Завод, которого больше нет...

Jun 27, 2016 22:16


    Трое суток на одном из самых больших заброшенных оборонных предприятий на территории Украины.




    Восьмидесятые года прошлого века ознаменовали собой разгар гонки вооружений сверхдержав: США и СССР. Оборонная промышленность противоборствующих стран была призвана обеспечить преимущество всех видов и систем вооружений над аналогами потенциального противника. Исключением не стала и авиация. Вместе со стремительным развитием военного самолетостроения остро встал вопрос о разработке и наладке серийного производства авиационных средств радиоэлектронной борьбы.

Радиоэлектронная борьба (РЭБ) - разновидность вооруженной борьбы, в ходе которой осуществляется воздействие радио излучениями (радиопомехами) на радиоэлектронные средства систем управления, связи и разведки противника в целях изменения качества циркулирующей в них военной информации, защиты своих систем от аналогичных воздействий, а также изменения условий (свойств среды) распространения радиоволн.

Оборудование РЭБ воздушного базирования подразделяется на системы средств групповой и индивидуальной защиты (ИЗ). Системами ИЗ, предназначенными для защиты от ракет классов "земля - воздух" и "воздух - воздух", в той или иной мере оснащаются все летательные аппараты, а сложными системами и средствами РЭБ групповой защиты оснащаются специализированные ЛА, предназначенные для решения задач РЭБ из зоны барражирования или при следовании с ударной группой.

Рис. 1. Принцип действия авиационных систем РЭБ ИЗ.


К середине семидесятых советские военные эксперты и аналитики пришли к выводу, что отечественные ВВС безнадежно отстали в отрасли воздушной радиоэлектронной борьбы от запада. Существующих на тот момент на территории СССР НИИ и опытных производственных мощностей, задействованных в данной сфере было не достаточно. В последствии министерством обороны была поставлена задача в срочном порядке наладить разработку и массовое производство авиационных систем РЭБ для оснащения военно-воздушного флота. Так в кратчайшие сроки к 1980 году должны были быть возведены три новых крупных завода по производству систем РЭБ. Одним из них стал Ровенский Радиотехнический Завод (РРТЗ) на территории тогдашней УССР.

С распадом Союза продукция завода стала не востребована на новой родине. Огромное предприятие ВПК было перепрофилировано на выпуск гражданской радиотехники, электротехники и разнообразных товаров народного потребления. Однако сложная экономическая ситуация девяностых, приватизация, а вскоре и процесс искусственного банкротства поставили точку в короткой истории военно-промышленного гиганта, порожденного холодной войной двадцатого века.

На дворе стояла поздняя осень. На улицах вдоль высоких серых заборов уже который час прогуливаются несколько человек, с виду вроде не местных. С наступлением темноты группа занимает смотровую позицию на крыше одной из девятиэтажек, нависшей над безмолвными цехами, укутанными кромешной тьмой. Раз в час в бинокле виднеется блуждающий по ночным заводским аллеям луч фонаря. Ближе к полуночи место дислокации сменяется отрезанными от основной территории развалинами бывших складских ангаров. Сквозь черные проемы окон буквально в двадцати метрах виднеется цель - основной цех некогда секретного стратегического оборонного предприятия. Вскоре из за угла вновь блеснул луч света. Вдоль двойного, когда-то электрифицированного периметра проследовал наряд охраны с немецкой овчаркой, тщательно досматривая все окна и двери на предмет нарушения их целостности. Проходя под окнами ангара, в глубине которых застыли притаившиеся интервенты, собака насторожилась и зарычала. Раздалась команда "ВЗЯТЬ" на упреждение. Спустя некоторое время собака успокоилась и наряд удалился. На часах 00:00. Время. Быстро преодолев периметр группа нырнула в одну заранее подготовленную дверь и скрылась в глубине цеха. На рассвете глазам исследователей предстал один из самых больших заброшенных заводов Украины.

Фото 1.


Яркий утренний свет сквозь тысячи окон стремительно наполняет бескрайние производственные площади, вырисовывая поистине впечатляющую картину.

Фото 2.


Среди хитросплетений металлоконструкций замерли всевозможные станки и агрегаты. Вокруг царит абсолютная тишина...

Фото 3.


Фото 4.


Под сводами цеха тянуться бесконечные трубы вентиляции и рейки конвейерных транспортировщиков.

Фото 5.


