Автор:
Алихаджи аль-Кикуни аль-Чиркави
Источник:
Даруль-Фикр.Ру Дети Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, от Хадиджи, разыАллаху анха.
Хадиджа, разыАллаху анха, родила Пророку
Зайнаб, Рукию, Умм Кульсум, Фатиму, Касыма и Абдуллаха, которого называли Таййиб-Тахир. В некоторых риваятах говорится, что Тахир и Таййиб - это два сына. Все они родились в Мекке до ниспослания Откровения. Все дочери уверовали в посланническую миссию Пророка
, и все они совершили Хиджру. Зайнаб, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, Рукия, разыАллаху анха, сначала совершила хиджру в Эфиопию вместе с супругом Усман-асхабом
, а оттуда они приехали в Медину. Она заболела в день газавата при Бадре и умерла. Умм Кульсум, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, когда умерла её сестра Рукия, разыАллаху анха. Усман-асхаб
женился на Умм Кульсум, разыАллаху анха. Фатима, разыАллаху анха, соврешила хиджру в Медину, где Пророк
выдал её замуж за Али-асхаба
. Внуки Пророка
и предводители молодых Рая - Хасан и Хусейн - родились у Али и Фатимы, разыАллаху анхума. Все сыновья Пророка
от Хадиджи, разыАллаху анха, умерли в детстве ещё до ниспослания Откровения, во времена джахилийи. Когда Пророк
уединялся в пещере Хира, Хадиджа, разыАллаху анха, носила ему еду и воспитывала детей. В «Фатхуль-а’лам» написано, что Хадиджа, разыАллаху анха, услышала разговоры курайшитов-мушриков о том, что Пророк
женился на ней из-за её богатства. Услышав это, она подошла к ним, когда они собрались вокруг Каабы и воскликнула: «Я отдала все свое имущество Мухаммаду: если он пожелает, пусть оставит меня, если пожелает - пусть отпустит». В это время Хадиджа, разыАллаху анха, воспитывала 10 детей. Они все жили в доме площадью 25 кв.м., разделённом на три комнаты. Кроме детей от Пророка
у Хадиджи был сын Халат, ещё она воспитывала племянника Зубайра ибн Авама, своего двоюродного брата Али-асхаба и Зайда ибн Хариса. И Аллах сделал для них этот дом просторным. Арабский поэт написал:
سم الخياط مع الاحباب واسعة وسع الفلاة مع الاعداء ضيقة
Когда любимые рядом,
И в тесноте - простор.
Когда вокруг враги,
И в широком поле - теснина.
Хадиджа, разыАллаху анха, не только занималась домом и детьми. Когда курайшиты-мушрики устроили мусульманам экономическую блокаду, она помогала мусульманам. Аллах дал Хадидже, разыАллаху анха, силы помогать Пророку
и его сподвижникам. Это было время, когда из-за голода сахабы ели шкуры животных и траву. Блокада продолжалась 3 года (по некоторым риваятам - два), но ни один сподвижник не отошел от Ислама.
وذكر ابن اسحق في اول هذا الخبر قال وقد كان أبو جهل فيما يذكرون لقى حكيم ابن حزام ومعه غلام يحمل قمحا يريد به عمته خديجة وهى مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في الشعب فتعلق به وقال اتذهب بالطعام إلى بنى هاشم فقال له أبو البخترى طعام كان لعمته عنده افتمنعه ان يأتيها بطعامها خل سبيل الرجل فأبى ابو جهل حتى نال احدهما من صاحبه فأخذ ابوالبخترى لحى بعير فضربه به فشجه ووطئه وطئا شديدا.
Ибн Исхак пишет, что, когда Абу Джахль встретился с Хизамом ибн Хакимом, рядом с ним был юноша, который нёс на себе мешок зерна для Хадиджи, разыАллаху анха, которая приходилась ему четвероюродной сестрой. Абу Джахль спросил у юноши: «Ты несёшь еду людям из рода бану Хашим?» Тогда один из мушриков, который был рядом, Абульбухтури, обратился к Абу Джахлю: «Абу Джахль, он несёт свою собственную еду четвероюродной сестре Хадидже, разве ты станешь ему мешать? Оставь его». Абу Джахль решил всё-таки помешать юноше, и между Абульбухтури и Абу Джахлем произошла стычка. Абульбухтури силой усмирил Абу Джахля.
О том, как люди в прошлом переносили трудности, дагестанский поэт написал:
Чем чище сердце раба,
Тем больше испытаний ему посылает Аллах,
Ведь в битве при Ухуде
Убай выбил зуб Пророку
и пролилась его кровь,
Ведь воины Язида отрезали голову нашего саййида Хусейна
В битве при Кербеле и отправили её в Шам.
