К вопросу о триасовом кракене - убийце ихтиозавров

Oct 22, 2011 22:40



Одной из самых популярных и популистских научных новостей прошлой недели стало сообщение о доисторическом кракене, который мучил своих жертв-ихтиозавров на дне океана, протекавшего в те далекие времена (триасовый период, около 215 млн лет назад) на месте нынешней пустыни Невада (США). Естественно, «Батрахоспермум» не смог остаться в стороне и решил предоставить почтенной публике дополнительные сведения по данному вопросу.

Напомним, сенсация раздулась после того, как палеонтолог Марк Макменамин на ежегодном собрании Американского геологического общества (GSA) в Миннеаполисе 10 октября представил доклад, в котором предложил следующую интерпретацию известных с 50-х годов окаменелых скелетов шонизавров (Shonisaurus popularis): по его мнению, это вовсе не спонтанное кладбище рептилий, а логово гигантского головоногого моллюска!
Ранее предполагалось, что смерть стаи ихтиозавров (9 особей, некоторые до 15 м в длину - это были одни из самых крупных морских динозавров) наступила на мелководье в результате токсичного цветения фитопланктона. Однако более поздние исследования показали, что водицы тут было немало - скорее это глубина порядка 200 м! Кроме того, если приглядеться к костям, можно раскусить, что их экс-обладатели отошли в мир иной не скопом, а в разное время, а расположение костей настолько нестандартно, что без вмешательства высокоинтеллектуальных бестий здесь явно не обошлось. Некоторые позвоночные диски уложены упорядоченно двойными рядами - и это чудесным образом напоминает расположение присосок на щупальцах головоногого моллюска! Таким образом, утверждает Макменамин, данный кейс можно назвать первым автопортретом в истории Земли!

Получается, убийцей ихтиозавров был не просто монструозный спрут 30 метров в длину (по оценке Макменамина), легко ломавший ребра и сворачивавший шеи тщедушным противникам (а такие ребра и шеи тоже были найдены), а еще и гениальный художник, предвосхитивший появление живописи! Кроме того, этот художник оказался еще и идеальным убицей, поскольку он не оставил ни единой ископаемой улики - головоногие мягкотелы и «искапываться» там практически нечему.
И это, конечно, не преминули припомнить Макменамину скептически настроенные коллеги. «Интерпретировать разрозненные кости - все равно что гадать на чайных листьях», - пишет Брайан Свитек в журнале Wired и на словах об автопортрете делает «фейспалм». «Эта гипотеза похожа на рассматривание облаков с узнаванием в них всего, что ни пожелаешь», - комментирует Гленн Сторрз, куратор отдела палеонтологии позвоночных Музейного центра Цинциннати (США), для LiveScience. То бишь - частный случай парейдолии.

Однако «Батрахоспермум» недолюбливает скептиков и всегда готов встать на защиту убогих, вот почему редакция решила поддержать идею Макменамина. Известны ведь случаи, когда современные осьминоги игрались с костями убиенных жертв и даже складывали их в упорядоченный порядок! Головоногие в принципе очень высокоинтеллектуальные хищники! И вероятно, могли быть такими уже в мезозое!
Мы попросили нашего штатного осьминога Павла «отреставрировать» предполагаемый автопортрет триасового чудовища. Вот как он мог выглядеть, если бы кракен-убийца-художник довел свою задумку до конца, а не был похищен инопланетянами, которые уже в те времена, несомненно, мониторили Неваду на предмет разных умных зверушек:



Автопортрет гигантского кракена-убийцы.
Триас. 40 х 50 м. Холст, масло, позвоночные диски шонизавров, пески пустыни, фотошоп.

В верхней правой щупальце можно увидеть найденный палеонтологами фрагмент, там такая маленькая бирочка с буквой U.

искусство, палеонтология

Previous post Next post
Up