Если кто-то еще не успел на выставку Шукинской коллекции в Пушкинский музей - успевайте, пожалуйста, если есть такая возможность! До ее окончания остался 1 месяц!
Уникальность московской выставки - впервые в одном пространстве выставлены картины из коллекций Эрмитажа и Пушкинского музея. Второе (и главное для меня) - большинство работ размещено так, как это было в особняке Щукина в Знаменском переулке. Представляете - увидеть все картины Пикассо в одном зале, рядышком? Войти в зал Матисса и утонуть в яркости чистых красок? Замереть от восторга перед иконостасом Гогена?
Осип Мандельштам так описывал свои впечатления от дома С.Щукина: «Каждая комната имеет свой климат. В комнате Клода Моне воздух речной» (1931-1932)
«Хозяин нажал электрическую кнопку, и зал осветился ярким светом. Моментально из темноты выступили картины... В картине при электрическом свете на расстоянии совсем не чувствуешь красок, кажется, что смотришь в окно, утром, где-нибудь в Нормандии, роса еще не высохла...» (Василий Переплетчиков. 1990)
Интересно, а чьи работы заставили Маргариту Сабашникову написать эти строки: «Странное чувство, смешанное чувство... Меня под конец трясла лихорадка... Я забыла, что я в Москве, и удивилась, когда вышла в грязный от оттепели Знаменский переулок. Импрессионисты, которых я видела у С.И. Шукина, вошли в мою голову и стали в ней колом; я больше не могу игнорировать их задачи, не видеть того, что увидели они.» (1903)
Как можно описать климат в зале Пикассо? Для меня он заряжен абсурдом и загадкой. Провокационный воздух.
У Матисса в гостях - совсем по-другому. Воздух детства, наивности и страсти одновременно. Он знал секрет воздействия цвета и формы на психику! Потому в этом зале хотелось задержаться дольше, чем в других. Интересно, что в зале импрессионистов не можешь надышаться, а у Матисса - насмотреться.
Вот такая терапия искусством. Волшебное лекарство и вечное наслаждение.