История с установками
автоматов по продаже алкогольной продукции, замаскированные под автоматы по продаже «косметических изделий», добралась до самых верхов. И вскоре продажу спиртосодержащих лосьонов и настоек в торговых автоматах могут объявить вне закона. С такой инициативой в Госдуму обратился председатель координационного совета Общественной палаты по защите граждан России от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев. Предложение уже поддержал депутат Геннадий Онищенко.
Подробности - в материале RT.
В письме, направленном в Госдуму, Хамзаев рассказывает, что получает «многочисленные обращения граждан из разных регионов страны по поводу установки автоматов по продаже настоек».
«Настойку боярышника по 20 рублей за флакон автомат продаёт круглосуточно. На таких флаконах написано «лосьон косметический», однако, судя по рекламе торговых автоматов «Боярка», появившейся в интернете, по флаконам разлит вовсе не лосьон, а именно настойка боярышника. Убеждён - продавать подобные настойки через аппараты уличной торговли недопустимо», - отмечает Хамзаев, рассказывая о недавнем происшествии в Калуге.
Он обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой дать профильным комитетам поручение «рассмотреть возможность совершенствования правового регулирования» относительно настоек. При этом Хамзаев поясняет, что единственный выход - такую торговлю запретить.
«Принципиально важно, чтобы эти лосьоны не были доступны детям. Ведь они могут их выпить, и товар в принципе продвигается как алкогольный напиток - крупнее всего на автоматах пишут 95% или 75% спирта, красным цветом. Единственный способ оградить детей - запретить эти вендинговые аппараты», - считает Хамзаев.
Терминалы по продаже настоек с начала этого года стали появляться по всей стране. Они работают по принципу многих других автоматов: нужно забросить пару монет - и машина выдаёт товар.
Такие автоматы работают в 29 городах России, среди них Архангельск, Пермь, Пенза, Нижний Новгород, Самара, Казань и другие. В списке фигурирует и Москва. По оценке Хамзаева, речь идёт о сотнях торговых машин.
«Боярка24», «Боярин», «Абар» - только малый список сетей, которые занимаются реализацией косметических лосьонов. Их производители активно предлагают предпринимателям присоединяться к бизнесу: арендовать или купить франшизу на торговые автоматы. В своей рекламной брошюре «Боярка24» открыто заявляет, что это «выгодный бизнес, который востребован во все времена». Также они обещают доход от 250 тыс. рублей через два месяца и хорошие перспективы в дальнейшем.
«Кризис для нас - как попутный ветер в парусах», - гласит слоган «Боярки24».
Как утверждает компания, «народ будет беднеть, но привычки остаются».
«У нас есть собственная сеть автоматов. Мы прошли все «подводные скалы» и подскажем, как быстро выйти на рабочую мощность. Сейчас средний объём продаж одного автомата 64 шт. в сутки», - рассказывает новичкам в лосьонном бизнесе «Боярка24» на своем сайте.
Депутат Госдумы Геннадий Онищенко солидарен с позицией Хамзаева.
«Зловещие 90-е возвращаются. Тогда олигарх Брынцалов (основатель и владелец фармацевтической компании ЗАО «Брынцалов-А», компания до сих пор занимается выпуском медицинского спирта. - RT) продавал якобы медицинский «Боярышник» в пол-литровых бутылках. В народе эта настойка была известна как «брынцаловские 100 грамм». Талантливые последователи Брынцалова придумали продавать настойки как косметические средства. Это очень удобно: неуплата акцизов, неограниченность по времени и по возрасту», - говорит он.
В свою очередь гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз считает, что настойки не опасны для россиян. Он отмечает, что сам производитель указывает: продукт предназначен не для наружного употребления, а для внутреннего.
«Если бы этот продукт был дрянью, у нас бы отравилось не 10 тыс. человек за год, а миллион, наверное. Пьют эти «фанфурики» не меньше 10 млн человек, а они живы в основной массе», - заявляет он.
Также эксперт подчеркнул, что со стороны представителей интересов несовершеннолетних никаких жалоб не было озвучено, так как подростки не покупают и не пьют настойки, ведь это «в их понимании продукт для бомжей».
По данным ЦИФФРА, доля употребления непищевых спиртосодержащих жидкостей составляет порядка 1 млрд литров в год - это около 30% всех крепких напитков, потребляемых россиянами.
Алсу Менибаева, Диана Пенджиева