Ласкающие звуки (моя статья, опубликованная в ж. "Лиза. Мой ребенок" - апрель-2009)

Mar 26, 2009 15:52


«Музыка - универсальный язык человечества!» - так утверждают многие философы. И это не удивительно, ведь одна и та же мелодия понятна всеми людям - не зависимо от возраста, пола, социального статуса и национальности. Когда звучит музыка - не надо слов, ведь их заменяют чувства и эмоции. Именно поэтому мир звуков - это тот мир, где даже маленькие дети ощущают себя комфортно, а порой и сами начинают творить!

Музыка для будущей мамы

Первые звуки малыш начинает ощущать уже в четырнадцать недель внутриутробного развития, но пока - только как вибрацию. А вот с шестнадцатой недели он уже по-настоящему слышит! Это можно заметить по реакции крохи: он поворачивает голову в сторону источника звука, двигается... Плод, как и мамочка, слышит музыку. И не только слышит, но и слушает!

Но как определить, что музыка нравится ребенку? Довольно просто: малыш успокаивается или, наоборот, начинает «танцевать» - т.е. ритмично двигаться в такт понравившейся песенке. Но самое главное, чтобы музыка нравилась и беременной! Ведь любое мамино настроение передается малышу. И если мамочке хорошо, она наслаждается красивыми мелодиями - то и кроха доволен. Учеными доказано, что любимая музыка - вне зависимости от жанра - лечит. Этот эффект достигается за счет положительных эмоций, которые она вызывает у слушателя. Кому-то становится лучше от классики, а кому-то - от рока. И если будущая мама - заядлая металлистка, то не имеет смысла во время беременности насильно заставлять себя слушать Моцарта - все равно в таком случае положительного эффекта не будет. Поэтому выбирать записи для домашней музыкотерапии надо не «по рецепту», а по зову сердца. Тогда и маме, и малышу хорошее настроение гарантированно!

Ребенок в волшебном мире звуков

Но вот малыш родился. Теперь легко понять, что ему нравится слушать, а что - нет. Младенец смотрит в направлении колонок, машет ручками и ножками, гулит, а некоторые «вундеркинды» даже ухитряются трясти погремушку в такт! Если же крохе не нравится, а тем более, если он ощущает звук как очень громкий, то малыш начинает хаотично двигаться и даже плакать, пытается отодвинуться от источника звука. А вот под мамины колыбельные ребенок успокаивается и засыпает. Поэтому в грудничковом возрасте больше внимания надо уделять живому общению с младенцем, а главной музыкой должен стать мамин голос.

Настоящий интерес к новым мелодиям и ритмам малыш проявляет тогда, когда начинает ползать, а уж тем более - ходить. Вот тут квартира может превратиться в настоящую дискотеку, да еще и с караоке! Ведь теперь ребенок действительно может танцевать и даже подпевать любимым исполнителям. Самое время знакомить его с образцами разных музыкальных стилей и направлений: от джаза до диско, от эстрады до «металла»... И пусть ребенок сам выберет то, что подходит ему больше всего!

Можно давать и «адаптированную классику», которой сейчас очень много в продаже, но главное - не забывать и о классических подлинниках! Конечно, ребенок вряд ли высидит сорокаминутное серьезное произведение, но ведь можно предложить послушать самый интересный момент - на две-три минуты. И по мере взросления удлинять это время. Еще малыши с удовольствием слушают специальные детские сборники - песенки из сказок и мультиков.

И не надо бояться, что после всего этого многообразия в голове у ребенка образуется «культурологический винегрет». Дети хорошо воспринимают новую информацию и даже умеют ее сортировать: нужное обязательно запомнится, а лишнее - забудется и отсеется.

Мелодия развития

В дошкольном, а особенно в старшем дошкольном возрасте, можно начинать целенаправленные музыкальные занятия. А если ребенок проявляет интерес к определенным музыкальным инструментам, пению или танцам - то самое время попробовать отдать его в музыкальную школу или танцевальную студию. Но главное, чтобы ему эти занятия нравились и он ходил туда с удовольствием. И даже если малыш не станет композитором, певцом или танцором, то все равно занятия музыкой благоприятно скажутся не только на развитии слуха, но и на мелкой моторике, памяти, умении концентрироваться и образном мышлении. А все это обязательно пригодится в школе! Так что на уроки музыки стоит ходить хотя бы для общего гармоничного развития личности ребенка.

Занимаемся музыкой дома!

