Маршрут:
Черновцы - (Suceava) - Sighisoara - Brasov - Rasnov - Bran - Sinaja(Peles) - Fagaras - Balea Lac - Sibiu - Hunedoara(Corvinesti) - Deva - Iasi - Gura Humorului - Suceava
Черновцы - (Сучава) - Сигишоара - Брашов - Ришнов - Бран - Синая(Пелеш) - Фагарас - оз. Балеа - Сибиу - Хунедоара(Корвинешть) - Дева - Яссы - Гура Хуморулуи - Сучава
Бюджет:
~400 евро (полностью, с едой, дорогой, визой и оплатой услуг агенства)
Длительность:
9 полных дней. Турагенства сказали бы 11 (выезд вечером в пятницу, возрвщение через неделю в понедельник утром).
Валюта:
Леи. Курс к гривне: 1 к 2. Несмотря на соседство с Украиной, гривны в обменниках не принимают, поэтому стоит запастись евро или долларами.
Еда:
В супермаркетах продукты раза в 2 дешевле, чем на Украине.
Кафешки и ресторанчики тоже вполне недорогие. Еда вкусная.
Румыны любят острое и уксус. Большинство салатов, что мы ели, были просто-таки залиты уксусом. Поэтому кто этого не любит - надо внимательнее смотреть в меню.
Транспорт:
Поезда. Мы их определили как списанные из Польши. Обычно - сидячие купе по 6 (1й класс) или 8 (2й класс) человек. Вопреки совету не ездить 2м классом (много цыган) - в большинстве ездили именно им и не испытывали никаких неудобств. В 1м классе сиденья можно разложить так что получится один большой мягкий диван на всё купе (я не знал этого, когда был в Польше). Очень полезно, когда едешь ночью. Ещё один момент, который стоит знать о поездах: они всегда опаздывают.
Автобусы/маршрутки. Ничего особенного - как и в Украине, может чуть хуже, чем в Польше. В отличие от поездов - ходят чётко по расписанию, иногда даже приезжают раньше. Дороги ремонтируются одновременно по всей длине и во всей стране: периодически пол дороги разрыто и машины едут сначала в одну сторону, потом в другую по одной и той же полосе. Регулируется такое движение как правило двумя светофорами - в начале и в конце разрытого участка.
Проживание:
В каждом городе несложно найти недорогие хостелы и отели. Минимальная цена в зависимости от города: 30-50 лей.
Цыгане:
В больших городах и особенно в центре этих городов цыган практически нет, зато есть много полиции. На окраинах же и в маленьких городишках - напротив, цыган очень много. Ходят, попрошайничают. Как правило довольно большими группами, до десяти человек. В одиночку находиться среди чумазых личностей - стрёмно, но компанией в 4-5 человек вполне нормально, даже интересно. Попрошайки не сильно навязчивые, достаточно прикинуться шлангом, мило улыбаться, качая головой, и разглядывать их - и они поймут, что толку с вас не будет, и убегут сами. Также можно вежливо послать их на ... - тоже проблем не будет.
С чем ассоциируется обычно Румыния? Цыгане, Трансильвания, граф Дракула, мамалыга, расписные церкви.
Именно так и оказалось всё на самом деле. Разве что цыгане оказались не такими страшными, как бытует о них представление.
Румынию условно можно разделить на три района: горы - центр страны, равнины и побережье - юго-восток, и всё остальное. Самое интересное находится в горах. Там и проходила большая часть нашего маршрута. А начало было - в Черновцах, куда мы приехали вшестером, а на следующий день к нам присоединились ещё двое.
Черновцы.
Один из немногих украинских городов, который влюбляет в себя буквально сразу же. Расположен на довольно высоких холмах; у меня почему то постоянно было такое чувство, что где-то там у их подножия плещется море. Невысокие старые дома, множество церквей, мощёные улицы - своеобразный микс львовского, крымского и киевского колорита. Было ошибочным моё мнение о том, что в Черновцах интересен лишь университет. Хотя он заслуживает свою популярность, сам город не менее интересен.
На следующий день был ранний подъём, чтобы успеть на единственный автобус до румынской границы. Сучава - первый румынский город на нашем пути был удостоен беглого взгляда да визита в обменник - и сразу на вокзал. Сюда мы ещё вернёмся в конце поездки и посмотрим крепость, а пока надо ехать дальше, через Брашов, куда мы в скором времени вернёмся - тут у нас забронирован хостел, - в Сигишоару.
Сигишоара.
Сюда мы прибыли поздно вечером, когда уже стемнело. Быстро нашли хостел и пошли гулять. Оказалось, мы попали на фестиваль и в центре города были гулянья, а поздней ночью всё это закончилось салютом в старом городе.
