МОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С СИТУАЦИЕЙ В АБХАЗИИ

Aug 09, 2009 00:26

Я устал говорить о своей точке зрения всем, и поэтому просто решил дать в этом заявлении мое отношения к тем событиям, которые имели место в Абхазии в августе этого года
http://www.apsny.ru/apsnynews/apsnynews.php?mode=more&more=13666

Проблема гражданства жителей Галского района является настолько непростой и конфликтно-чувствительной и в политическом, и в юридическом, и моральном плане, что ожидать, что у представителей различных общественных движений будет однозначное и единодушное мнение не приходится.

Заявление о ситуации, сложившейся в абхазском обществе, в связи с обсуждением проблемы правового статуса жителей Галского района.

В обществе сложилась нездоровая и тревожная ситуация.

Несмотря на то, что за послевоенное время принималось два закона о гражданстве, вопрос о правовом статусе жителей Галского района открыто не обсуждался 16 лет, и этот сложный для общества разговор откладывался в долгий ящик. Ясно, что данный вопрос не мог висеть в воздухе все эти годы. Фактически жители Галского района принимали определенное участие в политической жизни нашей страны, которое выражалось в форме участия в выборах различного уровня и референдуме 1999 г. То есть им было предоставлено основное политическое право на участие в выборах, которым обладают только граждане РА, хотя положения наших законов не давали оснований для однозначного толкования их статуса. Этот факт говорит о том, что вопрос этот чрезвычайно сложный, который упирается и в проблему безопасности, и в проблему прав человека, и в проблему легитимности всех наших предыдущих выборов.

В связи с различным толкованием закона 2005 г. «О гражданстве» в части, относящейся к вопросу об основании, на котором жители Галского района могли признаваться гражданами РА, к предстоящим выборам Президента РА могла сложиться острая конфликтная ситуация. Все чаще звучали голоса, отрицающие право гальских жителей участвовать в выборах президента. Мы, конечно, не могли допустить такого положения, когда Галский район не принимал бы участия в формировании государственных органов власти, тем более, что ранее они это право имели вплоть до последних выборов в Парламент РА. Поэтому Парламенту необходимо было прийти к однозначному пониманию закона. Учитывая остроту общественных дебатов в предвыборный период, требовалось внимательное и спокойное рассмотрение и обсуждение всех мнений и предложений по этому и другим вопросам. Я часто расходился во мнениях со многими депутатами по поводу различных вопросов, которые обсуждались в Парламенте, но всегда считал, что сила фактов и аргументов, опирающихся не на групповые интересы, а на мнение народа, приводит к положительным результатам.

В связи со сложившейся ситуацией была создана парламентская комиссия, которая должна была выработать рекомендации по правовому статусу жителей Галского района и вынести их на обсуждение Парламента. Несмотря на неоднозначность ситуации в данном вопросе, и разность мнений, тем не менее, комиссия пришла к консенсусу, выработав рекомендации, которые были практически единогласно поддержаны депутатами Народного Собрания на предварительных слушаниях. Решением Парламента было предложено в ближайшие сроки подготовить поправки к соответствующим законам (о гражданстве и о выборах), которые, по мнению участников парламентской комиссии, могли бы снять разногласия по данному вопросу в преддверии предстоящих выборов. Впоследствии предстояло вернуться к обсуждению многих вопросов, связанных с данными законами и упорядочить все имеющиеся противоречия в конституционном русле. Однако, по всей видимости было недостаточно времени для продуманных решений и на сессии Парламента 31 июля 2009 г. на голосование была вынесена поправка к Закону "О гражданстве", которая вызвала бурную парламентскую, а в последствии и общественную полемику.

Я не голосовал за предложенную поправку не потому, что считаю, что всех жителей Галского района нужно исключить, как говорят некоторые, из политической жизни страны. Я считаю, что нужно относиться дифференцированно к различным категориям жителей района - есть те, кто приобрел грузинское гражданство и на данный момент предпочитают иметь вид на жительство, есть те, кто готов сегодня подтвердить свое абхазское гражданство, пройдя процедуру отказа от грузинского гражданства, те, кто никогда не выезжал из Абхазии и те, кто желают восстановить свои исконные абхазские фамилии и этническую принадлежность. Я голосовал против, потому что предложенная поправка не решала поставленной перед депутатами задачи. Суть рекомендаций нашей комиссии сводилась к тому, чтобы считать гражданами РА тех жителей Галского района, которые проживали в районе с 1994 г. по октябрь 1999 г., несмотря на то, что многие из них не проживали непрерывно в районе в обозначенный период в силу независящих от них причин (в связи с известными майскими событиями 1998 г.). Их возвращение было возможным только благодаря политической воле абхазских властей, что шло вразрез с интересами Грузии.

