Праздник Цинмин на реке Бянъхэ (детали, мелочи, находки)

Oct 26, 2013 09:12

приличный скан сунского свитка (12-го века), довольно сложно найти.

будем рассматривать мелочи, подробности и детали, в порядке "слева-направо". свиток замечательно смотрится в обе стороны, но у меня на такой проход есть 3 причины.

во-первых - почему бы не соригинальничать?

во-вторых, левее-левого - калиграфия, дает нить к соображению, почему свиток, на котором нет никаких ссылок на праздник, называется "цинмин" (это название большого праздника).

примерный перевод калиграфии:
автор работы Чжан Цзэдуань, который пришел в столицу в молодости для получения образования. выучился на художника. мастер архитектурного жанра, он изобразил город, рынок, мосты, стену и транспортную систему. у него есть свой собственный стиль. коллекционеры должны оценить данное сокровище.
написано Zhang Zhu в день Quingming год (1186) династии Dading.
Zhang Zhu (張翥 1287-1368) поэт династии Юань (чингизиды).

есть версия, что именно поэтому картину называют "Праздник Цинмин...". поэт виноват, непонятно подписал.



эта фигура ученого, в узнаваемой шляпе и очень харАктерным лицом, может быть автопортретом автора. потому что это почти единственная фигура, с отличимыми, узнаваемыми чертами лица.
если считать, что свиток начинается здесь (и нет потерянной левой части), то можно считать, что фигура въезжает (а скорее вЫезжает) здесь в мир свитка. сидел-сидел дома, и решил прогуляться в мир. потом подумал-подумал, и решил реальный мир заменить виртуальным.

и это причина в-третьих. попробуем прогуляться по свитку вместе с "автором".



пара женщин беседуют с владельцем заведения. судя по вывеске "официальный дом Жао", это может быть хозяин. другие надписи, в разных вариантах сообщают, что здесь лечат разные болезни. сразу за офисом - личный дом. довольно много людей упоминают и описывают эту сценку, но никто не упомянул о том, что у женщины в руках - ребенок. так что версию "женский врач", с которой все согласны, я бы поменял на "семейный врач", или "врач общей практики, который все лечит". но судя по тому, что дом в городе (именно внутри городской стены), и у него на приеме пара женщин, без сопровождения (т.е. сами вышли из дома, и сами пришли), то это очень дорогой, и заслуживающий доверия врач.

к слову, данный период характерен ростом интереса к медицине. появляются много медицинских трактатов, начинается обучение врачей. как обычно, все это было начато интересом императора к медицине, но привело к популяризации медицины в обществе. в том числе были созданы медицински осмотры (некие стандарты здоровья), были описаны различия в болезнях, в том числе женских. медицина начала развиваться как наука, и, как коммерция - зарабатывать деньги.



я писал: "за перекрестком - колодец... потому что больше чем наличие чистой воды в городе, автор показать не смог."
но фишка ровно в этом. крупнейший город мира страдал от проблем с наличием чистой питьевой воды. и под давлением жителей, власть согласилась выкопать еще несколько городских колодцев.
вообще история странная. город стоит на реке и испытывает проблемы с наличием чистой питьевой воды. власть не разрешает рыть колодцы, но под давлением жителей таки организовывает несколько новых. и именно об этом факте, с кучей подробных деталей, сообщает художник.



на табличке надпись "освобождение". это - ломбард.
меня смущают посиделки рядом. и то, что лошадь, похоже, тоже оценивают. кредитная наверно лошадь. какой-нибудь рыжий феррари. наверно, был подарен мамой на совершеннолетие, как будущей гордости семьи - чиновнику. сдается в ломбард, потому что ну очень выпить хочется.



на перекрестке - сразу 3 монаха. черный - буддистский, пара в белом - даосы. с буддийским монахом активно беседуют, даосы - сами по себе.
даосы были выше по статусу. это была почти официальная религия. даосские монахи очень долго (несколько династий!) были личными императорскими поисковиками вечной жизни, и залечили (до смерти) на этом пути довольно много монархов. одним из компонентов эликсира вечной молодости, который надо было пить, была ртуть.



общий план правой части городского перекрестка. если сам перекресток, как элементы мозаики,  набран из отдельных сценок, то здесь довольно длинный смысловой кусок.
1 - выставленные бочки винного магазина.
2 - начало вывески "ароматный...". видимо про вино.
3 - флаг, обозначающий, что это именно винный магазин.
4 - уличная торговля закусками (фаст-фуд), перед винным магазином.
5 - гостиница, в которой "не спрашивают имен". скорее всего с рестораном.
6 - госпиталь. фактически, в одном здании с вином и анонимной гостиницей.
т.е. это такой угол порока: пьянство, чревоугодие, непоиймискемчто. и, есличо - госпиталь тоже за углом наш. (так же, в этой сценке не единожды упоминают и женщин легкого поведения, где то в куче перед магазином. если кто найдет - ткните пальцем, кто из них женщины.)
7 - мужик собрал вокруг себя толпу литераторов. ну и как же без литераторов в обители порока?

