Молдова

Длительность:
3 дня

Бюджет:
~700 грн (включая дорогу из Киева).

Валюта:
В ПМР - приднестровские рубли.
В Молдове - молдавские леи.
Курс как одних, так и других к гривне примерно одинаков - около 1.5

Язык:
В ПМР все на руссокм. В Молдове официальный язык молдавский, вывески в основном на молдавском. Абсолютное большинство понимает и говорит по-русски, хотя между собой часто общаются на молдавском. За всю поездку встретился только один человек, с которым пришлось объясняться жестами.

Питание:
В кафешках примерно в полтора раза дешевле, чем на Украине. Интересны супы: они любят добавлять туда квас, от чего те становятся кисловатыми.

Проживание:
Молдаване, видимо, считают себя истинными европейцами, а посему гостиницу дешевле 30 евро найти сложно. Положение спасают импровизированные хостелы и квартиры, за ночь в dorm room возьмут 7 евро.

Транспорт:
Маршрутками и автобусами можно добраться везде. Автостоп - просто песня - подбирают почти сразу.

Куда едем? В Крым! Ладно, поехали в Молдову.
Так началась поездка в стиле "финт ушами", коим я уже давно не путешествовал. Шевельнулась тёплая ностальгия тех поездок, когда маршрут составляется уже в поезде, а билеты покупаются перед отправлением. За день до поездки, выбор был сделан просто: в Крым билетов нет, значит едем в Одессу. Из Одессы билетов нет - значит поедем автобусом. Пока ездили покупать обратные билеты на автобус - закончились билеты туда на поезд. Ещё раз ехать на автовокзал - леньки, в результате чего утро следующего дня порадовало появившимися билетами на поезд. Ура.

Бендеры.
Из Одессы на Кишинев автобусы ходят регулярно, ехать около 5 часов. Мы же поехали в Бендеры, куда автобусы ходят ещё чаще. На въезде в город с дороги хорошо видна крепость. Однако попасть в неё не просто: прямо перед входом военная часть. "Рад бы вас пустить, но в гражданском - не могу" - ответил нам паренек на проходной - "но вот там, вдоль забора, есть тропинка...". Метров через двести, перед крепостью, забор части заканчивается и можно пройти как в крепость, так и на территорию части. Цитадель в плане представляет из себя квадрат с круглыми башнями по углам и по одной квадратной башне на каждой из сторон, перед входом - ров и мост, упирающийся в ещё одну башню. С одной стороны крепость спускается по откосу несколькими бастионами и дополнительными стенами с остатками башен, в самом низу - ещё одни входные ворота.
Бендеры - город в стиле экс-ссср, со старыми памятниками, украшен в перддверие праздника оставшимися с "тех времен" гирляндами и лампочками. Старый лунапарк с проржавевшими каруселями-аттракционами, чудом сохранившейся площадкой с парой машинок на электротяге - такие, с длинным штырём-токосъёмником сзади, искрящим по натянутой под потолком сетке. На одной из них даже кто-то катлся, когда мы проходили мимо. Молочная кафешка - детская радость и ностальгия - с мороженым и молочными коктейлями детства, сделанными совковыми миксерами - ммм, вкусняшка...
Ещё пара слов про границу. При въезде в ПМР дают иммиграционку, на которую и ставят штампики, а при выезде - забирают. Украинцы штампы не ставят никуда вообще, однако все же рекомендуется попросить их это сделать, в противном случае при выезде будут долго спрашивать когда, где и зачем въезжали в Молдову и по всей видимости хотеть денег. Денег, правда, можно не давать.