Разве Абу Ханифа, известный, как имам Аазам,
Не погиб в тюрьме халифа Мансура?
И разве не пробыл много лет в тюрьме
Пророк Юсуф, которого Аллах создал очень красивым?
Разве не распилили пророка Закарию на кусочки?
Разве не убивали авлия - приближенных к Аллаху?
Арабы говорят:
عند الامتحان يكرم المرء او يهان
«Мужчина возвышается и унижается в испытаниях».
Сегодня многие смельчаки уходят, столкнувшись с первыми трудностями. Но сподвижники были не такими - Ислам был у них в сердце, они приняли Ислам с любовью. Когда человек так принимает Ислам, он будет держаться за него, даже если погибнет из-за этого. Самое удивительное, что родственники Пророка
, которые ещё не были в Исламе, тоже несли на себе тяжесть этой блокады, потому что чтили родственные отношения. А разве сегодня мы, мусульмане, чтим так родственные связи, как те мушрики? Многие братья по вере в ссоре из-за денег или клочка земли. Нам должно быть стыдно называть себя мусульманами! Кроме шахады, которую мы произносим, у нас нет других благих дел. Мы гоняемся за деньгами! Мало кто по-настоящему принял Ислам, и от того, что мы не можем показать красоту Ислама, люди бегут от него. Если бы мусульмане распространяли Ислам не словами, а хорошими поступками, в мире бы были только мусульмане. Сахабы знали, что такое Ислам. Уже на 12-ый год после смерти Пророка
сахабы принесли Ислам на землю Дагестана. Наши предки приняли Ислам и не отошли от него, когда ушли те, кто его нам принёс. Наши предки не оставили эту религию, потому что понимали по-настоящему, что такое Ислам. Они знали, что Ислам - это закон, который установил Аллах. Только Ислам может сделать человека счастливым, а материальное - сколько бы его ни дал Аллах - не осчастливит человека. Ислам укрепляет родственные связи, делает человека совестливым, устанавливает между супругами особую связь. Наши предки знали, что такое Ислам.
В истории Ислама было много женщин, которые, подобно Хадидже, разыАллаху анха, стойко переносили трудности. К Майсуне из Дамаска пришли женщины, чтобы выразить соболезнования по поводу гибели её братьев в войне против монголов. Она спросила женщин о цели их визита. Они ответили, что пришли соболезновать. Она ответила: «Я не опечалена, а рада, что мои братья погибли на пути Аллаха», - и показала мешок, где лежала её срезанная коса. Она предложила этим женщинам сделать то же самое с их косами, отнести их на пятничный намаз имаму мечети Омейядов, чтобы тот бросил косы перед мужчинами и призвал их к войне с монголами, захватившими исламские земли. Так женщины хотели сказать, что, мол, если не будете воевать вы, то воевать выйдем мы, женщины. Мужчины вышли в бой, и была большая битва, в которой они одержали победу над монгольским войском. Женщины в прошлом были особенными, Аллах одарил их красотой нрава. У них было прекрасное воспитание, и они по-настоящему стремились к высокому положению перед Аллахом, морально поддерживали мужчин там, где им нужна была поддержка. Тогда женщины берегли свой дом, как могли, довольствуясь тем, что дал Аллах, они не гонялись за благами этого мира и не поддавались страстям.
Пророк
не забыл, что сделала Хадиджа, разыАллаху анха, для распространения Ислама и для сподвижников. Арабский поэт сказал:
ان الكرام اذا ما ايسروا تذكروا من كان ياءتيهم في بيتهم الخشن
Разбогатев, щедрые вспоминают тех,
Кто был рядом в трудные времена.
Имам Ахмад передал, что Айша, разыАллаху анха, сказала: «Пророк
не выходил из дому, не упомянув Хадиджу и не похвалив её. Однажды он вновь упомянул её, и мне стало обидно. Я сказала: «Она была просто пожилой женщиной. Аллах дал тебе лучшую жену, чем она». Пророк
разгневался и сказал: «Клянусь Аллахом, Он не дал мне лучшей жены, чем Хадиджа! Она уверовала в Аллаха тогда, когда все Его отрицали. Она поверила мне тогда, когда все называли меня обманщиком. Она помогала мне своим имуществом тогда, когда все отказали мне в этом. И Аллах одарил меня через неё потомством, от других женщин Он мне не дал детей»».
Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, шестью качествами. Именно из-за них она стала супругой Пророка
. Что это за качества?
Во-первых, глубокая мудрость и чистота рождения. Во- вторых, большая осмотрительность. В-третьих, она занимала высокое положение среди курайшитов. В-четвёртых, у неё был совершенный ум. В-пятых, она не поклонялась идолам и соблюдала религию Ибрахима, алейхи ссалям. В-шестых, она была известна среди курайшитов как Тахира, то есть Чистая.