и ровно напротив этого места, через улицу
8 - сьем жилья, для длительного проживания (вывеска).
9 - человек готовится к экзамену - собирается сдавать на чиновника.



там где бочки винного магазина - голый мужик натягивает лук. некоторые считают, что он испытывает лук на прочность, но есть другая, более здравая версия.
это крупнейший город мира, и центр торговли, куда стекаются много дальних караванов. для их защиты нанимали буквально всех желающих-мимохожих прямо на улице. для того, что бы быть нанятым в качестве охранника каравана, надо было натянуть лук. и вот очень похоже, что именно этот процесс идет за бочками. некий совершенно голый человек, т.е. по версии китайской этики, или полный оборванец-безпортошный, или дикарь-варвар с периферии, натягивает лук, что бы быть нанятым в охрану каравана. если его берут, то его оденут и накормят, т.е. он будет принят в рамки общественной этики - станет членом общества. или нищий станет на уровень выше, или дикарь станет китайцем. тяни, мужик, старайся - китайцем станешь.



слева от входа в город, ниже каравана верблюдов - парикмахер бреет клиента. хочешь быть китайцем - имей приличный внешний вид, побрейся. причем не важно, в столицу ты приехал, и хочешь выглядеть как приличный, или выезжаешь из нее, и будешь представителем столицы за ее пределами (а этот-то - из столицы приехал, и не бритый). так что все верно - именно у ворот!



слева от входа в город, выше каравана верблюдов - таможня. подсчет товара, деньги за ввоз, бумаги... спиной - владелец. остальные, в официальной одежде - таможенники.
тут тоже есть смысловая связь: мужик с луком, таможня, караван (хотя и выходящих) верблюдов. верблюды тоже не символ китая. они явно пойдут на запад, в пустыню. столица много и далеко торговала.



на мосту, перед городскими воротами, в правой части: очень напоминает одного известного художника. с ходу картину не нашел, так что скажу так: где-то я уже эту наглую рожу видел. :-)



на мосту, перед городскими воротами, в левой части: дама под вуалью. на свитке таких несколько.



правее моста, на перекрестке, тоже девушка в такой-же дорожной шляпе, но на этот раз без вуали. зато с веером. надо же чем-то приличной девушке прикрывать лицо. перед ней бежит слуга, который разруливает встречных быков с повозками.



занятная сценка ниже перекрестка. женщина что-то втирает мужику (пилит наверно), а в это время, его, за полы одежды, теребит ребенок.



над перекрестком, по самому верхнему краю -  буддистский монастырь (единственный монастырь на свитке) и монах перед входом (не единственный на свитке).



это официальная резиденция, или жилище чиновника. может быть опознана, по наличию набора определенных признаков, которые предписывались для дома чиновника, как часть статуса. перед входом охрана.
в правом-верхнем углу, можно догадаться - лошадь. все пишут, что она устала, лежит-отдыхает. по-моему она тупо не дорисована.



гадатель. причем крутой такой. во-первых, у него 3 официальных услуги (вывески): ищу благоприятные дни, гадаю, предсказываю. во-вторых, он занимает целый домик. и в-третьих, у него куча народу - очередь.



в нижней части, по краю - женщина в дорожной шляпе, и с косой. коса может обозначать, что она не замужем. это примерно как сейчас девушка в дорогом автомобиле.



возможно гататель, но скорее всего он просто читает и толкует свиток, который развернут перед ним на земле. собрал вокруг толпу.



автомастерская. мастер собирает колесо, но в финале, должна получится такая одноколесная тележка, которая много раз повторяется на свитке. у него за спиной - помощник, или ученик, который вырезает следующую деталь для сборки.



дошли до поворота реки. правое судно буксируют вверх по течению, левое идет вниз. управляют левым судном довольно много человек, с помощью пары весел, одного на носу и одного на корме. эта пара без проблем расходиться встречным курсом, в отличии от сценки под мостом-радугой.



мост-радуга. в нижней части, по краю свитка, пара рабочих (видно по одежде и по ноше), ставят корзины на землю, прямо перед зонтиком с надписью "пить". держи их лови! сначала работа, потом выпивка.



мост-радуга. под мостом разворачивается аварийная ситуация с парой судов, поэтому все внимание людей - вниз, под мост. но сам мост забит по обоим сторонам торговыми точками, места для прохода очень мало, практически в один ряд, поэтому, в верхней части моста, разворачивается еще одна потенциально аварийная ситуация: на встречу в узкий проход сошлись пара верховых конных (признак очень высокого статуса), и красивый паланкин с кучей слуг (тоже не низы общества). и там и там передние пытаются разрулить встречу. расходятся справа - правостороннее движение на всем свитке.



на всех 4-х углах моста, можно заметить конструкцию, которая - аналог дорожного знака. этот знак должен быть виден издалека, и он обозначает именно мост. в ночное время, на верхние перекладины поднимали фонари.
т.е. вот эти балбесы, на судне под мостом, только перед мостом опускают мачту. очевидно, знак они не видели. еще раз - там 4 знака, на каждом углу. и на одном из них сидит журавль. наверно как счастливый знак того, что зритель нашел все.