Город расположился у подножия высокого двухуступчатого холма, на вершине которого находится резиденция и костёл. На нижнем уступе сохранились старые въездные ворота - большая башня с часами - основная достопримечательность города.
Большая часть следующего дня также была посвящена Сигишоаре - множество мелких мощёных улочек, резиденция а также близлежащий холм, с которого открывается удивительный вид на весь город. Ближе к вечеру выехали в Брашов. Пока ожидали поезда на вокзале - решили поужинать. И старая цыганка угостила нас варёной кукурузой. Вкусной, сладкой.
В Брашове снова оказались поздно, почти ночью. И тут нас ждал сюрприз. Оказалось, что в забронированном хостеле мест нету - представители нашей турфирмы в Румынии что-то намутили, в результате подтверждение на бронь у нас есть, а где спать - нет. К счастью, всё сравнительно быстро разрешилось - приехал владелец хостела, оказавшийся вполне вменяемым мужчиной, созвонились с турфирмой. Недоразумения были выяснены и нас поселили в гостинице по-соседству без дополнительных финансовых затрат.
Ришнов и
Бран.
Изначально было решено посмотреть Брашов в один из следующих дней нашего пребывания в нём. Так что наутро выехали в Ришнов. Цель в ришнове - большая крепость на высокой горе, возвышающаяся над самим городом. Пожалуй, самое большое и самое мощное укрепление из виденных нами за эту поездку. Целый небольшой городок, окружённый неприступными стенами. Напоминает иллюстрации из сказок о Робин-гуде.
Бран находится недалеко от Ришнова, но попасть туда оказалось не так то просто. Мы так и не нашли автостанции в Ришнове; в её поисках вышли на трассу на Бран и ходили около часа по ней взад-вперёд. Румыны оказались ничуть не хуже одесситов в этом плане - посылали нас на этой трассе то в одну сторону, то в другую. В конечном итоге нас спас рейсовый автобус, неизвестно откуда взявшийся и отвезший нас до цели.
В Бране, как известно, есть замок Дракулы. Тут стоит сказать, что сам Влад Цепеш, он же Дракула, в Бране не жил. Но поскольку его замок разрушен, а личность известная, то и решили его "поселить" в одном из красивейших, да ещё и антуражных замков. Красивенная цитадель среди заросших лесом холмистых гор. Внутри - мириады узких проходов, в которых раз плюнуть чтобы запутаться и потеряться - при том, что сам замок довольно компактный.
Брашов и
Синая(Пелеш).
Вообще, каждый город в Трансильвании ознаменован наличием какой то высокой горы. Так вот и над Брашовом возвышается высоченная горка, на которую ходит фуникулёр. Администратор гостиницы предупредил, что забираться на неё по тропинке не стоит - недавно там медведь задрал туриста. Как оказалось, медведей действительно в Румынии много - мы довольно часто видели таблички, на которых предупреждалось об опасности встречи с медведем.
С вершины горы открывается замечательная панорама Брашова. Вдоволь налюбовавшись, спустились бродить улочками, и на одной из них зашли попить кофе. Венский кофе оказался не таким уж вкусным, но вот пирожные в этой кофейне - закачаешься! Вкуснотища неописуемая! Кстати о кофе: практически во всех автоматах наливают замечательный кофе, в отличие от украинских помоев.
После обеда таки выехали в Синаю. Синая - злостный город. Дело в том, что сам замок Пелеш находится, как здесь заведено, повыше, на холме.
Но вот дорога на этом холме усеяна множеством красивейших частных домишек. В Украине каждый такой домик рассматривался бы как целая отдельная резиденция, и посмотреть на него ехали бы с разных городов. Для сравнения: замок Ричарда на Андреевском спуске оставлен далеко позади каждым вторым домиком в Синае. Вот так, останавливаясь через каждые 20 метров для того, чтобы сделать фото, мы поднимались к Пелешу. И попали как раз к его закрытию. Пять минут упрашивания охранников - и мы всё же попали на территорию дворца, хоть внутрь нас всё же не пустили. Одного внутреннего дворика хватило, чтобы у нас у всех отвалились челюсти от неожиданной красоты и контраста с внешней отделкой!
Тем не менее, я не расстроился. А вечером нас ждал ещё крохотный форт в Брашове.
Фагарас и
озеро Балеа.
