Маленькая ретроспектива с картинками.
Когда я ехал на остров Одайбо, я прочитал в отзывах о Музее морских исследований, что, де, все ничего, но главный экспонат - ледокол Соя - закрыт на реконструкцию. Отзыву было два года. Как оказалось, за два года все переменилось, и на ренновацию оказался закрыт сам музей. Маленькая экспозиция у его подножья (иначе не скажешь) своидся примерно к тому, что вокруг Японии есть море, и по морю плавают корабли. Ну и несколько уличных экспонатов - катамаран, пара исследовательских подводных аппаратов, "подводнеый дом", и - внезапно - орудие с русского боненосца - никуда не делись. Но зато Соя для посещения открыта (и даже, почему-то, бесплатно).
Вот она, Соя, я это фото уже показывал.
А вот - здание Музея морских исследований, которе закрыто на ренновацию. Голубенькая крыша перед ним - это то помещение, где расположена современная экспозиция.
Соя - урожденный ледокольный параход "Волочаевец", построенный на верфях Мацуо в Нагасаки в 1936 году по заказу СССР (вероятно, для Севморпути), но в СССР так и не попавший. Ухудшившиеся политические отношения привели к тому, что "Волочаевец" осталась в Японии и стала работать грузовым ледокольным параходом (надо полагать, где-то между Хоккайдо и Карафуто, где еще в Японии может быть лед?), пока ее не реквизировали в пользу военных. Вот тут она и стала Соей (формально - в честь территории на Хоккайдо, но, возможно, в память о "Варяге"). Какие-то божества Сою хранили: она не затонула, не была уничтожена авиацией и даже попавшие в нее как-то раз американские торпеды дали осечку и не взовались. А в 1950-е годы Японии и правда понадобился ледокол.
Сою перестроили в тот вид, который она имеет сейчас: укрепили конструкцию корпуса, как я понимаю - нарастили борта (очень уж их утолщения неестественно смотрятся. чтобы быть частью оригинальной конструкции), сделали вертолетную площадку и заменили паровую машину на два судовых дизеля. После чего она и отправилась в плаванье к острову Онгуль, где была заложена антарктическая станция "Сёва". Кто смотрел "Дальше, чем космос", помнит: "Вперед и вперед, через льды и шторма." Это Гин Тода говорит. Она, правда, утверждает, что ледокол был "построен", а не переделан из уже существующего судна, но простим ей эту неточность. А еще она говорит, что добраться до Антарктиды возле Онгуля было особенно трудно. Не знаю. Соя, переделанная из не предназначенного для плаваний в Антарктиду грузового парохода длиной всего 76 метров, как-то дошла; сложно это или просто в относительном плане, но это, надо полагать, и правда был некоторый подвиг.
Часть носовой палубы. Справа на заднем плане - здание Музея продвинутых наук и инноваций.
Борт Сои. Видна странная "ступенька", которая, как я полагаю, появилась в ходе модернизации.
Судовые дизели. Спускаться к ним нельзя, но можно посмотреть сверху. Рядом на экране что-то объясняет бывший капитан Сои - увы, на японском без перевода.
Одна из спасательных шлюпок на кран-балках.
Кормовая палуба - под надстроенной вертолетной площадкой. На палубу уложены снятые с валов оригинальные гребные винты.
Внутри сохранены оригинальные интерьеры по состоянию на последнюю антарктическую экспедицию Сои. Радиорубка.
Коридор. Не офигенно просторный, прямо скажем, и с широкими возможностями треснуться головой если у вас рост больше 175 см.
Одна из офицерских кают (в таких жили офицеры команды и наиболее важные члены экспедиции).
Камбуз. Как и на другом ледоколе-музее, в ряде интерьров установлены фигуры матросов и участников экспедиции. Эти вот что-то готовят.
А этого вот лечат. Судовой лазарет.
Экипировка для работы в Антарктиде образца начала 1960-х.
Кают-компания.
Ну и, естественно, Таро и Дзиро, как же без них. Во время своего второго плавания в Антарктиду Соя не смогла таки пробиться к берегу. Возникла ситуация, требующая эвакуации со станции Сёва зимующей партии (по-видимому, веротолетом, причем быстро, пока погода позволяет). В результате на станции оставили 15 собак (как утверждают, поторды Сахалинский хаски - я не кинолог, может, и есть такая). Сое было не до собак: она сама застряла во льдах, и ее вытаскивал советский ледокол Обь. Через два года Соя вернулась-таки к острову Онгуль, и экспедиция застала двух собак живыми. Естественно, те стали практически национальными героями, их изображения можно найти в Японии во всех местах, связанных с полярными исследованиями (и не связанными - Дзиро, например. обрел вечный покой в Музее университета Хоккайдо).
Ну а в 1978 году, с вводом в строй уже полноценного ледокола "Фудзи" (который я показывал в 2019), Соя закончила свою службу на море и стала музеем самой себя (и чатсью музея Морских исследований - надеюсь, однажды я окажусть в Японии, а он будет-таки открыт).
PS Оказывется, правильнее это учреждение называть "Музей морской науки" - т.е., по сути, судоходства. И закрыли его на ренновацию аж в 2011 году; тогда же пустили на слом еще одно судно-музей - железнодорожный паром Йотей-Мару. С тех пор все ренновируют...