18 мая этого года, грузинский телевизионный канал TV 9 показал репортаж о поездке грузинской церковной делегации в Стамбул (
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ggKZVSIDi5U). Эта делегация, во главе с грузинским патриархом Илией II, которого сопровождали шесть грузинских митрополитов, прибыла в Стамбул 17 мая, для участия, согласно официальным сообщениям, (
http://fanarion.blogspot.gr/), в организованной Вселенской Патриархией конференции, в честь 1700-летия Миланского Эдикта (признания христианства в Римской империи). Однако, как и ожидалось, одна из самых главных тем, которая обсуждалось на встрече Вселенского патриарха Варфоломея I с патриархом Илией II, касалась церковной ситуации в Абхазии.
По сообщению TV 9, «Грузинский патриарх приехал в Стамбул со своими четкими требованиями о неизменности церковных канонических границ… До начала встречи со стороны Грузинской патриархии было сделано заявление. Один из членов делегации протопресвитер Георгий Звиададзе заявил: “Эта встреча очень важна, т.к. связана с темой Абхазской Епархии. Грузинская Патриархия подготовила достаточно хорошо аргументированные идеи и предложения, и мы надеемся, что они будут приемлемыми для Вселенской патриархии”».
За день до встречи с делегацией Грузинской церкви, Вселенский патриарх принял митрополита Илариона (Алфеева), председателя ОВЦС РПЦ (см.
http://www.amen.gr/article13864 ).
Митрополит Анания (Джапаридзе), входивший в состав грузинской делегации, заявил следующее: «Единственный важный вопрос - это вопрос Абхазии. Абхазские церковные сепаратисты пользуются искаженной историографией, созданной в советское время. Они привезли эти документы в Константинополь и доказывают, что они могут принадлежать Константинопольской Церкви, что это территория не является канонической частью Западной Грузии, а это является очень важным моментом. Дбар, церковный сепаратист, был принят в Константинополе и это, как мне кажется, очень серьезно, и может затянуть переговоры на год или два». По информации TV 9, в ходе того же визита в Константинополь, Илия II сделал комментарий, в котором отметил, что планируется организовать его визит в Абхазию, в сопровождении Вселенского Патриарха Варфоломея, во время которого грузинский патриарх представит Абхазии своего хорепископа (своего представителя) из числа клириков, уроженцев Абхазии.
Некоторые мои комментарии к репортажу TV 9.
Во-первых, если мы, представители Священной Митрополии Абхазии, названы «абхазскими церковными сепаратистами», это означает, что мы на правильном пути!
В отношении термина «церковный сепаратизм», напомню, что по отношению к Абхазской Церкви он был использован еще в конце XIX в. Ф. Д. Жордания, и вслед за ним, в начале XX в., И. И. Соколовым. Два этих автора считали образование Абхазской Церкви в период средневекового Абхазского царства - актом «церковного сепаратизма» абхазов от Мцхетской кафедры (см. Жордания Ф. Абхазские католикосы. Краткий очерк из истории Абхазской Церкви. Ставрополь, 1893. - С. 9; Соколов И. Об автокефалии Грузинской Церкви // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 3. СПб., 1906. - С.14).
Второе, если «абхазские церковные сепаратисты» пользуются искаженной историографией, созданной в советское время, привезли эти документы в Константинополь, и доказывают, что те могут принадлежать Константинопольской Церкви, что это территория не является «канонической частью Западной Грузии», значит, Священная Митрополия Абхазии смогла донести до Вселенской Патриархии правду об истории Абхазской Церкви.
Одно уточнение, мы пользуемся не «советской историографией», а источниками (!), в том числе и византийскими, в которых, как бы это ни было прискорбно для грузинских церковных иерархов, не встречаются ни термин «Грузия» ни термин «Грузинская Церковь». У представителей Вселенской Патриархии нет проблем с чтением византийских источников, они живые носители древнегреческого языка.
Третье, бесконечное уверение грузинскими церковными иерархами самих себя в том, что «канонические границы Грузинской Церкви останутся неизменными», говорит об обратном… Потому и такой солидный состав делегации направился в Стамбул, подобно которому не было даже при даровании ГПЦ автокефалии в 1990 г.
Четвертое, в составе грузинской церковной делегации находились и митрополит Даниил Датуашвили (во время грузинской оккупации был епископом Сухумо-Абхазским с 1992-1993 гг.) и епископ Андрей Гвазава (родился в Сухуме, воевал в числе грузинских гвардейцев в Абхазии в 1992-1993 гг.). Для чего эти лица? Чтобы переубедить Вселенского патриарха в том, что они, грузины, хорошо знают ситуацию в Абхазии, а абхазские священники и церковный народ на самом деле не хотят выходить из состава ГПЦ ?! (слава Богу, они не имели при себе фотографии храма, построенного в 2008 г. в Ткуарчальском районе) И то, что здесь рассказывают представители Священной Митрополии Абхазии, это всего лишь мнение националистический настроенной группы людей?!
Пятое, о намерении Грузинского патриарха Илии приехать с Вселенским Патриархом в Абхазию. Совершенно очевидно, что грузинские церковные иерархи желаемое выдают за действительное…. В отношении же хорепископа, это попытка оправдания грузинской стороны перед Вселенским Патриархом Варфоломеем относительного того, почему абхазский народ лишен возможности иметь своего епископа... Надеюсь, что с абхазской стороны нет тех, кто хочет стать хорепископом... Да, хорепископ дословно означает «сельский епископ»…
Вывод: именно абхазские власти (!) (ибо абхазский народ уже определился, через опрос, проводимый с февраля месяца) должны показать, что они на стороне «абхазских церковных сепаратистов», т.е. на стороне Священной Митрополии Абхазии. Не на словах, а на деле!
Слава Богу, что мы, несколько абхазских монахов, смогли выдержать непрекращающийся «натиск» патриархов и митрополитов из ГПЦ и РПЦ! Силы неравные, но с нами Бог! С нашей стороны, чтобы не случилось, шагу назад не будет! Мы на верном пути! Мы, рано или поздно, все равно добьемся восстановления Абхазской Церкви! Мы хотим избежать только одного, чтобы нас не сдали свои!
Салоники, 22 мая 2013 г.