Jan 31, 2013 21:51
Ушла из жизни наша боевая подруга Наташа Анцупова. Сегодня мы с ней прощались. Ей выпала нелегкая судьба. Отец, герой Абхазии, некогда очень талантливый историк - Владимир Анцупов. Но за спиной все говорили о нем Вова Анцупов, хотя он был настолько стального характера, что это ласкательное Вова никак не должно было клеиться к его личности. Мне повезло, несмотря на небольшую разницу в возрасте, я успел быть его студентом. Он был один из немногих лекторов того еще советского времени, которые имели на нас, студентов, огромное влияние: силой своего интеллекта, харизмой, характером. Его мать, Татьяна Андреевна, была давно уже к тому времени в университете главным финансовым менеджером, тогда это называлось проще, главным бухгалтером. Но когда она шла по коридору, все расступались перед ней, словно это шел ректор института. И не только преподаватели, ибо тогда можно было бы предположить, что они зависели от нее отчислениями заработной платы, но и студенты, которые уж точно от нее не зависели. Как королева, статная, красивая, волевая, строгая и справедливая, запомнилась она мне в период моего студенчества, и потом, во время моей работы в качестве преподавателя.
Владимир Анцупов погиб в сбитом грузинами самолете в декабре 1992 года. Его сестру, Ольгу, зверски замучили и убили в оккупированном городе в первые месяцы начала войны. Сама Наташа также оказалась волею судьбы в первые месяцы войны в оккупированном городе, где подверглась и аресту, и издевательствам, и пыткам за своего отца, героически сражавшегося на Восточном фронте. Особую злость вызывало у гвардейцев то, что они русские, а их отец и брат героически сражается на фронте бок о бок с абхазами, став за короткий срок легендой. Потом удалось Наташу обменять. Но отца она больше не увидела. Он погиб, так и не долетев до Гудауты, где его ждала вырвавшаяся из ада дочь. Говорят, он поэтому летел из Ткуарчала в Гудауту, чтобы увидеть свою семью, и в первую очередь ее, Наташу. Он знал о том, какие испытания выпали на нее в оккупации, знал о сестре, но никто не может вспомнить его упавшим духом. Не жаловался, но взгляд, говорят, стал суровее, стальнее.
Едва отойдя от всех потрясений, Наташа вступает добровольцем на фронт, и в составе боевых батальонов участвует во всей летней компании, вплоть до полного освобождения Абхазии. С детства она была болезненной, имела инвалидность. Но это не стало для нее препятствием: презрев все свои врожденные недуги она со свойственной ей безудержностью включается в борьбу за освобождение Родины, которая в короткий период уже успела взять столько жертв из ее небольшой семьи. Наташа награждена Орденом за Отвагу за бесстрашие, проявленное во время боевых действий. Всего пару строк в наградной, которую мы на нее составляли, за которой было столько потерь, боли, силы, судьбы короче. Как-то, в жаркое Шромское лето 93 года, я увидел ее высокую полноватую фигуру с ополченцами: сияющую, в военной форме с медицинской сумкой и автоматиком на плечах. Не зная вначале как начать разговор, но учитывая скудость времени, и уже зная ее непростой характер, без лишних слов пытался уговорить ее не выходить, хотя бы на самые передовые линии, ну хотя бы потому, что она девушка. Наташа, лучезарно улыбаясь, я бы сказал солнечно, ответила мне:- «Об этом не может быть и речи, и я совсем не ребенок Батал!». Потом улыбка сменилась на странную сталь в краешках глаз, очень мне знакомую, издавна, с юности, тихо закончила:- « И потом я уже не ребенок, и я никогда не прощу им того, что они сделали с моей семьей». Я был бессилен вести дальше разговор. Просто обнял ее, повернулся и ушел. Не было у нас сил тогда на размышления о том, что мы уже пережили, мы их берегли для грядущих испытаний. Господь уберег ее на войне. Совсем немного ей осталось дожить до 20-летия Победы. Еще долгое время она ходила в форме по городу. Шумная была порой. Заметная. Статная, с полнотой, которая ей очень подходила. С хрипловатым баском диссонирующей с ее детской улыбкой с прищуром. Но ей все прощали за судьбу, которая набросилась на неё когтями со всеми своими неимоверными испытаниями. Она отличалась безудержной добротой, и поэтому никогда не оставалась одна, находя поддержку у подруг, боевых друзей, тех, кто оказывался рядом. Порой она могла горько и коротко расплакаться, когда ей казалось, что несправедливость наступает на нее, и, жестко улыбаясь, переступает дорогу, на которой у нее и так сплошные потери. Ее добротой порой нещадно пользовались другие, но судьба ей все равно улыбалась своей грустной улыбкой на иных виражах и поворотах. Она умела прощать очень сильную обиду, но могла вспыхнуть из-за пустяков, разрушая в порыве все вокруг. Последней каплей испытаний Наташи была неожиданная смерть, уже после войны, ее единственного брата, Саши. Очень неожиданной. Потом ушла ее мать, Гала, не ко времени.
Но самый большой, и пожалуй, единственный подарок без займа , ей уготовила судьба, подарив замечательного сына. Она называла его в честь своего отца: Вовой. Вова Анцупов. Скоро он достигнет совершеннолетия. Он очень похож на своего деда, Наташу. Сдержан. В нем есть что-то неуловимое, свойственное Анцуповым: строгость и ясность во взоре, сила, притяжение, стать. Он Анцупов, человек из семьи, которая оставила весьма ощутимый след в жизни Сухума и истории Абхазии: стержневой. Он продолжатель династии Ацуповых в Абхазии. Вова Анцупов - внук Вовы Анцупова. Это имя стало знаковым для нас. Это память войны, величия Победы.
Мы будем ее помнить, и нам будет не хватать Наташи на параде Победы в день 20летия независимости Абхазии. Победы, в которую Анцуповы внесли огромную лепту своей судьбой, жизнью, и их солнечная дочь, наша Наташа.
Мир праху твоему!
военное,
Анцуповы,
воспоминания