Завершилась первая неделя...

Mar 04, 2022 23:26



...Новой реальности, на эмоциональном фоне вокруг проступают её очертания, и самое время их описать.

Социум, привычный нам, на глазах меняется к лучшему. "История вернулась", пишет со скорбью пресса так, будто в этом что-то плохое, а западные IT-монополисты, год за годом прогибавшиеся под Роскомнадзор, вынужденно идут на принцип и вместо исполнения команд по цензуре глушат цензоров сами, будучи готовыми даже лишиться всего российского рынка. Мир, где германский канцлер обещает вопреки навязанному комплексу вины, превратившему было его родную нацию в карлика-импoтeнта, возрождение военной мощи, ускорение энергоперехода и практически "кровь, пот и слёзы", обязан нравиться несопоставимо больше, чем мир, где тряслись над антирасистской деколонизацией сознания, чувствами верующих в ЛГБТ и украденным детством девочки Греты. Словом, прописная истина о том, что только состязание, конкуренция и схватка обеспечивают прогресс, реабилитирована и вернулась в строй.



Для стороны, решившей напомнить всему миру о том, что правда - в силе и только в ней, режим Путина, однако, демонстрирует явный её, мощи, дефицит. Расчёт завершить войну за два дня спецназовским захватом правительственного квартала в Киеве под аккомпанемент падающих в цели "калибров" и подписанием красивого документа на камеры не сбылся, и впереди, по-видимому, изнурительное повторение первой Чечни в увеличенных масштабах: захватить ключевые города и при таком раскладе можно, однако долго, с потерями и с разрушениями в объективе, которые увидит весь мир во всех отталкивающих подробностях. По тому же разряду проходит удивление способностью ВСУ огрызаться и рациональностью их действий ("использованием населения в качестве живого щита", т. е. обороной городов с опорой на застройку и инфраструктуру) и особенно негодование на "нелегитимные" западные санкции. A la guerre comme a la guerre: вы сами бросили вызов, вы должны с соблюдением приличий держать за это ответ, а не впадать в инфантилизм. Заодно выяснилось, что помимо сложностей с brute force, положение дел с soft power ещё хуже: у режима отсутствует позитивная программа и образ будущего даже по сравнению с 2014 годом, когда примкнувшие к официозу его сторонники пытались концептуализировать происходящее как первые шаги по восстановлению на новом уровне Российской Империи или Советского Союза, как предложенную миру альтернативу потреблению, разложению и бopoдатым женщинам на Евровидении. Считать ли это "консервативным поворотом", "возрождением СССР" или "обретением нормы и общего блага", спустя восемь лет очевидно, насколько все претензии безосновательны: современная Россия, ультракапиталистическая, с диким расслоением в обществе, с нищетой масс и флотом премиальных яхт олигархов; страна, где уже сформировались мигрантские гетто, словно в бездуховных Парижах и Лондонах; где в доверенных лицах президента ходит "гeй на передержке" Красовский, Сбербанк продвигает Даню Милохина, а бopoдатая женщина Ваенга поёт уже на отечественных экранах - категорически не является образцом ни того, ни другого, ни третьего. Положение в РФ не отличается от "растленного Запада" практически ничем, и в чём суть её предложения Украине/Европе/внешнему миру, загадка без ответа.

Конфликт, как говорилось выше, может сделать мир (особенно обленившийся и деградировавший на глазах Первый Мир) эффективнее и совершеннее. Однако едва ли стоит обольщаться: паразитический и постиндустриальный глобальный капитализм, столкнувшись с атакой не менее паразитического, но периферийного капитализма, имеет стимулы окрепнуть и стать адаптивнее, но определённо не настолько, чтобы преодолеть свой паразитический и постмодернизированный характер. И тем более не развернуться к бескровной эволюции в сторону бесклассового общества и отмирания государства. Его возможная победа в противостоянии с российским капитализмом закрепит его безальтернативность и моральную непогрешимость, особенно в свете навязываемой им интерпретации российской капиталистической модели не как своего неудачливого аналога, а как некоей противоположности ("неофеодальной", "неосоветской", "имперско-консервативно-националистической", "неправильного капитализма") и аберрации истории. Словом, краткосрочно простой человек от этой победы может выиграть, но долгосрочно - проиграет.

В целом, разумно и нравственно исходить из того, что людей жалко, но прогнившую мировую систему - абсолютно нет. Система сама создала условия, в которых соревнуются не за силу, но за бессилие; в которой вместо реальных проблем мира обсуждаются вымышленные прихоти праздного класса ("антиpacизм", "гендepная толepaнтность" и прочий "бодипoзитив"); в которой интересы элит бесконечно оторваны от интересов низов, однако обязанностей по обслуживанию первых у последних лишь прибавляется. Современная цивилизация сама пришла в состояние, отнюдь не мотивирующее совершать подвиги ради неё и отдавать за неё жизнь; сама же выпустила в мир вирусы мести и непрощения (которыми, как выяснилось, внезапно умеют пользоваться не только вечно обиженные "меньшинства"); сама прокатывалась по умам катком "демилитаризации и денацификации", настаивая, что и то и другое сводится к обязанности очистить планету для толepaнтных мигpaнтов/редких белочек и отнимать у мальчишек военные игрушки, чтобы слишком гетеросексуальными не выросли. Годами отмахивалась от "архаичного", "выпавшего из XXI века" и "гибридного" Путина как отвлекающего от По-Настоящему Серьёзных Вопросов Современности фактора. Не Путин, так кто-то другой рано или поздно начал бы ворошить компостную груду палкой - и, возможно, с ещё худшими последствиями.

Вне зависимости от того, разворачивается ли перед нами гигантская, но сугубо временная флуктуация, или же в самом деле для системы глобального капитала это начало конца, следует понимать, что путь ко взаимовыгодности, к нормальности, к будущему, способному быть признанным большинством "лучшим", чрезвычайно затруднён. Капитализм эпохи постмодерна десятилетиями сжигал мосты и минировал пути к Норме, маргинализовывал и лишал субъектности все альтернативы себе. Хаос повышает шансы их найти, но не даёт ни малейших гарантий.

И совет всем: при любых эмоциях смотреть на происходящее по возможности шире. В Первой Мировой все разбежались по своим национальным лагерям и состязались в шовинизме, но правы оказались только те, для кого в этом абсурдном конфликте не было "своих", кто видел в мировой войне закономерный исторический тупик и банкротство современной им цивилизации. И в то же время шанс на новый, исправленный мир.

Желательно, чтобы готовых обрести эту правду стало больше.

война

Previous post Next post
Up