Пепел чужих воспоминаний // Николь Краусс "Большой дом"

Nov 24, 2013 20:16

Оригинал взят у vetoni в Пепел чужих воспоминаний // Николь Краусс "Большой дом"
Доброго времени суток! Вот и пришло время обсуждения книги, выбранной в рамках очередного тура. На сей раз мы смело принялись за "Большой дом" от Николь Краусс.

Название в оригинале: Great House
Жанр: современная проза, переплетение судеб, драма
Страниц: 448



Аннотация: "Большой дом" - захватывающая история об украденном столе, который полон загадок и незримо привязывает к себе каждого нового владельца. Одинокая нью-йоркская писательница работала за столом двадцать пять лет подряд: он достался ей от молодого чилийского поэта, убитого тайной полицией Пиночета. И вот появляется девушка - по ее собственным словам, дочь мертвого поэта. За океаном, в Лондоне, мужчина узнает пугающую тайну, которую пятьдесят лет скрывала его жена. Торговец антиквариатом шаг за шагом воссоздает в Иерусалиме отцовский кабинет, разграбленный нацистами в 1944 году. Огромный стол со множеством ящиков связывает эти, казалось бы, параллельные жизни: может наделить своего владельца силой или, наоборот, отнять ее. Для его хозяев стол - воплощенное напоминание обо всем, что сгинуло в водовороте жизни: о детях, родителях, целых народах и цивилизациях. Николь Краусс удалось написать удивительной силы роман о том, как память пытается удержать самое дорогое перед лицом неизбежной потери.


Удивительное попадание в мое текущее настроение и мировосприятие. Не ищите в этой книге солнечной осени и тепла, здесь царит пасмурная погода, а если и пригреет вас солнечный луч, то лишь на пару секунд, чтобы потом убежать. Убежать и дать вам оценить горечь утраты, подтолкнуть к знакомству с призраками былого. Здесь так много строк о том, о чем я думала сама в последние дни, когда любое слово, брошенное в мою сторону, поднимало шерсть дыбом, так что невольно выпускаешь когти. Так что я пряталась в "Большом доме", читая потихоньку строчку за строчкой в дороге, дома в одеяле, украденными минутками ночью в гостях, на кухне и на залитой солнцем лавочке в яблоневом саду. А ей хоть бы хны, этой книге-хамелеону, где и как я ее читаю - настолько плотно погружаешься в переплетение нескольких историй, которые вроде бы про разное, но все равно про одно.

И дело тут не в том самом тяжелом столе, о котором вещает аннотация. Стол - лишь связующая ниточка, которая могла бы порваться, а выдержала. Николь Краусс создала роман, сплетенный из двух категорий персонажей. Первые всячески разрушают - все что их окружает, включая любимых, либо же самих себя. Вторые, словно осколки надежды, пытаются не дать первым окончательно утонуть в хаосе собственных мыслей, поднимая их на поверхность глотнуть свежего воздуха. И вот этих моментов про вспомнить и понять, попытаться раскрутить клубок эмоций обратно - больше всего. Наравне с теми или иными героями мне приходилось ревновать, желать, догадываться, бежать и лгать, сожалеть и ожесточенно ссориться, смотреть в запутанные нити окон и человеческих жизней, чтобы испытать все существующие оттенки эмоций от меланхолии до светлой грусти. И я могу понять тех, кому книга не понравилась тем, что давит и что автор пытается давить на читателя настроением и атмосферой. Но, повторюсь, мне сейчас такие истории почти-любви и чуть-ненависти, прошлого и семейного - самое то.

Какой из этих осколков общего полотна является ключевым? История писательницы Лотте и ее мужа, которые гонятся за призраком молодого паренька? Писательницы-неудачницы Надин, одна случайная встреча в жизни которой перевернула всё? История семьи Вайс, где правит суровой рукой отец, а дочь не знает покоя, пока не выучит от и до очередное музыкальное произведение? Или верх должна взять исповедь отца, который так давно не видел своего сына и по сути не знает, как к нему подступиться? Настоящий хоровод рассказчиков, и не так уж важно, кто где окажется на пьедестале. Потому что хоть кусочки и вышли разными, но все они об одном: о взаимоотношениях внутри семьи, о смерти и старости, об ошибках и попытках их исправить (и не важно, ошибки это исторического масштаба или ссора на кухне между мужем и женой), о случайных встречах и темных ночах, о разлуке и воссоединении. А ты бредешь по этим дорожкам, сметая тут и там пыль, подглядываешь за чужими судьбами, пытаешься представить себе 1944 год в Будапеште. Гонишься за своими мыслями, а они вот, уже спрятаны в строчках этого романа, который для тебя внезапно оказался о столь многом, хотя на первый взгляд вроде бы ни о чем.

Как итог - атмосферное произведение для узкого круга настроений и мыслей, для неспешного чтения и множественных вздохов. Вокруг будут виться призраки печали и грусти, тяжелый стол будет упорно мелькать тут и там на книжных страницах. Действующие лица будут ошибаться и учиться на своих ошибках, узнавать друг друга заново. Увы, учиться эффективно можно только на собственных просчетах и печалях. Но чтобы задуматься, остановиться на мгновение и переосмыслить кусочек своей жизни - тут "Большой дом" в самый раз.

Вопросы для обсуждения:
1. По комментариям-записям ранее я поняла, что у многих книга "не пошла". Что именно не заладилось?
2. Понравилась ли Вам выбранная композиция романа?
3. Какую ложь, с Вашей точки зрения, можно простить, а какую ни в коем случае прощать нельзя?
4. Привязываетесь ли Вы к тем или иным вещам? Связаны ли у Вас с ними, как у некоторых главных героев романа, какие-то особые воспоминания?
Previous post Next post
Up