20 мая состоится
очередной суд по делу ставропольца Виктора Краснова, обвиняемого в оскорблении чувств верующих. За все время, что идет процесс, отношение блогеров к подсудимому многократно колебалось от злорадного «гори в аду» до восторженного «je suis Viktor Krasnov». И только друзья всегда были и остаются на его стороне. Накануне судебного заседания мы пообщались с боевой подругой Виктора - Ириной Новиковой, все эти месяцы поддерживающей самого известного атеиста страны.
-Как давно ты знакома с Виктором Красновым? Какие увлечения вас объединяют?
С 2013 года. Общих увлечений и интересов у нас много: музыка, литература, различные ремесла, историческая реконструкция...
-Когда ты узнала, что Виктора обвиняют в оскорблении чувств верующих? Что ты в этот момент почувствовала?
Узнала практически сразу. И сильно испугалась - ведь ситуация развивалась слишком бурно и непредсказуемо, его не просто вызвали повесткой в отделение для дачи объяснений, а рано утром, абсолютно неожиданно, к нему явились представители следственного комитета и отдела «Э» в сопровождении бойцов СОБРа и понятых, провели обыск, изъяли компьютер и мобильный телефон.
-На стене в социальной сети у Виктора написано: «У меня нет врагов, у них есть я». Да и многие журналисты, общавшиеся с Красновым, утверждают, что он открытый и неконфликтный человек, да еще и обладающий чувством юмора и самоиронией. Как считаешь, что именно вывело Виктора из себя в том злополучном споре и послужило последней каплей?
Виктор действительно очень добрый, отзывчивый и неконфликтный человек, он никогда не стал бы кого-то намеренно оскорблять или унижать. Если бы его не вывели из себя провокациями, оскорблениями и нападками его собеседники в той злополучной дискуссии, то ничего бы не случилось!
Причин, по которым это произошло, на мой взгляд, несколько. Несмотря на то, что сообщество «Подслушано Ставрополь» позиционирует себя как развлекательно-юмористический проект, некоторые посты, опубликованные администраторами сообщества, были откровенно провокационными. Они изначально имели цель столкнуть лбами в обсуждениях различные группы людей - мужчин и женщин, верующих и атеистов, сторонников западного образа жизни и приверженцев исконно русских традиций. Вероятно, это делалось с целью увеличения посещаемости сообщества, числа просмотров и комментариев в обсуждениях - ведь любой конфликт привлекает внимание, вызывает интерес и желание поучаствовать в обсуждении. Такими были и те злополучные посты, попавшие в уголовное дело.
Кроме того, неуместно, на мой взгляд, размещать цитаты из Библии в развлекательном, юмористическом сообществе, ведь среди читателей и комментаторов могли быть люди различных вероисповеданий, а также атеисты и агностики, и приведенная цитата выглядела не как мнение конкретного человека, а как попытка навязать всем участникам обсуждения свои религиозные взгляды.
Также очень некрасиво было размещать эту цитату без указания, откуда она и кто ее автор - как-то неправильно выдавать чужие слова за свои и вводить в заблуждение участников обсуждения. А именно это и произошло: Виктор не узнал в этой цитате строку из Нового Завета и подумал, что это отрывок из Домостроя, в котором содержатся абсолютно неприемлемые советы применять в воспитательных целях физическое насилие к членам семьи, а также слугам и подчиненным, да ещё и исходят эти советы от православного священника.
Разумеется, сильно возмутился, обругав эту цитату, спросил, откуда она. Получив ответ, что цитата из Нового Завета, а именно из Первого послания св. Апостола Павла к коринфянам, и не имеет отношения к Домострою, написал, что понял.
И на этом конфликт бы закончился, если бы оппоненты Виктора остановились и прекратили спор! Но нет, они не остановились и посоветовали ему «в следующий раз быть аккуратнее с выводами и громкими фразами» и даже пожелали «вразумить» его в реале.
Несмотря на то, что явных угроз эти фразы не содержат, выглядят они довольно нагло и провокационно, как и обращение на «ты» к незнакомому человеку, который намного старше собеседника по возрасту.
Даже из сохранившегося скриншота переписки видно, что некоторые комментарии оппонентов удалены. А когда богословские аргументы иссякли, молодые люди начали вместо Библии цитировать Уголовный кодекс и угрожать Виктору судом, явно желая досадить и отомстить, а не восстановить справедливость.
Очень трудно сдержаться от гневных комментариев, читая подобные дискуссии. На каком основании эти два молодых человека считают себя вправе поучать, «вразумлять» и осуждать?
-Опиши Виктора пятью словами.
Добрый, честный, искренний, правдивый, смелый!
-Все это время, пока идет суд, Виктору поступают угрозы, причем большая их часть - от яко бы православных и воцерковленных (как они сами утверждают) людей. Как считаешь, может ли человек с верой в сердце желать насильственной смерти своему оппоненту? Что это - слепой фанатизм или сознательная провокация?
Да, действительно, поступает очень много всевозможных угроз, оскорблений и проклятий - пишут в СМС, в личных сообщениях, в комментариях на стене в соцсети. Чего только не желали - и сесть в тюрьму лет на десять, и раком заболеть, и погибнуть!
