Jul 29, 2013 17:56
Выступление вице-президента Российского Фонда общественной дипломатии, кандидата юридических наук Александра Бердникова на конференции «Абхазия и Европа: пути взаимопонимания и сближения» в Европарламенте 28 июня 2013г., г. Брюссель
Уважаемые коллеги, господа!
Позвольте поблагодарить руководство Европарламента, Федерацию черкесов Европы, Международную Ассоциацию абхазо-абазинского народа, Представительство Республики Абхазия в Федеративной Республики Германия за приглашение на столь высокий форум и возможность выступить на нем.
Событие, которое мы сегодня переживаем на площадке Европарламента, по праву можно назвать историческим. Впервые, с момента окончания грузино-абхазской войны в 1993г. и особенно после признания Россией независимости Республики Абхазия, молодое абхазское государство, его народ получили возможность в прямом диалоге с ведущими европейскими политиками изложить свое видение проблемы возрождения абхазской государственности, социально-экономического, политического и культурного развития республики, совместно с полномочными представителями европейских государств найти пути и возможности для установления отношений между Европой и Абхазией.
Сегодня в Абхазии есть все условия для строительства независимого государства, расширения демократических основ государственности, которые имеют своим истоком глубокие исторические корни.
За годы независимости в республике создан положительный инвестиционный климат, есть необходимая инфраструктура и интеллектуальный потенциал в лице хорошо образованных, по современному мыслящих и патриотически настроенных молодых кадров.
Благодаря совместным усилиям руководства страны, дружественных Абхазии государств, ее общественных неправительственных организаций, а также ряда прогрессивно настроенных европейских политиков и общественных деятелей, в последнее время в решении абхазской проблемы наметились некоторые позитивные сдвиги.
Прежде всего, речь идет о принятой в 2011 году стратегии ЕС «взаимодействие без признания», которая предоставила возможность каждой заинтересованной стране - участнице Маастрихтского соглашения выстраивать свою линию во взаимоотношениях с Абхазией, имея в виду установление деловых, хозяйственных и гуманитарных связей.
Немаловажное значение в качестве политической платформы налаживания взаимовыгодных связей Евросоюза с Абхазией имеет концепция «многовариантности» внешней политики Абхазии, которая была представлена руководством страны в 2006 году. Она свидетельствует о том, что у Абхазии есть политическая воля и реальная заинтересованность в широком сотрудничестве со странами Запада.
Что может дать Европе такое сотрудничество?
Во-первых, тесное взаимодействие Евросоюза и Абхазии, на наш взгляд, способно в перспективе создать необходимые предпосылки для решения политических задач и, прежде всего, задачи создания реальных механизмов разрешения грузино-абхазского конфликта и снижения напряженности в отношениях между его участниками. Однако отметим, что данный процесс не может происходить без участия и учета интересов Российской Федерации, как основного гаранта независимости и безопасного развития Абхазии, а также стабилизирующего элемента в геополитической зоне Южного Кавказа.
Во-вторых, сотрудничество Европы и Абхазии предполагает тесное взаимодействие в сфере гарантирования основных свобод и прав человека в регионе и приобщение населения республики к ценностям европейской демократии, главным образом, в вопросах свободы передвижения и социальных стандартов.
Каковы могли бы быть реальные шаги на данном направлении в плане практической реализации стратегии Евросоюза «взаимодействие без признания»?
Реальной помощью в решении конкретных экономических задач, стоящих перед республикой, могла бы стать, на наш взгляд, подготовка соответствующего документа(соглашения) о создании на территории Абхазии современного товаропроизводящего кластера, главным образом, в сфере рекреационных, туристических услуг и сельскохозяйственной продукции, ориентированного на европейские рынки.
Для небольшой по своим географическим масштабам республики, расположенной в регионе Южного Кавказа, реализация данного проекта, по мнению специалистов, будет означать, как минимум, фактическое удвоение ВВП и соответственное повышение доходов населения и его мобильных возможностей.
Сопутствующими же направлениями проекта могли бы стать сотрудничество в сфере создания эффективно действующих политических механизмов поддержания стабильности, снятия угрозы появления признаков конфликтной ситуации, взаимодействие в сфере образовательной и информационной политики, культуры и здравоохранения.
Комплекс реализуемых в рамках проекта и вокруг него мероприятий одновременно способствовал бы трансформации традиционного сознания абхазов в сторону большей открытости миру, что особенно важно с точки зрения перспектив дальнейшего международного признания и защиты суверенитета Абхазии, а также позитивного участия ЕС в деле разрешения грузино-абхазского конфликта и влияния на те или иные тенденции политического и социально-экономического характера в самой Грузии.
Абхазо-Российские отношения,
статьи,
Абхазо-грузинские отношения,
Евросоюз