влияние власти на китайскую символику

Sep 21, 2020 19:29

Писатель династии Тан Дуань Чэнши проследил историю пиона и утверждал, что цветок редко упоминался до VII века. По его словам, в период Кайюань (713-741) некоторые редкие виды пиона были впервые выращены в Чанъане и стали высоко цениться в период Тяньбао (742-755). Изучая литературу и искусство того периода, он указывает, что пион внезапно расцветает в поэзии, живописи и декоративном искусстве. Самым очевидным фактором этого внезапного энтузиазма по поводу пиона в Тан было то, что император предпочитал этот цветок.

Согласно хроникам, когда пион впервые был выращен в императорском саду, император Сюаньцзун вместе с фавориткой Ян Гуйфэй нанес визит в сад, когда цветы были в полном расцвете. Сюаньцзун сказал: «Мы должны насладиться красотой близнецов: цветка и наложницы». Император вызвал известного поэта (Ли Бай, 701-762), служившего в то время в императорском доме, и приказал ему составить сборник из трех текстов в честь Ян Гуйфэй и великолепного пиона. В этих стихотворениях пион сравнивали и отождествляли с императорской любимицей.

Это привело к популярности пиона. «Когда пион удостоен чести императора, он смотрит свысока на десять тысяч других цветов». Ян Гуйфэй также была ответственена за популярность определенного вида пиона под названием «Красный Ян». Название произошло от инцидента, когда Ян Гуйфэй оставила отпечаток пальца на цветке пиона. Сюаньцзун был удивлен «несчастным случаем» и приказал выращивать именно этот пион в императорском саду, создав новый вид с красными отметинами на лепестках. В результате вся империю просто сошла с ума по цветку. Садоводы, специализирующиеся на выращивании пионов, пользовались большим спросом для работы в императорских садах. Некий Сун Данфу пользовался благосклонностью императора из-за его способности выращивать тысячи видов пионов.

Волну энтузиазма по поводу пиона, исходившую из императорского дворца, можно увидеть в рассказах, стихах и официальных отчетах династии Тан. Восхищение этим цветком выражено в сочинениях поэтов и садоводов того времени.

Бай Цзюй написал в стихотворении: "В течение двадцатидневного периода цветения и увядания пиона все в городе почти сумасшедшие". Историки также подтверждают поэтические рассказы: "В Чанъане люди предпочитают пион, с момента начала сумашествия прошло более тридцати лет. Ежегодно в конце весны многочисленные колесницы гоняют так, будто их возницы сошли с ума. Общество утверждает, что это позор, если кто-то не следует моде. И буддисты, и даосы посадили множество видов пионов в храмах, чтобы получить прибыль. Самые дорогие экземпляры стоят несколько десятков тысяч наличными".

Мотив пиона пронесся через танскую литературу, декоративное искусство и живопись, в конечном итоге преодолев все экономические и социальные барьеры. Императорская ассоциация привела к тому, что цветок приобрел политический подтекст и стал символом имперской мощи. Обладая величественной элегантностью, великолепием и аристократическими ассоциациями, пион провозглашается "Королем всех цветов", царственной красотой небесного аромата и "Красотой, способной свергнуть город или страну". Это один из самых устойчивых и широко распространенных образов в китайской литературе и искусстве, прочно стоящий как символ чести, богатства и благородства.

Изображение пиона и сливы отсылает к дружбе императора Гуанву (годы правления 25-57 нэ) и Ян Гуана, выдающегося литератора. Они дружили с детства. После того, как Гуану взошел на трон, Ян стал отшельником, отказавшись от предложения своего старого друга стать придворным. После этого он стал одним из самых известных отшельников и моральных примеров китайской истории.

The Symbolism of Flowers and Birds in Chinese Painting Oriental Art, 2000
Yang Liu

китай, символика

Previous post Next post
Up