Обширное внутреннее пространство поделено на кварталы, которые в свою очередь разделены на отдельные технологические отделы и специализированные производственные площадки. Каждый такой отдел имеет свои собственные подсобки с различными комплектующими и ЗИП, а так же собственные управление, бухгалтерию, производственный архив, отдел по контролю качества и прочие конторы, заключенные в двухэтажные стальные постройки небесно-голубого цвета.

Фото 6.


Фото 7.


Преданные забвению агрегаты со сложными системами ЧПУ медленно ржавеют и разваливаются.

Фото 8.


Фото 9.


В дальнем углу одного из производственных отделов покоиться большой токарно-револьверный станок повышенной точности предназначенный для выполнения разнообразных токарных работ, в основном, при обработке сложных деталей со ступенчатым и криволинейным профилем.

Фото 10.


Там же неподалеку установлены шкафы зарубежных систем ЧПУ, например таких как SIEMENS.

Фото 11.


Со стороны станок напоминает широко известный шестиствольный пулемет Гатлинга.

Фото 12.


Фото 13.


Продвигаясь все дальше, осознаются реальные необъятные масштабы завода. Находясь в одном конце цеха едва ли можно увидеть противоположный.

Фото 14.


Окружающий антураж навевает атмосферу абсолютной заброшенности. Время здесь давно остановилось.

Фото 15.


Техногенные пейзажи забытого предприятия сменяются отдельными меланхоличными деталями, раскрывающими особую эстетику подобных мест.

Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Вдоль уходящих в даль дорог стоят ряды прессов и штамповочных станков.

Фото 19.


Забытая производственная техника застыла в ожидании своей участи.

Фото 20.


Фото 21.


Ввысь тянуться подглоданные стеллажи со всевозможными деталями.

Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Мертвые глаза мониторов взирают на яркий свет пробивающийся сквозь окна в крыше.

Фото 26.


Вид со второго яруса одной из административных секций.

Фото 27.


Фото 28.


Легкие быстровозводимые конструкции, примененные при строительстве, еще раз подчеркивают срочность ввода в строй предприятий данной отрасли.

Фото 29.


По периметру основных производственных площадей располагаются сотни сборочных цехов, лабораторий, вычислительных центров, складов и технических помещений.

Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


В вычислительном отделе под клеенчатым балдахином уснули вечным сном старые ЭВМ.

Фото 34.


В качестве программного обеспечения в таких машинах использовались перфокарты и бобинные перфоленты.

Фото 35.


Теперь же все это медленно гниет под прохудившейся кровлей.

Фото 36.


А за запыленными окнами с глухим звуком опадают на усланную желтой листвой землю переспевшие яблоки. Фруктовые сады на запустелой заводской территории превратились в настоящие джунгли, поглотившие цеха и асфальтированные дороги.

Фото 37.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.


Время в цеху летит быстро, короткий осенний день близиться к концу.

Фото 41.


Однако на уютных заводских площадях фонари не зажгутся уже никогда...

Фото 42.


Последние отблески вечернего солнца покидают опустелые производственные линии, якобы символизируя "Закат эпохи".

Фото 43.


Темная ночь опускается на цеха, в то время как наша группа в недры заводских подземелий. Длинные извилистые ходы приводят путников к двум мощным гермозатворам. Несколько поворотов запорного механизма и с глухим гулом впервые за много лет многотонные двери отворяются.

Фото 44.


Скептический щелчок рубильника, и внезапно, местами, в наполовину наполненных водой плафонах с искрами вспыхивает теплый ламповый свет, озаряя просторные залы убежища.

Фото 45.


Вдоль стен расположись отделенные деревянными перегородками многочисленные учебные классы гражданской обороны с оформленными в военном стиле плакатами.

Фото 46.


Фото 47.


В одном зале находиться макет завода. Детали интерьера от влажности покрылись грибком. Информационные стенды поглощены плесенью до не читаемого состояния.

Фото 48.


Фото 49.


По соседству расположились помещения складов ГО со всевозможной утварью. Все аккуратно сложено и промаркировано еще в советское время: средства индивидуальной защиты, приборы дозиметрии и хим. разведки, средства связи, спецодежда, носилки и прочее.

Фото 50.


Синие джинсовые куртки санитарных отрядов для самых модных.

Фото 51.


Убежище рассчитано на 4000 укрываемых и пронизано одним длинным коридором, соединяющим блок с классами теоретической подготовки, складами ГО и залом совещаний на одном конце со Штабом на противоположном.

Фото 52.


По одну сторону коридора находятся залы для укрываемых, по другую- помещения жизнеобеспечения.

Фото 53.


Параллельно залам для укрываемых находятся санитарные зоны с бесчисленным количеством умывальников.

Фото 54.


