту проблему и прорабатывать комплекс мер на самом высоком уровне, а не делать вид, что «всё в порядке и всё под контролем».
Теперь о том, что мне понравилось. В первую очередь, это то, что Путин обратил внимание на проблему становления ювенальной юстиции в России. Он заметил женщину с плакатом в зале, и он дал ей слово. А это значит, что, несмотря на свою занятость (в первую очередь по внешнеполитическим проблемам, которых вагон и тележка) президент проблему ЮЮ держит в уме, и готов обсуждать его с общественностью и применить весь свой авторитет, чтобы не допустить
«бесцеремонное вмешательство в семью».
Также Путину был задан вопрос
о ситуации вокруг «Ельцин-центра». И опять выяснилось, что президент в курсе и общался со всеми сторонами. Более того, пусть и в мягкой форме, но Путин отметил, что проблема с
недостоверной подачей истории России в президентском музее существует и её можно и нужно решать.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что зале было много представителей региональных СМИ, подавляющее большинство вопросов носило общероссийских характер. На мой взгляд, это связано с тем, что федеральная информационная повестка более популярна среди читателей и зрителей, чем региональная. Феномен снижения популярности местных новостей был отмечен ещё в прошлом году, и видимо тенденция сохраняется.
Также нельзя не упомянуть готовность президента отвечать на острые вопросы. Так, на вопрос украинского журналиста (проживающего в Москве) о «русских оккупантах» Путин ответил, что в первую очередь, Именно в Киеве должны задуматься над тем, чтобы украинская армия не воспринималась жителями Донбасса как оккупационная. А ведь именно так и есть, при чём не только на территориях ДНР и ЛНР.
Ну и пару слов об экономике России. Очевидно, что она в неудовлетворительном состоянии. Очевидно, что президент в курсе того что происходит. Его желание «сгладить углы» демонстрацией тенденций роста в сельском хозяйстве и прогнозируемой относительно невысокой инфляцией, не отменяет системных проблем, о которых сам Путин говорил ранее. И конечно, было отмечено, что у нас есть высокотехнологичные отрасли производства, которые потенциально могут стать локомотивными. Но ведь для того, чтобы это произошло совершенно недостаточно только финансовых вливаний. Необходим комплекс мер, начиная с подготовки кадров, а это переживающие не лучшие времена образование, и развитие науки в России, и здесь тоже немало проблем. Я уже не говорю о том, что специалистам нужна мотивация, и конечно не денежная. Нет, зарплаты обязаны быть достойными, но если мотивировать специалистов только деньгами, то мы по определению проигрываем Западной Европе и США, которые просто перекупят любого учёного, и утечка мозгов неизбежна. У специалистов, особенно у молодых должны быть иные веские причины, по которым они останутся жить, работать и творить в России.
Вот эти и многие другие не менее важные вопросы были подняты на итоговой пресс-конференции, на которой Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал свою компетентность, и желание плодотворно работать, традиционно избегая «резких движений» и проявляя осторожность и точность высказываний по «неоднозначным» вопросам.