О человеческой иноходи

Dec 13, 2014 00:26

Для начала встаньте в позу бегущего человека. Нет, серьезно, прямо сейчас встаньте, а потом продолжите читать. Можно отметить детали вашей бегущей позы в нашем опросе ВКонтакте. Интересненько же.



На протяжении человеческой истории художники регулярно изображают бегущих людей неправильно.

Наверняка, многие из вас оказались «иноходцами»: впереди - нога и рука, расположенные на одной стороне тела. Интересно, что на протяжении истории искусства художники регулярно изображают бегущих людей именно так - примеры в иллюстрациях. Это неправильно, в реальности люди бегают, выставляя вперед руку и ногу с противоположных сторон тела. Конечно, встречаются отдельные товарищи, которые ходят и бегают «иноходью», например, у нас в редакции есть такой сотрудник - когда видишь, как он ходит, всегда чувствуешь, что что-то тут не так, хотя и не сразу понимаешь причину диссонанса. Но большинство людей конечности чередуют.


Слева: египетский бог Хонсу, 660 г. до н.э. В египетской живописи существовали определенные каноны, но это скульптура, и идет этот бог неправильно. Впрочем, дело божье.
Ниже: греческая ваза, 530 г. до н. э. Атлеты недалеко убегут таким способом.


Психолог Джулиан Мелтцофф так же, как и мы, просил испытуемых встать в бегущую позу, и только 14% сделали это правильно. Когда он предложил участникам схематичное изображение идущего человека, где они должны были указать правые и левые ноги и руки, только 17% приписали впереди расположенные ногу и руку разным сторонам тела. В своей новой работе Мелтцофф пытается понять, почему встать в правильную позу или идентифицировать ее на рисунке для нас оказывается столь проблематичным заданием.



Даже такие мэтры, как Донателло и Леонардо Да Винчи делали те же ошибки. На фрагменте кантории собора во Флоренции половина ангелов у Донателло бегут правильно, половина - нет.

Возможно, это связано с проприорецепцией - ощущением относительного положения своего тела и его частей в пространстве. Проприорецепция работает по нескольким векторам: есть информация о положении рук и ног, заложенная в мозге (благодаря ей люди, пережившие ампутацию, испытывают эффект фантомных конечностей - мозг по-прежнему считает, что они на месте), а есть информация, идущая в мозг от самих конечностей. В какой пропорции эти два потока соотносятся друг с другом при проприорецепции, точно не известно, но оба задействованы, когда приходится вставать в бегущую позу.



В руководстве по анатомии для художников «Теория человеческой фигуры» Питера Пауля Рубенса (1773) анатомия ходьбы передана неверно.

Извлечь из мозга информацию о положении той или иной руки или ноги во время бега или ходьбы не так-то просто, ведь она не закладывается туда в таком виде во время обучения. То, что вы много времени своей жизни потратили на какую-то физическую активность, не означает, что вы понимаете, как она происходит.



Не только западное искусство грешило ошибками. Вот известная картина «Ливень» японского художника XVIII века Китагавы Утамаро.

К тому же бежать и стоять в бегущей позе - это не одно и то же с точки зрения равновесия. Во время бега поддерживается динамическое равновесие: контралатеральная позиция рук и ног позволяет уравновесить многочисленные силы, действующие на ваше тело. В случае позирования мы имеем дело со статическим равновесием, и большую стабильность здесь может обеспечивать гомолатеральная позиция, а контралатеральность - это больше из разряда йоги.



Из современного руководства по рисованию двигающихся людишек.

По материалам: The Atlantic
Научная статья: Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts (Meltzoff, 2014)

антропология, искусство, психология, спорт

Previous post Next post
Up