Целое обширное помещение разделено продольными стойками с раковинами.

Фото 55.


Запасы питьевой и технической воды.

Фото 56.


Помещение ФВУ.

Фото 57.


В конечном счете коридор выводит к входу/выходу в цех, представленном в виде четырех гермотамбуров, выходящих на широкую лестницу вестибюля. Помимо этого в убежище предусмотрено еще 3 выхода на улицу.

Фото 58.


По левую руку от гермозатворов расположен штаб ГО завода.

Фото 59.


Фото 60.


По правую - автономная дизельная электростанция.

Фото 61.


Дизель-генератор.

Фото 62.


На этом осмотр убежища закончен, пора подниматься на поверхность.

Фото 63.


Однако если в убежище можно было чувствовать себя в относительной безопасности, то нахождение на территории уже ставало крайне не комфортным. Густые заросли, долгое время служившие надежным укрытием для незваных гостей различной целенаправленности, теперь таили в себе непредвиденные опасности. Несколькими неделями ранее, ночью, на территории завода, внезапно появившейся численной группой лиц в камуфляже были окружены охотники за драг. металлами, и при попытке бегства были расстреляны из огнестрельного оружия. Все обошлось без летальных исходов, однако это никаким образом не вселяло оптимизма и призывало к максимальной осторожности и сконцентрированности. Таким образом все передвижения нашей группы осуществлялись в темное время суток исключительно по крышам цехов.

Рассвет третьего дня застал отважных индустриальных исследователей в лаборатории клеев, расположенной на последнем этаже одного из заводских корпусов. Слепящие солнечные лучи сквозь большие запотевшие окна вытесняют остатки тьмы из мрачных цехов и коридоров.

Фото 64.


Фото 65.


Фото 66.


Фото 67.


Фото 68.


Но есть здесь места, в которые лучам не пробраться, и не только солнечным. Речь идет о радиочастотных безэховых камерах, в которых проводились испытания готовых изделий и их составляющих. Такие камеры являют собой изолированные от внешних воздействий помещения, все поверхности которых обшиты специальным радиопоглащающим материалом (РПМ). Поглотитель состоит из вспененного резиноподобного материала, содержащего точно подобранную смесь порошков графита и железа (на жаргоне радиоинженеров - «болото») и призван поглощать как можно больше радиоволн, приходящих со всех возможных направлений.

Рис. 2. Строение безэховой камеры.


Безэховые камеры занимают почти весь этаж заводского корпуса, образуя целый комплекс радиолабораторий. Доступ сюда был строго ограничен и регламентирован. Для того, чтобы попасть в любую из лабораторий нужно было сначала ввести код доступа на первой экранизированной двери, за которой находился тамбур и еще одна экранизированная дверь с висящим рядом дежурным телефоном по которому давалось разрешение на разгерметизацию самой испытательной камеры.

Фото 69.


Внутри большинства камер сохранилось целевое оборудование и всяческие футуристические приборы, больше напоминающие технику некой внеземной цивилизации.

Фото 70.


Фото 71.


На одном из столов стоят детали, служившие в качестве бортовых стоек для закрепления той самой аппаратуры систем РЭБ на самолетах.

Фото 72.


Рис. 3. Аналогичная стойка со смонтированной аппаратурой.


В полках до сих пор можно отыскать техническую документацию и чертежи с кодовыми названиями изделий и результатами испытаний.

Фото 73.


Фото 74.


Когда-то за этими столами работали лучшие радиоинженеры со всего СССР.

Фото 75.


Сегодня все это стало никому не нужным и ждет своего судного часа.

Фото 76.


Этажом выше, в одном из бывших сборочных цехов обустроили зал заседаний акционеров РРТЗ. Это именно то место, где принятием решения об искусственном банкротстве был забит последний гвоздь в гроб предприятия.

Фото 77.


В цехах по соседству все еще можно было увидеть остатки не продавшегося сложного оборудования ввиду его вероятно слишком узкой сферы применения.

Фото 78.


Фото 79.


Ряды паяльных столов тщетно ожидают рабочую смену.

Фото 80.


А тем временем запасы провизии и воды нашей исследовательской группы подошли к концу в следствии чего был предпринят весьма дерзкий и рисковый акт экстренного покидания объекта, увенчавшийся успехом. Изнеможенные, но довольные собой авантюристы отбыли домой.

На момент публикации отчета в цехах Ровенского Радиотехнического Завода наблюдается активный процесс демонтажа оставшегося оборудования. Дальнейшая судьба завода не известна.

Благодарю за внимание.
Previous post Next post
Up