May 21, 2012 12:59
некоторые рассуждения об интерпретации этой даты, и разном эмоциональном восприятии и трактовок в отношении причин и последствий насильственной депортации народов Кавказа в 19 веке
«В Грузию выехала делегация черкесов на открытие памятника геноциду черкесского народа..». Такая вот новость меня поразила вчера. Хотя данный процесс имеет свои корни и логику. Я не хочу сейчас на этом останавливаться, это предмет детального обсуждения, со ссылками на исторические документы и т.д. Сегодня, 21 мая, в Сухуме также соберутся люди, чтобы отметить этот день у памятника махаджиров.
Кстати место для этого памятника выбрали представители абхазской молодежи и интеллигенции еще в советские времена, среди которых был и я. Тот символический камень, возложенный нами тогда на искусственную горку на берегу моря, был первым в советское время посвященным тем роковым событиям 19 века. В те времена это было опасно. Грузия тогда спала в незнании и неведении по поводу того, как отразились эти события на сегодняшнюю историю, и как они изменили карту Кавказа в целом, и нашу историю в частности. Или не хотела знать. Многие грузины, жившие тогда в Сухуми, наше первое шествие к месту, где мы собирались установить самовольно памятник, воспринимали как националистическую выходку и агрессию в отношении грузин. Хотя меньше всего мы думали тогда о них. Но возможно они были правы, помня о том, что их предки были проводниками царской политики по выселению черкесов и абхазов с их исторических земель на Кавказе.
Сегодня, там, в новой демократической Грузии, смотрят на это иначе. Не все, но кое-кто. Сейчас вот мне попалась новость, в которой дается информация о том, что 20 мая из Нальчика в Грузию выехала группа черкесов из КБР, КЧР и Адыгеи численностью 53 человека. Они собираются принять участие в церемонии открытия памятника жертвам геноцида черкесского народа, совершенного Российской империей в 18-19 веках в городе Анаклия, на берегу Черного моря. А у меня совсем иное восприятие того, чему посвящено данное возложение. Именно с берегов Черного моря на галерах тогда и выслали нас на чужбину. Не грузин, а абхазо-адыгов. Они опять опоздали на целое столетие, ибо мы уже воздвигли такой памятник. При этом никто, ни разу, в Грузии, так и не взял на себя часть вины за те события. Но памятники воздвигать на чужие деньги против кого-то, а в данном случае это против памяти жертв того времени, а не в честь, учитывая контекст данного процесса, как они считают.
Кто-то считает, даже исключая позитивные эмоции, данный процесс естественным. И кто-то меня упрекнул в том, что помимо нашего эмоционального восприятия, существует «совершенно не эмоциональная штука», которая называется логикой процесса, считая данное событие вполне закономерным.
Так вот, я знаю что такое процесс, и смею полагать логика. Иногда он может идти и в обратную сторону. Как этот. Любой процесс, если он позитивный, как тоннель, в конце которого должен быть свет, а не мрак и тошнотворный запах прошлого. Вот такое мое мнение. А логическому анализу всегда предшествует эмоциональное восприятие и осознание прошлого, которое, если не получит соответствующего удовлетворения, никогда не даст возможности «логике времени», как считают некоторые, внести конструктивные изменение в любой процесс.
абхазо-адыге,
махаджиры,
черкесский вопрос