Если же ребенок еще мал для музыкальной школы, но при этом не может жить без песен и плясок, то надо изо всех сил поддерживать этот интерес и начинать заниматься дома. Занятия могут быть самые разные и даже не всегда систематичные. Ведь полезным будет любой урок, заинтересовавший малыша и принесший ему радость. Вот- приблизительный перечень игровых заданий для занятий в «музыкальной школе на дому»:

*Игра «Веселая погремушка»

Эта игра развивает чувство ритма. Будет очень весело, если к игре присоединится братик или сестренка. Развлечение хорошо подойдет для утренника в садике. Вам понадобится несколько погремушек - по две на каждого ребенка. Главное, чтобы звучание у каждой было почти одинаковым и не очень громким. Игра проводится в соответствии с текстом: мама или воспитательница помогает детям ритмично встряхивать погремушки, а затем - спрятать их за спинку.
Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки -
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
А когда ты отдохнешь,
То опять греметь начнешь!

*Игра «Нарисуй музыку!»

Это игровое задание хорошо тем, что подойдет даже для самых маленьких. Ведь рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком! А это обычно очень нравится малышам.

Для «иллюстрации» хорошо подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьезные музыкальные произведения. Ведь в первую очередь ребенок будет изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет песенного текста. Так малыш впервые познакомится с цветовой символикой: черный - цвет грусти, красный - тревоги, а зеленый - жизни... Или даже придумает свои цветовые значения. Это задание стимулирует творческую активность ребенка. А главное, что для него понадобится лишь бумага, краски и любимая мелодия!

Игра «Бибикает машина!»

Игра на подражание. Развивает не только чувство ритма, но и координацию движений. Надо предложить ребенку «поиграть в машинку»: напевать песенку, бибикать и крутить игрушечный руль (его может заменить бубен или даже крышка). Пусть он представит себя шофером, а мама или его друзья будут пассажирами, вместе с ним поющими эту песенку:

Сидим с шофером рядом -
Би-би-би.
Помочь шоферу надо! -
Би-би-би.
Машинам всем и людям -
Би-би-би,
Бибикать громко будем -
Би-би-би!

*Игра «Стань звездой!»

Для нее потребуется игрушечный музыкальный инструмент: пианино, гармошка или даже микрофон и электро-гитара. Надо включить песню, где присутствует инструмент, на котором кроха будет играть. Пусть ребенок представит, что он известной пианист, гитарист или певец - и сейчас у него концерт. Конечно же, на этот концерт надо пригласить слушателей: папу, бабушку, братьев и сестер. И в конце импровизации они обязательно должны похлопать «великому маэстро», а еще лучше - вручит сладкий приз!

Также можно предложить ребенку спеть в караоке его любимую песенку. А уж если ее сопроводить клипом (нарезкой кадров) из мультфильма - это обязательно заинтересует ребенка. А можно купить специальный диск «Караоке для детей», там веселые картинки уже присутствуют. Такие игры-подражания развивают слух и артистические способности.

Игра «Изобрази животное!»

Игра развивает образное мышление и фантазию. Ребенок должен угадать, на какого зверя похожа мелодия и изобразить его. Например, медленная музыка с преобладанием низких частот ассоциируется у детей со слоном или медведем, а быстра и веселая - с зайцем или белкой. Пусть ребенок импровизирует и танцует, а так же подпевает - чирикает как воробей или рычит как тигр.

Можно даже устроить театрализованное представление. Например, как все животные пришли к лисичке на день рождения и танцуют для нее. Малыш с удовольствием изобразит и лису-именинницу, и волка, и многих-многих других животных. Чтобы ребенок сильно не перевозбудился, игру через какое-то время можно прервать словами: «А теперь звери устали и сели послушать сказку!», переключив внимание ребенка на более спокойное занятие.

Такие музыкальные игры хороши тем, что не только выявляют скрытые способности ребенка, но и сближают его с мамой. Ведь каждое из этих шуточных заданий - еще и повод побыть вместе, посмеяться и пообщаться с малышом. Все это способствует как развитию его таланта, так и первичной социализации - а навык общения обязательно пригодится в школе!

Полезный сайт:

«Музыка с мамой»:

http://www.m-w-m.ru/

Раннее развитие ребенка: детские развивающие музыкальные игры. Развитие музыкального слуха и способностей малыша.

Елена Большакова

29.11.2008.

развитие, музыка, малыш, малыш и музыка

Previous post Next post
Up