Aug 24, 2008 20:03
Грузия не верила, что Россия ответит на ее наступление в Южной Осетии, и была совершенно не готова к контратаке, признал заместитель министра обороны страны.
Тбилиси признает, что просчитался по поводу российской реакции
Ян Синенски
Грузия не верила, что Россия ответит на ее наступление в Южной Осетии, и была совершенно не готова к контратаке, признал заместитель министра обороны страны.
Бату Кутелия сообщил The Financial Times, что Грузия приняла решение захватить южноосетинскую столицу Цхинвали несмотря на тот факт, что у ее армии не было достаточно противотанковых и противовоздушных средств, чтобы защититься в случае серьезного сопротивления.
"К несчастью, мы уделили этому мало внимания, - сказал он. Позади его стола установлены скрещенные флаги Грузии и НАТО, при том что в альянс Грузия не входит. - Мы не подготовились к подобному варианту".
Грузинские военные полагали, что вероятность массированного контрнаступления со стороны России невелика. Они не приняли в расчет две кровавые войны, в ходе которых в 1990-е годы Россия разгромила Чечню, расположенную по другую сторону Кавказских гор, а также тот факт, что сепаратисты в Южной Осетии и Абхазии пользуются российской поддержкой.
Грузинские войска не были готовы к российскому контрудару, отмечает Кутелия. "Я не считал возможным, что государство, входящее в Совет Безопасности ООН и ОБСЕ, отреагирует подобным образом", - объясняет он.
С таким же изумлением по поводу применения Россией силы против маленькой соседней страны говорит и Давид Дарчиашвили, глава парламентской комиссии по вопросам европейской интеграции. "Никто не ждал, что Россия мобилизует силы и начнет вторжение", - утверждает он.
Грузинская армия численностью 20 тыс. человек, создание которой обошлось в 2 млрд долларов, которую готовили американские инструкторы и которая отказалась от техники стран Варшавского договора, готовилась к "локальным" войнам с сепаратистскими анклавами в своих границах, а также к отправке миссий в страны вроде Ирака, чтобы усилить связи с Западом, но не к борьбе с Россией.
Кутелия по-прежнему целиком возлагает вину за военные действия на русских и их союзников из Южной Осетии, утверждая, что в начале августа осетинские боевики начали обстреливать грузинские позиции и деревни.
По его словам, русские стали отправлять тяжелую бронетехнику через Рокский туннель из Северной Осетии еще до того, как президент Грузии Михаил Саакашвили 7 августа направил войска на столицу Южной Осетии - Цхинвали. Замминистра, однако, не предоставил доказательств своим словам.
По словам Кутелии, грузины начали наступление, не имея достаточного количества противотанкового и противовоздушного вооружения, не ожидая, что русские ответят всей мощью. "В каком-то смысле, выбора не было", - говорит он.
Кутелия сообщил, что военная инфраструктура Грузии "значительно" пострадала и что для восстановления обороноспособности страны потребуется огромная зарубежная помощь. Россия, однако, пообещала вновь сокрушить грузинскую армию, если почувствует, что та стала представлять угрозу.
Российские солдаты заняли множество грузинских военных баз, нередко на глазах напуганных грузинских сил. Они конфисковали джипы "Хаммер", взрывали суда береговой охраны и разграбили часть самых современных военных баз Грузии, уничтожили радар и другие противовоздушные объекты, а также, как сообщается, захватили грузинские танки, стрелковое оружие и амуницию. Пока что Россия не предпринимает шагов по возращению трофеев.
Цену грузинской неподготовленности можно было увидеть на этой неделе, когда на кладбище, на высохшем склоне холма возле столицы, хоронили семерых солдат, погибших в ходе прошедших боев.
Около 20 солдат в камуфляже и один в черных тренировочных штанах наблюдали, стоя в тени сосны, как бульдозер заваливает песчаным грунтом длинную траншею с телами.
Грузия,
война,
Южная Осетия