Jul 09, 2015 21:33
Вот тоже накатала в фейсбучике длинный ответ, стало жалко. Пропадет же там, в этой прорве. Пощу сюда. Он сыроват, но и тема меня интересует, постараюсь вернуться.
В детстве у меня было о-оочень много страхов. В подавляющем большинстве, эти страхи происходили из не вполне понятных обрывков "страшных" разговоров взрослых: про болезни, про преступников, увиденных краем глаза (а часто - услышанных через дверь, когда смотреть фильм запрещалось, но не слышать-то его из постели в комнате в обыкновенной советской квартире было невозможно) фильмов, не до конца понятых страшных книжек. Фантазия быстро добирала свое.
Разумеется, это были глупости. Фактически - глупости. Но страх был настоящий. И оставалась я с этим страхом один на один. По двум причинам. Первая причина - какое-то необъяснимое понимание того, что ко взрослым идти с этим страхом бессмысленно. Это понимание действительно необъяснимо. Я не помню, чтобы кто-то из родственников меня явно "послал" с этим моим страхом, объявил бы его ерундой, игрой моей дурацкого воображения. Я этого не помню. Но я и не помню, чтобы я поверяла свои страхи взрослым. Откуда взялось это понимание?
Вторая причина была мне ясна даже в том, детском возрасте. Я бы не смогла описать суть страха. Даже когда я для себя пыталась словами проговорить, чего я боюсь, - получалась ахинея какая-то. Но страх от этого не пропадал. То есть, мне нужно было бы объяснить взрослым, что я боюсь непонятно чего.
В моей взрослой жизни, я дважды попадала в ситуацию, когда я и мои друзья оказывались такими мерзкими тетками, которые говорят непонятные, но очевидно страшные вещи в присутствии ребенка, и ребенок начинает бояться. Один раз я это быстро обнаружила и прекратила разговор, второй раз не заметила, в чем каюсь.
Но главное - это же так заметно, что ребенку начинает становиться страшно! Как этого можно не заметить, я не понимаю.