Пророк
искал богобоязненную, и Аллах дал ему супругу, у которой (к тому же) были и другие похвальные качества. Чаще всего жизнь детям портят их же родители. Причин тому несколько:
1. Отсутствие исламского воспитания. Многие не понимают смысл хадиса: «Обучайте детей намазу с 7-летнего возраста, а с 10 лет, если они откажутся совершать намаз, наказывайте их».
2. Родители выдают детей замуж или женят их не по Шариату. Они опираются в этом на свой нафс и не следуют повелению Пророка
: «Если к вашей дочери посватается человек с благим нравом и крепкой религией, выдайте дочь за него! Если вы не сделаете этого и станете изучать его род и оценивать его богатство, на земле распространятся нечестие и смута».
- حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سَابُورَ الرَّقِّيُّ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ بْنُ سُلَيْمَانَ الْأَنْصَارِيُّ أَخُو فُلَيْحٍ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَجْلَانَ عَنْ ابْنِ وَثِيمَةَ النَّصْرِيِّ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ)َقال رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ…………………..(وَالْحَدِيث قَدْ أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَرَجَّحَ إِرْسَاله ثُمَّ أَخْرَجَهُ مِنْ حَدِيث أَبِي حَاتِم الْمُزَنِيِّ وَقَالَ فِيهِ إِنَّهُ حَسَن .حا شية السندي علي ابن ماج
Если так делать, то большинство мужчин и женщин останутся без семьи и займутся прелюбодеянием. Тогда опекуны женщин буду опозорены и разгневаны, а это приведёт к смуте и убийствам.
Хадиджа - первая, кого Пророк, солляллаху алейхи ва салля обучил омовению и намазу.
Ибн Хишам передаёт от Ибн Исхака: «Когда намаз стал обязательным, Джибриль, алейхи ссалям, спустился в Мекку, чтобы обучить Пророка
омовению. Он совершил на глазах Пророка
омовение и затем Пророк
сделал то же самое перед Джибрилем, алейхи ссалям. Затем Джибриль, алейхи ссалям, встал впереди, и Пророк
совершил за ним намаз. После этого Джибриль, алейхи ссалям, ушёл, и Пророк
пришёл к Хадидже, разыАллаху анха, обучил её омовению, и затем она совершила за супругом намаз».
Из этой истории мы узнали, что первым человеком, совершившим намаз за Пророком
была женщина. Есть правило, о котором Всевышний упомянул в Коране:
«Самые лучшие из вас - самые богобоязненные».
Нет разницы, мужчина это или женщина, белый цвет кожи или черный.
Хаким передаёт в «Мустадраке», что Афиф ибн Амр, который до Ислама был другом Аббаса, занимался торговлей. Когда Амр прибыл в Мекку, он остановился у дяди Пророка
Аббаса, разыАллаху анху. Когда настал полдень, он увидел мужчину, который сначала посмотрел на солнце, а затем совершил намаз. Затем пришли женщина и юноша тоже стали молиться. Амр спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Мой племянник Мухаммад ибн Абдуллах объявил себя пророком, за ним следуют только его жена и этот юноша. Эта женщина - его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша - сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам».
حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ وَأَبُو كُرَيْبٍ وَابْنُ نُمَيْرٍ قَالُوا حَدَّثَنَا ابْنُ فُضَيْلٍ عَنْ عُمَارَةَ عَنْ أَبِي زُرْعَةَ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ
أَتَى جِبْرِيلُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ هَذِهِ خَدِيجَةُ قَدْ أَتَتْكَ مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ فَإِذَا هِيَ أَتَتْكَ فَاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلَامَ مِنْ رَبِّهَا عَزَّ وَجَلَّ وَمِنِّي وَبَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ لَا صَخَبَ فِيهِ وَلَا نَصَبَ
Муслим передал хадис от Аби Зур’а, который слышал, как Абу Хурайра рассказывал: «Джибриль пришёл к Пророку
и сказал: «О Посланник Аллаха! Хадиджа, которую ты возьмёшь в жены, - она подобна сосуду, в котором много и еды, и питья. Передай Хадидже салам от Аллаха и обрадуй её тем, что для неё в Раю Аллах построил дом». Хадиджа, разыАллаху анха, когда Пророк
призвал её к Исламу, сразу уверовала, не споря и не противясь, поэтому Аллах приготовил для неё в Раю дом, где не шумно и где не повышают голос. В некоторых книгах по хадису написано, что этот дом построен из яхонта.