Кишинев.
Между Бендерами и Кишиневом регулярно курсируют маршрутки. Границу между ПМР и Молдовой прошли быстро - молдаване даже паспорта не проверяли (странные они - сами штампы не ставят, а потом при выезде из страны возмущаются - почему штампа нет). По приезду сразу стали искать ночлег, попутно гуляя по городу. Гостиницы оказались дороги, а все места в небольшом хостеле заняты, но нам повезло - оказалось, дочь хозяйки хостела сдаёт комнату в своей квартире туристам, а так же работает экскурсоводом. В результате, помимо постели и душа, мы получили ещё и информацию о том, как и куда нам лучше ехать завтра.
Впечатления от Кишинева остались положительные, по архитектуре отдаленно сравним с Киевом, люди доброжелательны. Есть интересные строения, как то: триумфальная арка на главной площади, церковь там же - сам не знаю чем она мне понравилась, фонтан в странном китайско-греческом стиле. Много зелени и парков.

Каприяна и Хынку.
Два монастыря. В Каприяну уехать маршруткой не проблема. А вот оттуда до Хынку пришлось добираться автостопом. В Каприянах стопить особо нечего, надо пройти несколько километров до трассы, зато там нас практически сразу подобрал мажорный мерседес и довёз до поворота на монастырь. Два километра от трассы к монастырю тоже не пришлось идти - подбросил местный жигуленок. Из Хынку, почти от храма, и до самого Кишинева нас довёз мужичёк, очень сильно мне напомнивший Винни Джонса из "Карты, деньги, два ствола". Может это он и был?..
Пару слов про сами монастыри. Интересно, что в Молдове можно встретить рядом очень разные храмы - видели высокие пикоподобные деревянные церкви закарпатского типа, румынские однонефные, по типу расписных, православные со множеством куполов. Причем это разнообразие встречается даже в пределах одного монастыря - как в Каприяне. Монахов почему-то охраняют дядки в форме, сильно похожие на Беркут или ОМОН - по территории натянуты красно-белые ленточки, за которые заходить нельзя, за чем и следят охранники.
В Хынку две церкви - одна действующая, и ещё одна - стоящаяся, интересной формы, хотя что в ней необычного и притягательного - описать сложно. Рядом лежат купола, стоит стойка с колоколами и аккуратно разложен стоительный мусор. Ещё есть несколько прудов, где ловят рыбу, и источник.

Старый Орхей.
В тот же день из Кишинева поехали в Старый Орхей. Тут надо знать, что, во-первых Орхей и Старый Орхей (Орхей Вечи) - это два разных поселения на расстоянии около 30 км друг от друга, во-вторых, Старый Орхей сейчас называется двумя деревнями, его составляющими - Бутучены и Требушены, и в-третьих, в Орхей маршрутки ходят каждые пол часа, а вот в Старый Орхей - трижды в день.
"Вы к кому-то в гости?" - спросил нас водитель бусика, на котором мы приехали, видимо заметив наши большие глаза и растерянность. Оно и понятно - вечереет, накрапывает дождик, а мы стоим как придурки перед бусом посреди деревни и соображаем куда мы попали и что делать дальше. "Типа, да, но только ещё не знаем к кому..." - последовал ответ. "А вы Людмилу Васильевну спросите, она туристов к себе принимает". Так мы и поступили. Место оказалось из серии домиков закарпатского зеленого туризма и стоило нам по 150 лей с носа.
На утро пошли исследовать местность, а она стоит внимания: большая долина среди холмов, рассеченная большим узким, длинным (пара километров) и высоким мысом в форме полумесяца на две части. Его обтекает и извивается по долине речка, с каждой стороны мыса - по деревне, а на вершине - монастырь. Стены мыса испещрены кельями древних монахов, большая часть из которых сейчас покинута. Есть действующая скальная церковь и обычный наземный храм.

Ну и на последок, волшебные буковки-циферки - контакты, где можно остановиться.
Требушены: Pensiuenea "Vila Verde" Людмила Бузила. Телефон: (+373235)56099; (+373)79270371; (+373)69282310
Кишинев: "Youth center hostel", str. Prunkul 6. Телефон квартиры: (+37322)4880259; (+373)69165529