нижнее начало моста, справа. вот этот, полу-затертый - ребенок, один. это единственное место на свитке, где ребенок без сопровождения женщины.



дальше, левее моста, под гребущими мужиками - хозяйка стирает и сушит.



в нижней части, под стиркой, еще одна дама под вуалью, с косой и в седле. похоже у них тут гнездо.



в верхней части того же куска - бурлаки. тянут длинный трос, которые мимо пары пришвартованных судов. причем эта нить, тащит за собой и внимание зрителя. с какой стороны не смотри, а все интересно, что окажется на другом конце. поиск напоминает разгадывание лабиринта.
рабочие одеты (в отличии от ученых и чиновников) в штаны, и традиционные соломенные, широкополые шляпы.



идя следом за буксировочным канатом, проходим корабль-дом. это совершенно точно жилое судно, которое вряд ли используется для дальних плаваний, а скорее принимает на борт туристов для проживания "на воде", на какой-то срок. можно рассмотреть внутренние жилые помещения, столы-стулья, и даже какая-то "туристка" выглядывает в окно, а "турист", похоже, пошел прогуляться по карнизу, на свежем воздухе.



над канатом, некий прибрежный ресторанчик, в котором можно заметить группу в одинаковой одежде, которую мы видели раньше много раз. это или творческие работники, либо будущие чиновники - готовятся к сдаче гос-экзамена, на должность чиновника.



на другом конце буксировочного каната оказывается судно, в котором некий мужчина в темной одежде, управляет командой. при этом он активно жестикулирует. поза начальника, активно раздающего указания руками, на свитке встречается не раз. автор довольно ясно разделяет социальные слои общества.
в нижней части судна - открытое окно с женской фигурой. но судно не похоже на прогулочное. возможно жена хозяина, или попутный пассажир.



дальше, еще правее, суда сгрудились у входа в прибрежный ресторанчик. и пара мужиков, тоже решает, входить или нет в дверь, завешанную полосками материала.
на корме ближайшего судна, виден процесс приготовления обеда. похоже на плиту. как же они с огнем, да на деревянном-то судне?



выше и левее - спящий мужик на корме. тут можно разглядеть довольно много соломенных шляп, которые сушатся на козырьке, и сложную конструкцию руля судна. шляпы - традиционны, пережили много столетий, а вот руль знаменит тем, что может менять глубину погружения (его можно поднимать и отпускать), и этим приспособлен для прохождения по мелководью.



еще левее, по верхнему краю свитка - магазин бумажных товаров. тоже именной - "магазин семейных бумажные товаров Вонга".
скорее всего это ритуальные товары, возможно деньги или другие бумажные копии реальных вещей. смысл в том, что для усопшего надо сжечь некоторое количество чего-то, что он получит, по прибытии на точку встречи всех предков. поэтому надо насжигать побольше бабок, потому что какой китаец без денег. а что бы не тратить понапрасну - надо сжечь понарошечные деньги.



торговец руководит разгрузкой своего товара. поза указующего перста, такая же, как у других начальников на свитке. одежда и головной убор ясно отличаются от одеяния работников.



буквально над этой сценкой - гадатель, у которого в руках шест с флажком, что он официальный профессионал.



еще чуть правее и выше, человек просто одевается. у его ног лежит какая-то странная палка, смысл которой я не нашел. судя по одеже, вроде рабочий. где-то вычитал, что это - вешалка. странно, что человек таскает с собой палку, только для того, что бы на нее вешать одежду.
тем не менее, сейчас уже понятно, что это видимо все же утро. а в городе - явно день. так что логически, просмотр свитка "по-порядку", должен быть именно справа-налево. ну да ладно, досмотрим как начали.



смотрим на деревенский дом. в верхней части, некая ирригационная система на поле. не очень хорошо понятно, или это колодец, от которого носят воду (вспоминаем проблемы с водой в столице), или на поле все же проложены оросительные каналы. перед домом - коровы, в доме - явно кто-то живой. можно заметить, что крыша у домов соломенная.



чуть левее и ниже, еще одна сценка с ребенком. не сказать, что бы детей было мало на свитке.



еще правее, по дороге, очень смешной кусок, где часть изображения просто исчезла от времени. говорят, что здесь человек ловит убежавшую лошадь. ну не знаю. человека вижу, лошадь - нет.
дальше, направо-вверх, по дороге приходит процессия с носилками. мы туда не пойдем.



правее и ниже, среди развесистых ив, под навесом сидит человек, и просто смотрим на улицу. покой и природа.
и еще, начиная с этого перекрестка и дальше направо, все дороги ведут не вдоль свитка, как было в городе и сразу за ним, а гуляют как хотят, во все стороны.

Праздник Цинмин на реке Бянъхэ, китай, картина, top 100 chinese paintings

Previous post Next post
Up