Раз в год, в начале мая эндуристы Урала (и не только Урала) собираются под большой скалой и всяко радостно, экстремально и душевно празднуют начало нового сезона.
Мы уже ездили на слёт
"Сарана 2014" в прошлом году.
Часть1. Часть2. Места очень красивые, люди замечательные.
Уже четвертый раз я накалякала мероприятию логотипчик. А этот слёт уже пятый -- юбилейный.
В этот раз очень ждали путешествия, много готовились. И съездили!
(Все фотки в рассказе нажимабельны.)
Так выглядят 10 минут до старта.
Сарана'15, пожалуй, запомнится навсегда...)
Добирались вчетвером на четырёх мотоциклах из ЕК на расстояние 230 км в один конец. С нами ехали неунывающие Ден и Туман, оба имеют небольшой мотоциклетный опыт. Однажды они выбрали именно эндуро и правильно сделали.
Мы встретились с ребятами на заправке за городом 8ого мая в 15 часов.
Помчались по трассе со скоростью 80км/ч. У моего мота в 200 кубов это крейсерская скорость, у мужа 250 кубов, но поставлена ведущая тяговая звезда, а новичкам пока ездить быстрее и не хочется. В общем, 80км/ч было нормально всем.
Ехали по асфальту, не сворачивая в леса, но заложили маршрут через Михайловск, получился небольшой крюк, зато дорога почти пустая, по ней не ездят фуры. А красиво там очень-очень -- на протяжении всего отрезка от своротки с трассы на Н-Серги до Михайловска глаза видят невероятную красоту, рельефные холмы, ели, реки.
Ехали по сухой погоде, я вспоминала все утраченные за зиму навыки (это мой первый выезд вообще куда-либо в этом году), кисти рук и плечи от руля болели с непривычки, на скорости немного продувало. Остановились погреться в кафешке в каком-то богом забытом селе. До поселка Сарана оставалось около 80 км.
Добравшись до Сараны закупились необходимым в магазине и нырнули в природу!
До места следовало проехать еще около пяти километров по лесным дорогам, имеющим всякие засадные места.
На моем шлеме впервые была установлена экшен-камера, которую я купила недавно и еще совсем не умею с ней ничего делать.
Умышленно пропустила всех вперед, чтобы заснять, как ребятки будут кувыркаться в великолепной грязи. Включила камеру. Немного проехала и увидела слева в поле лисичку! Во мне сразу же проснулся Николай Дроздов -- заглушила мотик и пошла с ней общаться. Лисичка была смелая и упитанная, не пыталась убежать, лишь намекала, что еще шаг и убежит, но не убегала. Я была целиком в мото-экипировке, потому не боялась её и тихонько подходила чуть ближе. Она как будто специально позировала. Позволила приблизиться на расстояние пяти шагов... после отправилась по своим делам, перебежав дорогу перед мотоциклом.
Преодолев небольшие трудности, мы добрались до скалы, поздоровались со всеми, кто уже был на месте и отправились строить свой лагерь. Обычно все ставятся у реки, но мы поставили палатки в лесу, по единственной причине -- там ощутимо теплее и ветра нет.
Провели прекрасный вечер в дружественной компании у костра, с песнями под гитару, очень много смеялись.
На слет приезжают люди не только из ближайших городов, а со всего Урала, и даже страны...
Например, из ХМАО, откуда несколько дней пути в один конец. Из Казахстана, из Сибири... Те, кому скучно ехать по асфальту один-два дня, закладывают маршрут по грунтовкам и лесным дорогам, через самую жопу и проходят 400-700 км тоже за несколько дней.
В этот раз очень удивили два участника слёта:
1. Человек из Пятигорска! Выехал 2 мая на Шерпе 250, преодолел 3000км в один конец с Юга на Урал.. (обычно все мигрируют в обратном направлении), сидел и улыбался у костра, несмотря на нашу холодную погоду.
2. Дедушка из подмосковья! Приехал из Орехово-зуево тоже на Шерпе 250, 1700км в один конец.
Еще до слета в теме на форуме он написал, что приедет, но как-то неумело использовал цитирование и кто-то из участников его в это ткнул:
-- Ты не оригинальничай, а просто себя напиши в сообщении. Видишь, даже сосчитать общее количество не осилил... 74 без тебя было.
-- Все очень просто мне 60 лет и мое поколение не очень дружит с комом не знаю как заригистрироваться..
У костра в ту ночь собрались все, кто уже приехал, всего несколько городов, человек 15. Это была ночь на 9 мая, и когда гитару с рваными струнами уже унесли, этот дедушка нам кое-что рассказал.
Он начал свой рассказ ненавязчиво, немного смущаясь... видно было, что собирался сказать что-то очень важное для него, но опасался наткнуться на грубость, неадекватность, ...
