Очень убедительное, на мой взгляд, интервью архимандрита Дорофея (Дбар) по поводу ситуации, связанной с Абхазской Православной Церковью, напечатано в Регнуме: «Московская Патриархия 20 лет "водила нас за нос": интервью архимандрита Дорофея (Абхазия)»
http://www.regnum.ru/news/1616274.html#ixzz2IiXlSTDh . При том, что наши власти отгораживаются от вмешательства в решение церковного вопроса, в России к этому относятся совсем иначе.
На самом деле речь идет не о вмешательстве в духовную деятельность, а в обсуждение вопроса принадлежности абхазской церкви. Просто напоминаю, что молодые священники во главе с отцом Дорофеем около двух лет назад собрали церковно-народное собрание, на котором было объявлено о выходе из лона Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и восстановлении независимой абхазской церкви. И первым шагом на пути к реальной независимости стала форма Священной митрополии, о которой там было заявлено. Это вызвало раздражение у другой части абхазского духовенства и поддерживающих их части верующих, закрывающих глаза на тот факт, что ГПЦ и РПЦ считают, что канонически мы относимся к Грузинской Православной Церкви. Согласно этой логики, поскольку грузинские патриарх и священники не могут приезжать на «свою» каноническую территорию из-за того, что Абхазия объявила политическую независимость, Русская Православная Церковь (РПЦ) взяла на себя миссию духовного окормления отколовшейся части «грузинской» паствы - т.е. нас - абхазов, до полного урегулирования грузино-абхазского конфликта. Однако все эти годы грузинский патриарх так и не освятил это «вторжение», как они называют, Русской церкви в дела Грузинской церкви.
И тут в Абхазии и церковь, и власть, во всех ее независимых ветвях, политические и общественные деятели, и народ, в первую очередь, должны четко заявить о том, к кому может относиться церковь на территории государства их проживания. Если мы готовы к тому, что будем неотъемлемой частью и «канонической» территорией Грузии в вопросах нашей духовности, тогда почему же это мешает нам быть ее частью в вопросах политических? И почему мы не должны вмешиваться в данный вопрос? Разве церковь не должна руководствоваться желанием своего народа? Получается, что у нас в Абхазии есть часть православного населения , которая фарисейски отводит нас, «невоцерковленных», от обсуждения статуса абхазской церкви, и толкает нас в лоно Грузинской Православной церкви? Ну, так пусть они тогда нам открыто это скажут, а не уводят в сторону. Боюсь что не далек тот день, когда часть нашего духовенства добьется того, что нас впихнут-таки в «каноническую» территорию, то есть в состав Грузинской церкви. Получается, что часть нашего духовенства, сегодня являются противниками восстановления независимой Абхазской православной церкви.
Недавно, когда мои крестники пришли причаститься в один их храмов Сухума, им было отказано в этом, поскольку они имели неосторожность быть окрещенными в Новом Афоне. Неслыханное явление, чтобы церковь отказала в причастии, ибо крестили их батюшки, которые четко заявили о восстановлении независимой абхазской церкви. Независимой от Грузинской, именно, а не то, как тут пытаются это интерпретировать: якобы, от «Господа нашего», от «канонов православной веры», от Русской Православной церкви. Все это уводит верующих и всех людей в сторону от реальных проблем.
Оказывается речь идет о том, что православным и верующим абхаз может быть только в рамках той церкви, которую нам некогда насильственно навязали, т.е. в рамках Грузинской церкви. В преддверии 20-летия нашей Победы весьма символические движения делаются со стороны РПЦ и части абхазского духовенства - о признании Абхазии частью Грузии. «Спасибо» русской церкви и той части абхазского духовенства, которая противится независимости Абхазской церкви! То, что не удалось на политическом уровне, нам пытаются навязать на духовном, пугая нас отлучением от церкви, давя на наши религиозные чувства, говоря, что мы не должны ослушаться наших «отцов церкви». А наш сегодняшний неопределенный церковный статус, оказывается, это последствие того, что мы - «заблудшая», «мятежная» паства, которая оторвалась от «своей» Грузинской церкви, которая нас «отечески любит» и всегда ждет в свои объятия. Вопрос в том, кто нас в их объятия хочет привести? Именно это стало предметом обсуждения в статье на Регнуме, ссылка на которую дана выше.
Думаю, пришло время нам обсудить вопрос принадлежности церкви не только на народно-церковном собрании, но и на государственном уровне. И я уверен, что пришло время и Парламенту взять на себя инициативу и открыть слушания по поводу того, может ли Абхазия быть частью канонической территории Грузии, и кто может нас лишить права добиваться исторической справедливости - восстановления Абхазской Православной Церкви.