by
Akhra Bzhania (
Заметки) on 26 марта 2013 г.
На днях в Парламенте состоялась презентация концепции Лейлы Тания "Внешнеполитические приоритеты и политико-экономическая модель Абхазии: некоторые предложения."
Скажу откровенно, от этого события у меня осталось двоякое чувство. Первое - это удовлетворение, что Парламент и представители экспертного сообщества начали совместную творческую работу, что Народное Собрание становится площадкой для создания и обсуждения концепций развития республики. И второе - ощущение горечи, что близкие мне люди оценили некоторые положения в исследовании как тенденциозные и личностно ориентированные. Еще раз проверил контекст первоисточников, внимательно перечитал текст, и не нашел там ничего выходящего за рамки объективной дискуссии. Тем не менее, если такое впечатление сложилось, а я был в определенном смысле куратором проекта и заинтересован в его конструктиавном и бесконфликтном продолжении, то выражаю сожаление по этому поводу.
Теперь по существу. Считаю концепцию Лейлы Тания заслуживающей всяческого внимания. Были определены масштабные, амбициозные задачи нового внешнеполитического курса, сформулирована идея о том, что только смелая и наступательная внешняя политика может дать старт новому экономическому проекту Абхазии. Что в своих планах мы должны ориентироваться на самые передовые страны, извлекая максимум диведендов из своего географического, геополитического и человеческого потенциала.
Все положения доклада были очень веско аргументированы. Но если даже кому-то они кажутся излишне оптимистичными - что мы теряем? Обиду ЕС и прерывание вялотекущего процесса с бредовой идеей реинтеграции в единое государство? Понятно, что этого никогда не произойдет и никто к этому не стремится. Но почему я вообще должен идти по дороге, которая на 99% упрется в тупик? Может попробовать другой вариант? Дерзкий, не стандартный, но могущий привести нас к успеху.
Именно это было главное в работе, в той или иной форме, отмеченное всеми присутствовавшими на презентации. И именно это - возможность и целесообразность формирования новой внешнеполитической платформы Абхазии, на мой взгляд, должно стать главным в обсуждениях на экспертном уровне. Уверен, что от этого выиграют все, а главное наше государство.
Конечно МИД, экспертный совет, акторы неформальной дипломатии за два десятилетия сделали не мало для более позитивного восприятия Абхазии в глазах международного сообщества. Оспаривать это глупо. Но вопрос ставится не так. Вопрос ставится следующим образом - приблизила ли нас хоть на йоту вся наша многоуровневая дипломатическая активность к желанной цели - широкому международному признания. Вероятно нет. А возможно даже отдалила и продложает отдалять. При этом еще раз повторяю речь не идет о какой-то диверсии. Речь идет о неэффективной политике. Если игрок выбрал неверный дебют, это не значит, что он хотел устроить поражение самому себе, это лишь значит, что он ошибся с тактикой.
Безусловно в обществе есть разность мнений по этому вопросу, другое понимание наших внешнеполитических ориентиров. Именно поэтому представляется важным предложение начатого процесса, профессионального, максимально широкого обсуждения обозначенных вопросов как в экспертной среде, так и в Парламенте РА.