А мы притихли. Он рассказал, что войну не застал, но всю жизнь разыскивал своего без вести пропавшего деда, ездил, изучал архивы... искал. А нашёл вот недавно. Какие-то дела сейчас рассекречивают. По ним выходило, что дед этого дедушки был убит на территории Украины 2 сентября 1945 года... то есть, на самом деле, война еще долго продолжалась после всем известной даты.
_____________________________________________________________________________________
Следующий день явился для меня адом. Может показаться, что я так публично ною, но очень хочется честно рассказать, как это было для меня на самом деле.
В этот день, 9 мая, мы планировали изъездить всё в округе, заранее неделями изучали дороги и примечательные места, составили маршруты на оба дня. Можно сказать, мечтали.
Проснувшись я обнаружила, что все люди из нашего лагеря куда-то исчезли... Было очень холодно, по палатке обильно били капли с ледышками. Я упаковалась в дождевик с резиновыми сапогами, села на мотик и поехала искать людей.
Оказалось, что три моих товарища у общего костра с самого утра "согревались" не только костром, но и крепким алкоголем... А покатушек не будет. На улице мерзкий ноль и повсеместная сырость.
Было бы -5 или +5, уже было бы лучше. В одном случае суше, во втором, теплее.
Единственное, что мы смогли в этот день вместе сделать, это совершить восхождение на скалу. И фсё.
Вид со скалы "Аликаев камень".
В прошлом году вид со скалы был другим: поле было покрыто зеленой травой, по нему носились стада мотоциклов.
А сейчас дождь не прекращается, температура воздуха 0...+2. Уныние..
Внизу всякие палаточки. Их мало, потому что основная масса народа еще не приехала, они в пути и прибудут лишь к вечеру, возможно..
Погода, в прямом смысле, нас мочит.
Наши кони приуныли.
Спустившись со скалы ребята, согретые изнутри напитками, отправились окукливаться в вымороженных палатках...
А я не знала куда деться. Ехать куда-либо в одиночку глупо -- дорожки не простые, и очень холодно. С неба летели капли и на траве превращались в лёд.
Тут надо сказать, что я очень хорошо подготовилась к поездке, взяла много теплой одежды, включая горнолыжную. Надев её всю по принципу капусты согреться не получалось, так как одежда неизбежно становилась сырой.
Она промокает под дождем без дождевого комбинезона, но и в нем, если активно шевелиться, она становится сырой изнутри.
Комбинезон предназначен для статичного сидения на мотаке в дождливую погоду при езде по трассе.
Для того, чтоб не замерзнуть, нужно было бегать по поляне, а в комбинезоне я старалась лишний раз не двигаться, и начинала замерзать. Замкнутый круг просто.
Для разрешения проблемы замерзания нужно было иметь на себе дождевик-плащ и бегать. Такого у меня не было.
Жечь собственный костер из мокрых веточек не имело никакого смысла, тем более, что тент у нас, к сожалению, отсутствовал. То есть отсутствовала возможность посушить уже мокрые вещи.
Мне оставалось искать спасения у общего костра, потому что тепла больше не было нигде.
Там готовились готовить уху.
Фаныч, про которого я немного рассказывала в отчете Сарана 2014, и в этот раз не переставал всех удивлять -- привез 15 кг свежемороженой рыбы, разной, но крупной, в основном там была расчлененная щука, почищенная и вовремя замороженная, один раз. Он это всё сам поймал.
Вся эта рыба едва поместилась в 70-ти литровом казане.
У костра одновременно находятся и насквозь мокрые, замерзшие только приехавшие, и молодые люди в кедиках и трико, вылезшие из машин погулять от скуки.
Когда началась интенсивная готовка ухи я ушла от костра, чтобы не мешаться. Все разом не помещались под навесом вокруг котла. С неба пошел снег …
Не было запаса тепла, чтобы даже забраться на мотик, оставила его там, рядом с уже брошенным Женькиным. Отправилась пешком к палаткам.
Обреченно оглядела округу, увидела, как со стороны Сараны на поляну начали заезжать новые участники слета, преимущественно на машинах с прицепами.
По пути до палатки придумала единственный способ спастись -- собраться с силами и уехать до ближайшей придорожной гостинки к Красноуфимску, хотя бы на ночь. На полном серьезе собиралась так поступить. Но не могла решиться устроить бегство в одиночку, оставив очень хорошего (хоть и пьяного) мужа замерзать. Тщательно продумывая этот план, несколько часов дрожала в палатке.
Думала, как же так..., ведь мы многое знаем о полном автономном существовании, бывали в сложных походах... итд. В этот раз специально купили новые спальники, состегивающиеся между собой, с "экстримом" в -3, но они выдали "экстрим" в +2...