Для сбалансированного (относительно позиций разных фракций Парламента) решения данного вопроса предлагалось одновременно принять поправку к закону о выборах, говорящую о признании национального абхазского паспорта в качестве единственного документа на право голосования, как для предстоящих президентских выборов, так и для парламентских. Предлагалось также опубликование списков всех лиц, получивших абхазское гражданство, в том числе и жителей Галского района, как это принято во всех цивилизованных странах, в том числе и России, в государственных СМИ.
Как вы знаете, это не было сделано. Я надеюсь, что еще будет возможность вернуться к этой работе и провести ее профессионально и ответственно, в соответствии с конституционными нормами, исторической, государственной и политической целесообразностью.

Сегодня же меня больше беспокоит другое.

Понятно, что проблема гражданства жителей Галского района является настолько непростой и конфликтно-чувствительной и в политическом, и в юридическом, и моральном плане, что ожидать, что у представителей различных общественных движений будет однозначное и единодушное мнение не приходится. Мы должны быть готовыми к тому, что и впредь будут возникать очень сложные дилеммы, которые будут вызывать серьезные споры. И решения будут приниматься на законодательном уровне с учетом точки зрения всего народа в здании Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия.

Я всегда был против силового давления, тем более против такого давления на высший орган законодательной власти, и выражал эту точку зрения в различные периоды всей небольшой истории нашего независимого государства, когда такие попытки в отношении депутатов, избранных народом, равно как и органов государственной власти, имели место. Я имею в виду вторжение людей в здание Парламента 5 августа 2009 г., считая при этом вполне обоснованным беспокойство людей по поводу возможно неправильного решения части депутатского корпуса. Недовольство можно было выражать в ином, дискуссионном, но правовом русле. А сегодня, вместо того, чтобы пытаться найти оптимальные решения в интересах нашего государства, на мой взгляд, началась кампания по дискредитации фактически всего парламента - важнейшего института государственной власти. Моих коллег подвергают оскорблениям, называя предателями, что совершенно неприемлемо. Многие из них заслужили доверие народа, сражаясь на войне 92 -93 г. г, многие потеряли на той войне своих самых близких родственников. И каждый из них был избран в высший законодательный орган страны в соответствии с конституционными нормами.

Я всегда считал и считаю, что сила государства состоит в стабильном функционировании его важнейших государственных институтов, становление которых стало возможным благодаря нашей неустанной борьбе за справедливость и независимость. И мы сами не должны подвергать их разрушению путем такого грубого вмешательства в их деятельность.

Я всегда был и остаюсь сторонником свободы выражения мнений, и считаю, что всегда есть допустимые формы для их реализации, если народ считает, что их права ущемляются. Я рад тому, что мы имеем в нашем небольшом государстве все основные черты демократии: легитимные институты власти, выборность, оппозицию, ОПД, многопартийность и независимые СМИ. Я считаю, что в дальнейшем все эти институты должны иметь большие возможности для стабильности и развития, и большее пространство для деятельности. Я считаю, что власть всегда должна быть открытой для конструктивной критики и находиться под неустанным наблюдением всего общества: партий, общественных организаций, оппозиции, СМИ, политиков. И власть должна выработать соответствующие механизмы реагирования на критику, а не загонять проблемы вглубь, которые бумерангом возвращаются потом на наши головы. Но добиваться своих прав нужно через заявления, декларации, используя все возможности СМИ, через митинги, демонстрации, сходы, референдумы, в конце концов, т.е. действуя исключительно в правовом русле. Поэтому считаю недопустимым и неэффективным имевшее место вторжение в Парламент и давление на депутатов. Подобные действия не могут привести к позитивным результатам, напротив, они способствуют только разочарованию и недоверию народа к важнейшим институтам государственной власти Абхазии. Мы должны помнить, что становление этих государствообразующих институтов состоялось благодаря борьбе всего народа за независимость и огромной цене, заплаченной за ее осуществление. Я верю в то, что возобладает мудрость, терпимость, мужество наших граждан сохранять единство, благодаря которому мы имеем долгожданную свободу и независимость.

Батал Кобахия
Герой Абхазии,
Депутат Народного Собрания-Парламента РА
Председатель Комитета по правам человека и соблюдению законности
Председатель временной парламентской комиссии «По регулированию правового статуса населения Республики Абхазия, проживающего на территории приграничной с Грузией»

Республика Абхазия, Сухум, 8 августа 2009 г.

Абхазия инфо, Гал, гражданское общество, заявление, границы и дозволенность

Previous post Next post
Up