Очень грустно и омерзительно наблюдать, как люди злорадствуют и наслаждаются чужим несчастьем, призывая сделать еще хуже человеку, который не причинил им лично никакого зла.
Я даже затрудняюсь сказать, что движет такими людьми. Разумеется, это и фанатизм - не зря русский философ Н. А. Бердяев считал, что синоним фанатизма - нетерпимость, и сравнивал фанатика с ревнивцем, который повсюду видит лишь врагов, измены и предательство.
Вероятно, были и провокации, а некоторые пользователи соцсети писали мерзости в сообщения и комментарии явно с целью развлечения. Я думаю, что все зависит от человека - если у него зло на душе, то и вера будет преломляться сквозь это зло, искажаясь и трансформируясь в результате до неузнаваемости.
Кроме того, некоторые из тех, кто называет себя верующими и воцерковленными людьми, не читали Библию, в частности Новый Завет, считая, что присутствия на богослужениях, строгого соблюдения обрядов и правил вполне достаточно.
-Одной из причин конфликта Виктора и «православных активистов» послужила цитата «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу - глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог», причем грубо вырванная из контекста. Мне известно, что ты провела по этому поводу целое расследование. Каковы твои выводы?
Мне эта цитата сразу же показалась какой-то странной. Я подумала, что она определенно приведена или неправильно, или не полностью, или вырвана из контекста, потому что в таком виде она унижает женщин и ставит их в подчиненное, фактически рабское положение. И я подумала, что в Библии не может быть написано именно так.
Я открыла Первое послание св. Апостола Павла к коринфянам, а также толкования святителя Иоанна Златоуста и Феофана Затворника, начала читать и анализировать. Так и оказалось - в Одиннадцатой главе действительно есть такая фраза, но несколькими строками ниже к ней есть некоторое дополнение: «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1 Кор. 11-11). То есть св. Апостол Павел, понимая, что дал больше преимуществ мужу, чем жене, сказав, что жена от мужа, для мужа и под его властью, очень мудро добавил эту поправку, чтобы не возвысить чрезмерно мужей, а жен не унизить, а также показать, что все от Бога. Это же пояснение относительно этой поправки было и в толкованиях святителей, следовательно, я не ошиблась. Кроме того, в толкованиях однозначно указано, что эта фраза может относиться только к верующим - отнюдь не всякому мужу глава - Христос.
Да и если внимательно прочесть полностью Первое послание св. Апостола Павла к коринфянам, то можно увидеть, что там говорится не только о правах супружества. В первых же строках св. Апостол Павел советует не гордиться собственной мудростью и познаниями, не считать себя выше других и не кичиться своей праведностью. А в Тринадцатой главе он объявляет наивысшей добродетелью и основой всего любовь, утверждая, что без нее и познания, и вера, и подвиги, и всяческие таланты бесполезны и не имеют никакого смысла.
Я думаю, если бы у оскорбленных оппонентов Виктора была бы в душе хоть небольшая частица этой любви к людям, всем без исключения, и если бы они сами действовали согласно заповедям Нового Завета, этой нелепой ситуации никогда бы не произошло.
-Дело Виктора Краснова очень сплотило атеистов и верующих, заставило их задуматься о том, нужна ли нам вообще статья 148 УК РФ о защите религиозных чувств. Многие молодые люди впервые стали штудировать законы нашей страны, изучать Конституцию. А какие перемены произошли за это время в характере и манере ведения дискуссий у Виктора? Ведь неспроста же в интернете его, пусть и в шутку, теперь называют «новым Невзоровым».
Я бы не сказала, что это именно перемены. Дело в том, что, узнав о сложившейся ситуации из статей в СМИ, люди стали судить о характере Виктора и его манере ведения дискуссий по комментариям в сообществе «Подслушано Ставрополь», попавшим в уголовное дело. А это все-таки неправильно - сообщество позиционирует себя как развлекательное и юмористическое, и серьезные дискуссии там не велись.
Кроме того, тон и манера обсуждения задавались администраторами сообщества изначально в публикуемых ими постах. А также оппоненты вели дискуссию не совсем честно - удаляли свои комментарии, меняли свои псевдонимы и информацию на своих страницах в процессе обсуждения, использовали оскорбления и угрозы, иногда не брезговали явной клеветой.
Поэтому Виктор вел эти дискуссии под влиянием эмоций, в попытках отбиться от многочисленных нападок, а серьезных дискуссий с его участием просто никто не видел. Фактически, большинство людей увидели его и узнали о нем из многочисленных репортажей, интервью и статей, сравнили его комментарии журналистам с теми злополучными комментариями в соцсети. Естественно, удивились и подумали, что произошли какие-то перемены.
Но он ведь и раньше умел выражать свою точку зрения и отстаивать свои убеждения, приводя убедительные аргументы, так как много читал, как художественную, так и научную литературу, в том числе и религиозную. Ведь заниматься исторической реконструкцией невозможно, не имея обширных и глубоких знаний.
-И в заключение - твои пожелания Виктору перед следующим заседанием суда.
Удачи и победы! И стойкости - ведь очень трудно сражаться с подлостью практически в одиночку, но допустить, чтоб она победила, ни в коем случае нельзя.
Беседовала Елена Большакова, журналист, культуролог