Как вдруг в лесу массово громко зажужжали бензопилы и затрещали сухие деревья, стало понятно, что теперь всё будет хорошо!
Нужно было совершить немалое усилие воли, чтобы вылезти из холодной палатки в еще более холодный лес. Увидев поле я просто не поверила своим глазам...
Всё вокруг стало черно-белым.
Чтобы не стоять на месте, а как-то двигаться, придумала квест -- сходить за своим конём, брошенным на чужбине в непогоду, перегнать его в лагерь по обновленной поверхности. Для большего азарта решила это мероприятие заснять и надела снимающий видео шлем.
По пути встретила большой костер с веселой компанией из Первоуральска. И уже тогда решила, что спасаться буду у них.
Но сначала квест.
Основной лагерь у реки был прибит к земле мокрым снегом.
Даже не верится, что год назад мы тут изнывали от жары и прятались от неё в тени деревьев.
Отряхнула сугроб со своего коня.
И попыталась перегнать мотик.
Очень волновалась. Шанс грохнуться на подъеме был большой, зрительный зал был полон.
Склон одолела, а поле не совсем. Ближе к лесу колеса замылились и уже не гребли даже в небольшую горочку.
_____________________________________________________________________________
К вечеру появилось множество больших непотопляемых костров, в том числе и на нашей стоянке. Его разожгли люди из Кирова (вроде), большие, угрюмые мужчины -- лесорубы по профессии, для них это был единственный способ дождаться утра, не замерзнув. Они уехали утром втроем на двух мотоциклах, бросив свою промоченную палатку и даже спальники.
А я всю ночь согревалась у костра Первоуральцев, очень благодарна им за гостеприимство, хорошую компанию и возможность просушить вещи.
Даже в темноте по снегу люди продолжали приезжать. Из далека! То есть весь этот погодный катаклизм настиг их в дороге. Они выглядели невероятными героями. Это было очень красиво -- поле укрыто глубоким снегом (сантиметров 8), пейзаж вполне январский, вдруг в нём в темноте появляются фары, и кто-то сквозь непогоду рубится до скалы, к теплым кострам и общению с единомышленниками.
Были те, кто не доехал. Например, люди из Казахстана, которых все очень ждали, не доехали всего 20 км и заночевали в спасающей жизни придорожной гостинке. Грелись не чаем, потому и на следующий день приехать не смогли...
_______________________________________________________________________________
Утро следующего дня было прекрасным. Снег таял прямо на глазах. По полю традиционно носились стада мотоциклов.
В лагере у реки наблюдалось активное веселье, в огромном казане был готов плов, люди радовались солнцу, сидели под тентами и улыбались.
Фаныч, душевнейший Человек с удивительной судьбой, что-то беспрерывно транслировал.
А нам было пора в обратную дорогу.
Во время сборов повесила рюкзак на руль, завела мот для прогрева и уже через полминуты рюкзак испортился об горячую приемную трубу, даже немного насквозь испортилось дно. Больше так вешать вещи никогда не буду.
В лесу в тени огромных елей лежал снег, мы пробирались по размоченным колеям, некоторые падали...
После мчались про трассе, конечно же, мерзли. Сделали перерыв в придорожной столовой "Три медведя". Очень хорошее место.
Там всё прекрасно -- и еда, и интерьер. Сразу видно, что всё сделано с любовью. Там и чугунные скульптуры медведей, и деревянные бобры с лосями по стенам, и обилие растительности, и птички живые поют... а главное, там тепло.
Когда до города оставалось каких-то 40 км, мы уже не могли ехать. Все четверо окоченели на своих мотах, и примерзли к ним. Уже был вечер, солнце садилось, температура воздуха была около +5ти и высокая влажность. остановились на обочине, чтоб подвигаться и попить горячий чай с костра из термоса.
Я не могу придумать, как же нужно еще одеваться, чтобы не замерзнуть в это время на трассе. На мне было много теплой и не продуваемой одежды, начиная от термобелья, заканчивая тремя куртками. На руках непромокаемые зимние перчатки со значком "-30 С", горнолыжные штаны.. Но на скорости по чуть-чуть тепло из одежды все равно выдувается, а потом начинает выдуваться из человека.
Ребята были в мото-куртках, но с ними происходило всё то же самое.
И вот сейчас я рискую показаться не "тру мотоциклистом", но из всех выше описанных событий был сделан вывод, что на эндуро-слет надо ездить на машине, как это делают почти все. Многие привозят мотоциклы в прицепах.
А всякий "героический" приезд по ранней майской холодной трассе на мотоцикле нафиг никому не нужен, да и здоровье -- оно одно.
Отныне, если дата не сдвинется в сторону лета, буду приезжать на Ниве и везти в ней все шмотки, разгрузив сумки попутчиков.
В остальном, всё просто прекрасно, отличные люди, офигенные места!