По предварительно составленному плану поездки у нас был один свободный - резервный - день. Буквально за пару дней до выезда, я надыбал ссылку на красивое озеро в горах Трансильвании. Дополнив его ещё одной крепостью по пути - в Фагарасе - день был использован с пользой. Итак, Фагарас. Крепость, окружённая рвом, заполненным водой. По меркам Трансильвании - ничего особенного. Но это и был всего лишь промежуточный пункт по дороге на озеро - судя по информации в сети, из Фагараса на озеро Балеа ходят автобусы прямо с автостанции. Однако это оказалось неправдой.
Тогда решили добираться как придётся - фигли нам. Сели на электричку (до нужного нам поворота в горы было 45 км.) и благополучно прошляпили свою остановку - какую то деревушку. Вышли на следующей: чисто поле, заброшенное здание вокзала и бомж под забором. Ах да, ещё тропинка в пол шага шириной, но асфальтированная. Уходит куда то в поле. В нужном нам направлении. По ней вышли в деревушку ещё меньшую, чем та, в которой нам надо было выходить. Еле-еле застопили попутку, которая отвезла нас на 5 км назад, до поворота, и тут мы и застряли. В нужном нам направлении едут одни легковушки - семьи едут отдохнуть или даже скорее посмотреть на озеро.
Все разбежались искать, на чём же нам ехать, и тут нам повезло: старинный румын с молодым итальянцем на пару(кем они друг другу приходятся мы так и не поняли) ехали фургончиком наверх продавать сладкую вату. Фургончик без окон, без сидений, на полу дизель да котёл для сладкой ваты. И мы. Куда везут - только ЖПС знает.
И вот водитель останавливает. Открывает дверь, говорит - выходите, полюбуйтесь. Ба! Мы на краю обрыва, а под нами змеёй по ущелью вьётся дорога. Старик сказал нам, что он участвовал в строительстве этой дороги, мы прониклись. Под конец угостил нас сладкой ватой, и мы пошли гулять. Над озером - высокий склон. С вершины - видно озеро. 300 метров мы поднялись по этому склону и оказались на высоте около 2400 м нум. Кстати, надо сказать, что озеро находится на высоте выше Говерлы - около 2100 м.
Сибиу.
Этот город был рассмотрен, но исключён из маршрута. Однако судьба привела нас в него. И целый вечер мы наслаждались его улицами. А наутро двинулись в сторону самой удалённой запланированной точки - замок Корвина.
Корвинешть.
Индустриальный город. Множество заводов, труб и карьеров. И среди этого всего чуть не затерялся готический замок. Тёмный, со шпилями и башнями, с анфиладой к удалённой башне. Со рвом, огибающим высокие стены речкой и деревянным мостом на высоте около 15-20 метров. Огромные тёмные залы с колоннами, поддерживающими сводчатые потолки, винтовые лестницы, вымощенный внутренний двор. И маленькая уютная комнатка в верхушке одной из башен. Может в ней когда-то была заточена средневековая красавица...
Дева.
Под вечер вернулись в Деву и на фуникулёре поднялись на, как это водится, гору. На вершине горы - крепость, вся в лесах, полуразрушенная.
Яссы и Гура Хуморулуи.
Вообще то мы ехали в Сучаву. Но оказалось, что поезд, на который мы взяли билеты, идёт в Яссы. Сообразили мы это буквально за 20 минут до отправления и сбегали взяли билеты от Сучавы до Яссы.
Помимо дворца в этом городе есть несколько очень интересных церквей. Одна - с четырьмя куполами, другая - полностью покрытая лепными орнаментами.
В этот же день умудрились успеть в Гуру Хуморулуи, посмотреть на расписную церковь. Сев на маршрутку до Сучавы и проехав пол дороги, заметили, что эта маршрутка едет как раз туда, куда нам надо. От Сучавы до Гуры водитель довёз нас бесплатно - то ли не понял, чего мы хотели, то ли понял, но денег не взял.
Сучава.
В следующие пол дня - до автобуса на родину - посмотрели полувосстановленную крепость Сучавы. Цитадель, обнесённая стеной с несколькими бастионами и сухим рвом.
В 12 нас увёз автобус до Черновцов. Сразу же несколько разительных отличий: если в Румынии с транспортом проблем не было, то на родной Украине как обычно оказалось, что билетов до Киева нет ни на поезд ни на автобус. Ехали с попуткой, которая возит народ из Черновцов в Киев в консульства для оформления виз. Конечно, за двойную цену. По дороге на какой то заправке в автомате брали кофе. Я выплюнул его как только попробовал.
Вот и говорите после этого: цыгане, цыгане...
Участники:
Гадёныши: Юра и Таня. Присоединились в Черновцах.
Коломыйки: Дима и Наташа. Откололись в Сибиу.
Женя. Старый знакомый по поездке в Польшу.
Лёша. Новый знакомый.
Мы: я и Олеся.