Jan 25, 2012 23:42
Посмотрела фильм "Пер Гюнт", снятый немцами. Произвел впечатление. Противоречивое. Он, с одной стороны, прекрасен, а с другой - ужасен и неудачен. Поскольку свой внутренний эмоциональный конфликт я могу разрешить только одним способом - написав об этом, то так и сделаю. Чтобы отпустило.
Начну с находок
Почти все актеры (особенно удался главный герой), фотографичность сцен, перенос повествования в наши дни... Прекрасная мама! В самом начале появляется женщина неопределенного возраста в открытом коротком платье и ласкается с юношей так, что прямо неловко. Не знаю, увлекался ли режиссер психоанализом, но показал очень наглядно тему психологического инцеста мамы и сына. На мой взгляд, тут режиссер Уве Янсен, снявший фильм в 2006 году, правильно усилил то, что еще в 1867 году контурно наметил в поэме гениальный Генрик Ибсен. Гениальный тем, что психологические исследования на тему дисфункциональных семейных отношений появились лишь в середине 20 века, а он-то все увидел, почувствовал и описал гораздо раньше! Конечно, в поэтической форме и не так откровенно, как это показывают в наши дни, но вполне точно.
Прекрасны экспрессивные тролли, девушки красивы, главный герой красочно тонет в пучине порока. Фильм очень чувственный и при этом не пошлый. Трогает, смотреть интересно, но...
Но
Очень жаль, что режиссер упустил из виду то, что упускать никак нельзя - фактор времени. Пока юный герой порхает, в драматической поэме Ибсена проходит время. Проходит жизнь Пера Гюнта и жизнь всех тех, кто с ним связан. В этом трагичность, в этом вся соль - и этого нет в фильме! Непостижимо!
Неудивительно, что при таком видении сюжета ни светлый образ вечно верной Сольвейг, ни образ демонического Пуговичника у режиссера, увы, не получился. Сольвейг - милая светловолосая девчушка, а Пуговичник вообще нестрашный дяденька - эдакий неавторитетный папаша, который немножко занудливо таскается за Пером и все время что-то бубнит.
Убрав из сюжета течение времени, режиссер украл у него и душу, и глубину, и смысл. Если смотреть фильм режиссера Уве Янсена, не читая поэму, то хочется пожать плечами. Молоденький мальчик в течение одного лета прекрасно проводит время с разными девушками, в конце концов, понимает, что немного запутался и приходит этим же летом обратно к такой же молодой и красивой Сольвейг. Хочется спросить: «Ну и что?. В чем проблема-то? Это - о чем?»
Обидно за Ибсена, обидно за себя, обидно за сюжет. Мне бесконечно жаль, потому что мог бы получиться глубокий, настоящий фильм, а вышел - клип в стиле «как нескучно я провел лето».
P.S. Кстати, помнится, когда я была маленькой, по телевизору показывали другую экранизацию, которая меня тогда очень впечатлила. Жалко, что за давностью лет не помню подробностей, пересмотрела бы с удовольствием.