ثَبَتَ فِي تَفْسِيرقَوْله تَعَالَى : ( إِنَّمَا يُرِيد اللَّه لِيُذْهِب عَنْكُمْ الرِّجْس أَهْل الْبَيْت ) قَالَتْ أُمّ سَلَمَة " لَمَّا نَزَلَتْ دَعَا النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاطِمَة وَعَلِيًّا وَالْحَسَن وَالْحُسَيْن فَجَلَّلَهُمْ بِكِسَاءٍ فَقَالَ : اللَّهُمَّ هَؤُلَاءِ أَهْل بَيْتِي " الْحَدِيث أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَغَيْره ، وَمَرْجِع أَهْل الْبَيْت هَؤُلَاءِ إِلَى خَدِيجَة ، لِأَنَّ الْحَسَنَيْنِ مِنْ فَاطِمَة وَفَاطِمَة بِنْتهَا ، وَعَلِيّ نَشَأَ فِي بَيْت خَدِيجَة وَهُوَ صَغِير ثُمَّ تَزَوَّجَ بِنْتهَا بَعْدهَا ، فَظَهَرَ رُجُوع أَهْل الْبَيْت النَّبَوِيّ إِلَى خَدِيجَة دُون غَيْرهَا
فتح الباري
Умм Саляма передала, что после ниспослания аята:
إِنَّمَا يُرِيد اللَّه لِيُذْهِب عَنْكُمْ الرِّجْس أَهْل الْبَيْت -
Пророк
позвал Фатиму, Али, Хасана и Хусейна, одел их в красивые одежды и сказал: «Вы люди моего дома (ахлюль-байт)». Всех их воспитала Хадиджа, разыАллаху анха. Фатима, разыАллаху анха, - её дочь, Али
с детства был в доме Хадиджи, разыАллаху анха, а затем взял в жёны её дочь, Хасан и Хусейн - их дети. Становится ясно, что Хадиджа, разыАллаху анху, тоже входит в число «ахлюль-байт», а другие женщины не входят.
После женитьбы на Хадидже, разыАллаху анха, Пророк
прожил 38 лет, и 25 из них Хадиджа была рядом с ним. Этого не получили другие жены Пророка
. Она первой приняла Ислам и получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути».
А в наше время многие родители не дали детям исламского воспитания, бросили их, позволили им делать, что захотят. Даже животные не бросают своих детёнышей и защищают их от других животных. А ведь Аллах не отправлял к животным пророков, он не дал им разума, как людям!
Расскажем о порядках в семье у тех, кто получил исламское воспитание. Около 500 лет назад жил большой учёный Ибн Хаджар Аскаляни, который написал «Фатхуль-Бари» и другие великие книги. У него было 4 дочери. Когда он приходил после урока домой, то прежде всего пересказывал изученный урок своей жене. А она, в свою очередь, рассказывала его четырём дочерям. Так и он, и его жена, и все его 4 дочери стали большими учёными. Аллах дал им это из-за их усердия. И они получили баракят хадиса: «Если тот, кому Аллах послал двух дочерей, воспитает их подобающим образом, Аллах введёт его в Рай». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, а если он воспитает одну дочь?» Пророк
ответил: «[Он] тоже войдёт в Рай».
Хадиджа, разыАллаху анху, 15 лет помогала Пророку
воспитывая детей. Она вырастила таких детей, которые были готовы встать рядом с Пророком
и защитить его в любую минуту.
Так, в Мекке пустили слух о том, что Пророк
убит. Когда Зубайр ибн Авам
которому было 15 лет, услышал об этом, он вынул меч из ножен и вышел из дома, чтобы отомстить мекканцам за убиство. Али
было 25 лет, когда он выполнил поручения Пророка
в Мекке и вернулся в Медину, а это путь в 500 километров! Пророк
поставил сына Хадиджи, разыАллаху анха, Халата ибн Аби Халата впереди войска в газавате при Ухуде, и тот в бою заставил врага бежать. Харис ибн Зайд погиб вместе с братом Али Джа’фаром в газавате при Мухтате. Вот как женщина может изменить общество, если постарается!
Муслим передаёт от Айши, разыАллаху анха, что после смерти Хадиджи, разыАллаху анха, когда в доме Пророка
забивалось какое-то животное, какую-то его часть он обязательно отправлял тем, с кем Хадиджа, разыАллаху анха, поддерживала дружеские отношения.
Имам ан-Навави, рахимахуллах, пишет в шархе к «Сахиху» Муслима: «Из этих хадисов ясно, как супруги должны относиться друг к другу, как они должны сохранять взаимную любовь и соблюдать права друзей, как при жизни, так и после смерти [кого-либо из супругов]».